Урок по химии на тему Обобщение по неорганической химии внеклассное мероприятие во время проведения предметной недели

ХИМИЧЕСКОЕ КАФЕ
«Кислоты»
Деловая игра с постановкой проблемных вопросов.


Цель: обобщить и углубить знания учащихся о составе, физических и химических свойствах, примени, получении кислот; формировать умения учащихся работать в группах; развивать умения применять свои знания в нестандартных ситуациях.
Внеклассное мероприятие проводится для учеников 8 класса после окончания изучения темы «Кислоты». В мероприятии принимают участие 5 команд. Оценивается правильность и быстрота применения знаний.
Оборудование: вытесняющий ряд металлов, кусок мела, порошок оксида меди, растворы: соляная кислота, нитрат серебра, серная кислота (конц), метилоранж, лакмус, гидроксид меди (II), гранулы цинка, штатив для пробирок, спиртовка, пробирки, таблица с формулами органических кислот, сравнительный ряд силы кислот.

Вступление. Ознакомление с меню.
Учитель. Сегодня мы с вами окунемся в уже знакомый мир кислот в немного необычной обстановке. Мы посетим химическое кафе, где продаются необычные блюда для усвоения знаний о кислотах. Это кафе необычно еще и тем, что за эти блюда платят посетителям, а не наоборот. Итак, ознакомьтесь с меню нашего кафе.
Меню (в презентации или вывешено на доске)
Дегустация.
Первое блюдо. Понятийный тест
Химическое печенье
Бутерброды
Винегрет
Коктейль
Десерт
1.Дегустация
Учитель: Сейчас мы с вами вспомним правила по технике безопасности при обращении с кислотами, для того, чтобы свободно и правильно вести себя в кафе.
Учащимся демонстрирую опыты, которые ярко доказывают необходимость выполнения правил техники безопасности при работе с кислотами.
Опыт № 1 Действие концентрированной серной кислоты на капроновую ткань.
Опыт № 2. Действие концентрированной азотной кислоты на бумагу, кожу, шерсть.
Учитель. Существуют кислоты, хорошо вам известные, которые, вопреки правилам т/б, можно пробовать на вкус. Вам предлагается попробовать их с помощью таблицы ознакомиться с их формулами. Приятного аппетита! Ученики угощаются яблоками, лимонами и витамином С (аскорбиновая кислота) – Опыт № 3 Действие лакмуса и метилоранжа на них.
Первое блюдо. Понятийный тест.
Учитель. А сейчас вашему вниманию предлагается первое блюдо – тест с продолжением.
Ученики должны закончить предложение
Кислотами называются сложные вещества, которые содержат
По содержанию атомов кислорода кислоты делятся на
Основность серной кислоты .
Валентность кислотного остатка ортофосфорной кислоты
Кислота, которая соответствует оксиду углерода (IV), -
По оновности кислоты делятся на

Бородина Людмила Николаевна
МОУ Первомайская СОШ



Реакцией обмена называется реакция
При взаимодействии оксида фосфора (V) с горячей водой образуется .
Лакмус в кислой среде
Основность азотной кислоты
В кислой среде метилоранж окрашивается в

3. Химическое печенье
Учашимся предлагается записывать в пустые клетки таблицы формулы соответствующих солей.
Таблица 1
Формулы кислот
К
Са
Аl

НСl




Н2 S О4




Н3 Р О4





Таблица 2
Формулы кислот
К
Са
Аl

НСl




Н2 S О4




Н3 Р О4






Таблица 3
Формулы кислот
К
Са
Аl

НСl




Н2 S О4




Н3 Р О4







Таблица 4
Формулы кислот

Mg
Аl

Н 2 S




Н2 S О3




Н Р О3





Таблица 5
Формулы кислот
Li
Сu (II)
Аl

НСl




Н2 S О3




Н3 ВО3





4.Бутерброды.

Пользуясь вытеснительным рядом металлов и опорной схемой «Химические свойства кислот», составленной совместными усилиями всего класса и написанной на доске, учащиеся должны написать уравнения возможных реакций данной кислоты.

Бородина Людмила Николаевна
МОУ Первомайская СОШ


Бутерброды:
№1
Н2 S О4
+цинк, + гидрокисд натрия, + соляная кислота, + оксид магния, + ртуть
№2
НСl
+ оксид железа, + сульфит калия, + медь, + оксид фосфора, + гидроксид магния, + нитрат серебра
№3
Н3 Р О4
+ сера, + магний, + гидроксид калия, + бромоводородная кислота, + оксид кальция, + оксид углерода (I V)

Опорная схема «Химические свойства кислот»
Кислота
+ металл (до водорода стоящий)
+ основный оксид
+ основание
+ соль
Винегрет
Учащимся предлагается химическое поле с целью проверить, не образовался ли у них в головах «винегрет» из формул кислот. Выбрать только кислоты.

НСl
КОН
СаО
В2 О3


СuО
К 2О
ВеО
Н3 Р О4



Н2 S О3
Н2 С О3
Н2 S О4

N а ОН


6. Коктейль
Для каждой команды готовится специальный коктейль. Учащиеся должны отгадать, из каких веществ он приготовлен.
Коктейль «Клубничный»
Рецепт: кислота + метилоранж
Коктейль «Молочный»
Рецепт: соляная кислота + нитрат серебра
Коктейль «Ягодка»
Рецепт: кислота + лакмус
Коктейль «тархун»
Рецепт: оксид меди + соляная кислота
5.Коктейль «Содовый»
Рецепт : карбонат кальция + соляная кислота
Коктейль «Шипучий»
Рецепт: цинк + соляная кислота
7. Десерт «Фантазия»
Командам предлагается расшифровать неизвестные вещества, выполнить цепочку превращений, указать тип реакции
X ------ X 2 O3 ------ X2 (S О 4 ) 3 (Аl)
и.т.д


Бородина Людмила Николаевна
МОУ Первомайская СОШ


Подведение итогов.


Учитель знакомит учащихся со счетом. Победители награждаются призами (яблоко, апельсин)


Литература:

1. Библиотека учителя. Предметная неделя химии в школе. Под общей редакцией К.Н. Задорожного. Г. Ростов на Дону «Феникс», 2006 г

2 Учебник 8 класса О.С. Габриелян. 2006 г.





























Бородина Людмила Николаевна
Учитель химии
МОУ Первомайская СОШ
Агаповский муниципальный район


15