Урок по теме Действия с натуральными числами


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уколовская основная общеобразовательная школа»
Губкинского района Белгородской области




«МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»


Урок по математике для 3-6 класса
(посвященный Дню конституции)







Подготовила: учитель математики
Башкатова Наталья Павловна





2013– 2014 учебный год



Цель: гражданско-патриотическое воспитание.

Развивающие:
развитие мыслительных действий: анализ, сравнение, обобщение, классификация;
развитие внимания, зрительной памяти, логического и образного мышления, активности учащихся на уроке;
Воспитательные:
привитие интереса к предмету;
воспитание у учащихся чувства товарищества;
Здоровьесберегающие:
создание благоприятных условий на уроке для учащихся.

Задачи:
познакомить учащихся с Конституцией России;
объяснить основные обществоведческие понятия;
развивать познавательный интерес к своей Родине;
воспитывать уважительное отношение к символам своего государства;
воспитывать патриотические чувства;
формировать чувство гордости за свою страну.
Ход урока
 
1.Организационный момент: Физкультминутка.

Звонкий прозвенел звонок.  Начинается урок.  Встаньте прямо, не шумите,  Всё ль на парте, посмотрите.  Все ль на месте, всё ль в порядке:  Книжка, ручка и тетрадка.  Знает каждый ученик,  Будет нужен и дневник.  Здравствуйте, ребята. Сели.  Мы приступим к новой теме.  Ребята, вы любите путешествовать? 

2. Мотивация учебной деятельности.
Сейчас мы отправимся в морское путешествие. Но море не простое, а математическое.
Во время плаванья нам предстоит посетить несколько островов, где мы должны рассказать о нашей стране, а живем мы в великой стране. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край даже на самом быстром поезде, эта дорога займёт целую неделю. Чтобы жители этих островов поняли какие мы патриоты своей страны и захотели побывать у нас. Но все рассказы мы будем совмещать с решением примеров и задач, и если хорошо поработаем, то доплывем до острова, где попытаемся найти клад.

3. Итак, плывем на первый остров знакомств:
Расскажем, из какой страны мы приплыли


стихотворение Сергея Васильева «Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.

Учитель:
- Как называется наша Родина? Наша Родина – Россия (записать на доске)

Ученик читает стихотворение Сергея Васильева «Россия».

Россия
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа-
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким слово Русь.



Чтобы ещё островитяне узнали о нас больше, решим примеры: (на парте карточка 1 с заданиями)
На доске таблица ответов по этой таблице составим слова: Москва – столица России.



4. отправимся на следующий остров : Уж очень обрывистый берег, чтобы наш корабль не разбился необходимо решить задачу: карточка 2 (задача с ответом 180)

Наша страна называется Россия, но её полное название Российская Федерация.
- А что значит слово «федерация»?
- Федерация – это договор, союз.
Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русским на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои республики, свои национальные округа, но все они объединились в федерацию – союз равноправных народов нашей страны. Назовите ответ задачи: 180 – это не обычное число, в нашей стране живут более 180 национальностей и народностей. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.

5. отправимся на следующий остров


О равноправии жителей страны записано в основном законе страны - Конституции. Что мы знаем о ней?
Решим уравнения: 3 кл ответ 12,
4 кл ответ 12,
6 кл ответ 1993 итак, записав ответы мы получим дату принятия конституции РФ.
Это красная дата календаря. Сколько лет исполняется конституции РФ в этом году? Верно 20 лет.


6. и нам пора отправляться на следующий остров
Динамическая пауза.  Легли на парту, закрыли глаза и слушаем.  Звучит спокойна музыка. Шум моря, крики чаек.  Корабли по морю плыли,  К чудо острову спешили,  Ждали там давно гостей –  Первоклассных малышей.  Морской ветер гладит вам щёки, волосы.
Яркое солнышко улыбается и посылает свои жаркие лучи.
Галдят летящие за кораблём чайки, им тихонько вторят дельфины.
Морская прохлада помогает нам восстановить силы. 
7. отдохнули? и нам пора отправляться на следующий остров
Учитель: - Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
- Какие символы государства вы знаете? ( Флаг, Герб, Гимн)
- Государственный флаг означает единство страны.
-Давайте опишем российский флаг.

Ученик: российский флаг состоит из трёх равных полос: белая, синяя, красная

-Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и декоративно-прикладном искусстве.
Бело-синему флагу России уже более трёхсот лет.

Учитель:
-Давайте рассмотрим герб нашей страны. Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история.
- Что представляет собой Государственный герб России?

Ученик:
- Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.
Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

- Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.
В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства.
- На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея.
Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.

Учитель:
- Что вы можете рассказать о государственном гимне России?

Ученик :
- У каждого государства есть свой государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, посвящённая родине. Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны.

-Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.

-При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.


Учитель:
- О государственных символах России вы можете прочитать в книге Пчелова Е.В. «Государственные символы России – герб, флаг, гимн» (Учащимся показывается книга.)
Учитель:
- Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам – это отношение и к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.


8. и нам пора отправляться на следующий остров


А на этом острове самая высокая гора, и чтобы на неё взобраться нужно решить задачу на смекалку (в стихах АВ Фарков ВР №422) и мы узнаем что ещё гарантирует Конституция.

Это права и обязанности

Учитель:
-В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, более 50 статей.

-А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности?
(Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству).
Права и свободы граждан
Обязанности граждан

Право на жизнь
Право на личную неприкосновенность
Право на свободное передвижение
Право на жилище и его неприкосновенность
Право на труд
Право на отдых
Право на образование
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Свобода мысли и слова
Свобода творчества
Свобода информации
Свобода совести, свобода вероисповеданий
Право на получение юридической помощи
Право на получение социальной помощи
Право избирать и быть избранным
Равенство прав и свобод
Обязанность защищать Родину
Обязанность соблюдать законы
Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Обязанность платить налоги


Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Учитель:
Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на нас Родина.
В нашей стране жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижать. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму.
Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание, но если при этом он несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Поэтому, прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать!


Учитель:-Ребята, скажите, а кто является главой нашего государства? (Президент)
- Кто знает, как его зовут? (Путин Владимир Владимирович)
- Какими полномочиями наделён президент?
Рассказ ученика:
- Слово «президент» в переводе означает «сидящий впереди».
Президент России – это глава государства, который избирается народом на 6лет. Он руководит нашей страной, издаёт указы и распоряжения, подписывает законы, ведёт международные переговоры, является Главнокомандующим нашей Армии.
В Конституции записаны права и обязанности Президента.

9. и нам пора отправляться на последний остров


Итог.
Учитель:
-Наш разговор подходит к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, о правах и обязанностях граждан.
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь
Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать себя и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живёте. Вы – будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства.

10. Рефлексия.  Было ли наше путешествие полезным? Что помогло вам преодолеть трудности? Оценивание.  Все, кто активно работал на уроке, получают пятёрки.  А теперь мы посмотрим наш клад.  Вскрывается шкатулка. В нём конфеты. Каждый ребёнок получает конфетку. 
11. Домашнее задание 


12 Дополнительно (при наличии времени отгадывание дня рождения, задуманного числа)



Права и свободы граждан
Обязанности граждан

Право на жизнь
Право на личную неприкосновенность
Право на свободное передвижение
Право на жилище и его неприкосновенность
Право на труд
Право на отдых
Право на образование
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Свобода мысли и слова
Свобода творчества
Свобода информации
Свобода совести, свобода вероисповеданий
Право на получение юридической помощи
Право на получение социальной помощи
Право избирать и быть избранным
Равенство прав и свобод
Обязанность защищать Родину
Обязанность соблюдать законы
Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Обязанность платить налоги

Права и свободы граждан
Обязанности граждан

Право на жизнь
Право на личную неприкосновенность
Право на свободное передвижение
Право на жилище и его неприкосновенность
Право на труд
Право на отдых
Право на образование
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Свобода мысли и слова
Свобода творчества
Свобода информации
Свобода совести, свобода вероисповеданий
Право на получение юридической помощи
Право на получение социальной помощи
Право избирать и быть избранным
Равенство прав и свобод
Обязанность защищать Родину
Обязанность соблюдать законы
Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Обязанность платить налоги

Права и свободы граждан
Обязанности граждан

Право на жизнь
Право на личную неприкосновенность
Право на свободное передвижение
Право на жилище и его неприкосновенность
Право на труд
Право на отдых
Право на образование
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Свобода мысли и слова
Свобода творчества
Свобода информации
Свобода совести, свобода вероисповеданий
Право на получение юридической помощи
Право на получение социальной помощи
Право избирать и быть избранным
Равенство прав и свобод


Обязанность защищать Родину
Обязанность соблюдать законы
Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Обязанность платить налоги


15