Какие птицы относятся к перелетным, а какие — к оседлым?


Тема урока: Какие птицы относятся к перелетным, а какие - к оседлым?
Цель:
Обучающая:
Формировать предметные компетентности:
Природоведческую компетентность - способность учащихся решать доступные практические и познавательные проблемные задачи, связанные с реальными объектами природы в сфере отношений "человек - природа", экологически мыслить.
Гражданскую компетентность – формировать социально зрелую личность, гражданина, патриота своей Родины, понимать необходимость в изучении природы родного края, бережно относиться к природе.
Фенологическую компетентность - умение наблюдать за изменениями в живой и неживой природе.
Развивающая:
Развивать ключевые компетентности:
Коммуникативную - культуру устной речи, учить высказывать собственное мнение, доказывать правильность своей мысли.
Информационно-познавательную - учить детей работать с книгой; содействовать
формированию умения проработать информацию на основе анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Общекультурную компетентность – соблюдать нормы речевой культуры, связно высказываться в контексте содержания; видеть красоту родной природы;
Социальную компетентность – проектировать стратегии своего поведения с учетом интересов и потребностей других, проявлять инициативу;
Формировать предметные компетентности
Здоровьесберегающую компетентность – осознавать здоровье как высшую жизненную ценность, взаимосвязь организма человека с естественным окружением, совершенствовать физическую, духовную и психическую составляющие здоровья.
Воспитательная:
Воспитывать познавательный интерес. Любовь к Родине, родному городу. Бережное отношение к птицам, окружающей среде.
Ученики должны знать:
Изменения, которые происходят в живой и неживой природе осенью, зимой. О приспособлении птиц к разным условиям жизни. Какие птицы относятся к перелетным, а какие - к оседлым. Причинно – следственные связи между живой и неживой природой, роль человека в жизни птиц.
Ученики должны уметь:
Применять полученные знания при выполнении заданий. Объяснять взаимосвязи в природе. Работать слаженно и быстро.
Ученики должны понимать:
Учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Роль птиц, человека в природе. Значение человека в жизни птиц. Важность сохранения природы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Межпредметные связи: чтение.
Внутрипредметные связи: экология, фенология, валеология, орнитология.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, видеоклип, музыкальная запись, запись преобразованного голоса, плакаты с изображениями птиц, учебник, тетрадь, карточки с заданиями, карты самооценки.Формы работы: фронтальная, самостоятельная, коллективная.
Приемы работы: интерактивный прием «Мозговой штурм», «Продолжи фразу». Игры «Угадай птицу по голосу», «Узнай птицу по описанию». Работа по учебнику, работа в тетради.
Ход урока
Этап ориентации. Мотивация учебной деятельности.
Организация класса. Создание эмоционального фона.
- Ребята, сегодня на уроке природоведения присутствуют гости. Поприветствуйте их.
-Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся. Улыбка-вещь бесплатная, простая и понятная, доступная для всех. Когда мы улыбаемся, мы само исцеляемся. И силой наполняемся, дарующей успех!
- Пожелаем друг другу успеха, и беремся за работу.
- Сегодня нас ждет очень интересный урок природоведения, мы продолжим исследовать удивительный мир окружающий нас.
Этап целеполагания
Фенологические наблюдения
- каждый день мы наблюдаем за природой, погодой.
Все мрачней лицо природы
Почернели огороды
Оголились уж леса
Смолкли птичьи голоса
Мишка в спячку увалился,
Что за месяц к нам явился? (декабрь)
-Что мы знаем об этом месяце?(Первый зимний месяц)
«Копилка почемучки»
-Давайте подведем итог фенологических наблюдений.
Сообщение дежурного синоптика. (Дежурный вносит показатели в календарь на доске. Дети – записывают их в тетради.)Определение ожидаемых результатов
– Ребята, чего вы ждете от сегодняшнего урока природоведения?
- Пусть ваши ожидания оправдаются.
Мотивация учебной деятельности
(На слайдах появляется утенок дикой утки.)
Утенок: -Ой, а куда это я попал? Кто вы такие?
- Малыш, ты попал во 2 – В класс на урок. Это ученики, я учитель.
- А ты кто?
- Кто я? Я не знаю. Я поздно вылупился из яйца, я не знаю где моя мама, мне очень холодно и страшно.
-Ребята, поможем малышу понять кто он и найти его мамочку? (Да)
Сообщение темы и задач урока
-Ребята, кто догадался какой будет тема сегодняшнего урока?
- Сегодня мы отправимся в удивительный мир птиц. Будем наблюдать, исследовать, делать выводы. Помогая этому бедному малышу, узнаем много нового о жизни птиц в осенне – зимний период.
Этап целереализацииВсесторонняя проверка ранее усвоенных знаний
Интерактивный прием «Мозговой штурм»
-Как вы думаете кто этот малыш? (птенец)
- По каким признакам вы это узнали, кто такие птицы?
(Птицы - это животные тело которых покрыто перьями.)
- Как вы думаете чей это птенец? (Птенец дикой утки)
- Как вы узнали?
(Появляется слайд - дикая утка.)
Утенок: Да, да, это точно моя мамочка! Спасибо, ребята, теперь я знаю, что я утенок, а моя мама - утка, но где же она?
Восприятие и осмысление учащимися нового материала
- Ребята, давайте обратимся за помощью к учебнику.
Работа с учебником Стр. 58
-Какой вывод можно сделать? (Мама птенчика, дикая утка - кряква, улетела в теплые края.)
-Ну а сейчас, я предлагаю отправиться в виртуальное путешествие за перелетными птицами.
-Ребята, как вы думаете, в какие именно страны летят наши птицы?
(Предположения детей)
-Я предлагаю рассмотреть карту птичьих путешествий.
-Так куда улетела мама утка? (В Испанию)
-Кто занимается исследованием птиц?
- Предлагаю посмотреть в толковом словарике. (Орнитологи)
ФИЗМИНУТКА
- Копилка почемучки «Как стали известны птичьи маршруты?» «Как птицы узнают куда нужно лететь?»
- Дети, замечали ли вы как улетают птицы? (Слайды и рассказ учителя.)
- Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученной стаей. Гуси и журавли клином. Утки – косяком. В одиночку летят – кукушка, удод.
Одни летят днём - аисты, журавли, хищные птицы, ласточки, стрижи, а другие ночью - мухоловки, славки, трясогузки.Промежуточный итог:
-Итак, мы разобрались какие это перелетные птицы, какая причина их отлета, а также узнали куда и как они летят.
- Еще об одной группе птиц мы узнаем из учебника.
Работа с учебником
Стр. 59. – рассмотрите рисунки.
-Какие птицы живут рядом с людьми осенью?
-Как вы думаете, почему не улетают от нас птицы? (Им достаточно корма, они слишком малы, чтоб выдержать дальние перелеты.)
- Этих птиц называют - оседлыми.
- Как вы считаете, наша спутница по учебнику сойка синекрылая, относится к оседлым птицам?
- Докажите. (Прочитать)
ФИЗМИНУТКА
Первичное закрепление материала
Работа в тетради. Стр. 27
- Клест – это птица, которая живет в хвойных лесах. Высиживает птенцов зимой и не боится мороза. Особое строение клюва позволяет клестам легко доставать семечки из шишек. Клесты скорее зимние гости в наших краях.
- Снегирь – это птица, которая прилетает к нам с приходом зимы, и зимует на нашей территории.
-Оседлых птиц обозначить синим кружочком, перелетных – зеленым. (Самопроверка по слайду.)
Высокий уровень – доказать почему птица перелетная/оседлая.
Игра «Угадай птицу по голосу»
-Творческим домашним заданием было приготовить загадку о птице, которая встречается зимой в Бердянске.
Театрализация «Догадайся по описанию»
Эту птицу каждый знаетВ теплый край не улетаетЭта птица - круглый годВо дворе у нас живетИ чирикает онаГромко с самого утра:- Просыпайтесь поскорей. -Всех торопит.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона,
Догадались кто она?
Как зовут почтальона, которому адреса не пишут и на словах не говорят, а он всё-таки письма доставляет?
Эта птица любит море.Жить привыкла на просторе.В море синее нырнет -Рыбку в клюве принесет.
- Ребята, как вы думаете, чайки — это перелетные птицы? (Да, перелетные, но очень хитрые. Поэтому, если хватает корма, то они остаются у любимого берега.)- Видите ли вы зимой в нашем городе чаек? Это значит, что люди в нашем городе очень ответственные и добродушные. Подкармливают чаек, а они не спешат покидать родной берег.
Промежуточный итог: -Теперь мы знаем какие птицы называются оседлыми.
-Покормите, люди, птицСвиристелей и синиц,
Воробьев и снегирейПокормите их скорей!
Были, чтоб у птиц всегдаЗерна, семечки, водаЗнали, что их любят, ждут,И всегда приют найдут.Покормите поскорейНаших маленьких друзей!Все пернатые важны,Помогать мы им должны.
-Ребята, я предлагаю выполнить задание для настоящих друзей природы.
-Вашим домашним заданием будет – разделившись на группы, вместе со своими родителями, изготовить кормушки, которые мы разместим на территории нашего школьного двора, и будем всю зиму в таких птичьих столовых подкармливать зимующих птичек.
Утенок: Эй, а вы про меня не забыли?
- Как же нам быть с малышом? Ведь его мама не скоро вернется? Чем мы можем помочь?
- Наверное правильно будет птенчику расти со своими ровесниками, в тепле уюте и сытости.
(Появляется слайд домашняя утка с утятами и птенчик)
Утенок: Спасибо ребята за помощь, мне тут очень хорошо, я встречу свою маму весной. До свидания малыш!
Рефлексивно – оценивающий этап
Интерактивный приём «Продолжи фразу»
- Вы сегодня все молодцы, на уроке работали дружно, быстро, большинство ответов я слышала правильных.
-А сейчас откройте конверты и оцените с помощью утят – эмоций свою работу и впечатления от урока.
-Помните, мы изучаем природоведение, что бы лучше знать, понимать, уважать и беречь родную природу!
Ведь только так мы и дальше сможем жить на нашей прекрасной планете Земля, в самой природно - богатой стране Украине, и в самом родном и любимом городе Бердянске. Берегите природу!