Внешнее и внутреннее строение листа.


Тема урока "Внешнее и внутреннее строение листа". 6-й класс
Класс: 6 класс.
Тема урока: Внешнее и внутреннее строение листа.
Цель урока: Учащиеся будут знать внешнее и внутреннее строение листа и смогут выполнить лабороторные работы №10,11.
Задачи урока.
Образовательные:
1. Сформировать понятия о строении листа.
2. Познакомить с простыми и сложными листьями, типом жилкования, расположением листьев на стебле.
Развивающие:
Продолжить формирование умений:
анализировать и обобщать изученный материал,
наблюдать, устанавливать черты сходства и сравнивать практические данные,
систематизировать полученные знания и формулировать выводы,
пользоваться дополнительной литературой,
развивать навыки самостоятельной работы,
работать в коллективе, оценивать работу товарищей.
Воспитательные:
развивать интерес к изучению биологии,
способствовать развитию интереса к растительному миру, прекрасному,
формирование научного мировоззрения на основе понимания познаваемости окружающего мира,
воспитание бережного отношения к растениям, умение ценить природу и труд других людей, чувство уважения к чужому мнению.
Тип урока: урок закрепление и формирование новых знаний.
Методы: словесный (беседа) ,наглядный (демонстрация презентаций), поисково-проблемный .
Формы работы: фронтальная , индивидуальная
Средства: мультимедийный проектор, наглядные пособия (гербарные экземпляры, печатный материал).
Приемы: показ (презентация), сравнение, разъяснение, выполнение (самостоятельной, лабораторной работы).
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
ΙΙ. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос учащихся.
Что такое побег?
Что такое почка?
Какие виды расположения почек на побеге вы знаете?
Какие различают почки?
Какое строение имеют вегетативные и генеративные почки?
Чем они отличаются друг от друга?
ΙΙΙ. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
Листья растений очень разнообразны — от многометровых сложных конструкций у тропических пальм, до крошечных листочков клюквы. Но в их строении есть много общего.
Сегодня мы познакомимся с внешним и внутренним строением листа, с простыми и сложными листьями, а также научимся распознавать листья по виду жилкования.
Знать особенности внешнего и внутреннего строения листа, жилкование.
Распознавать сетчатое, параллельное, дуговое жилкование. Определять простые, сложные листья.
Откройте тетради, запишите число и тему урока «Внешнее и внутреннее строение листа».
IV. Изучение нового материала.
1. Лист – боковой орган побега, вегетативный орган растения. (слайд 3 )
2. Листорасположение:
Очередное -от каждого узла растения отходит один лист; (яблоня, дуб)
Супротивное-на каждом узле листья располагаются попарно;(сирень, мята)
Мутовчатое- в одном узле размещается три листа и более. (барбарис, вороний глаз) (слайд 4 )
3. строение листа:
- листовая пластинка – это расширенная часть листа;
- черешок – суженная часть листа; (опора, вещества от стебля к листу и обратно)
- прилистники – выросты у основания черешка.
- жилки – проводящие пучки. (слайд 5 )
4. Способ прикрепления листа
Растения, которые имеют черешок, называются черешковыми.
Растения, у которых листовая пластинка «сидит» на стебле без черешка называются сидячими. (слайд 6)
5. Типы листьев.
Простые листья – состоящие из одной листовой пластинки на черешке.
Сложные листья – состоят из нескольких листовых пластинок, соединенных общим черешком. (слайд 7,8,9,10,11)
Сложных 3 вида:
Тройчатосложные – на одном черешке расположено 3 листа. (земляника, клубника, клевер)
Пальчатосложные – напоминают растопыренные пальцы, все листочки прикрепляются в одном месте на черешке. (конопля, конский каштан, люпин)
Перистосложные – Листья распологаются с 2-х сторон от черешка, на некотором расстоянии друг от друга.
Непарноперистосложные (шиповник, рябина, ясень, грецкий орех)
Парноперистосложные (горох, желтая акация, чина, заячий горох)

6. Типы жилкования листьев:
Перистое - жилки многократно ветвятся, образуя сплошную сеть (яблоня, груша, дуб, тополь);
Пальчатое – несколько крупных жилок расходящихся по краям (клен, бегония, клещевина)
Параллельное – жилки расположены параллельно одна другой (пшеница, кукуруза);
Дуговое – жилки расположены дугообразно (подорожник, ландыш). (слайд 12)
Внутреннее строение листа.
С верхней и нижней стороны покрыт кожицей – покровной тканью, состоящей из плотно прилегающих друг к другу клеток. Они защищают внутренние ткани листа. На нижней стороне расположены устьица. Каждое устьице состоит из двух замыкающих клеток бобовидной формы и устьичной щели между ними. Под кожицей находится мякоть листа.
Клетки расположенные ближе к верхней поверхности листа – похожи на столбики – столбчатая ткань.
Под ней губчатая ткань. (слайд 13-19)Лабораторная работа №10.
Внешнее строение листа. Нахождение устьиц на листе.
Цель: рассмотреть внешнее строение листа и его устьичного аппарата.
Видоизменение листа.
Заполнить таблицу.
Видоизменение Особенности строения Выполняемая роль Примеры растений
Усики Чешуйки или обертки Колючки Ловушки Лабораторная работа №11.
Внутреннее строение листа. Видоизменение листьев.
Цель: убедится в наличии различных тканей в листе, видоизменениях листьев.
V. Закрепление пройденного материала.
(работа с рисунками листьев)

VI. Рефлексия.
(Большой палец вверх – мне все понятно, середина – что-то не понял, вниз – совсем ни чего не понятно)
VII. Домашнее задание.
§ 16-17 стр. 53-59, записи в тетради
Подготовится к самостоятельной работе по карточкам