Статья по теме Новая педагогическая профессия

Тьютор как новая педагогическая профессия

В современных образовательных учреждениях введена новая должность – тьютор, которая внесена в реестр профессий. «Тьютор – не классный руководитель. Это педагог, который собирает вокруг себя детей из разных классов и организует кружки по интересам. Помогает определиться с выбором профессий». Такое определение понятию «профессия тьютер» дал в своем интервью А.М. Кондаков [В Российских школах появится новая должность – тьютор. – Интервью Кондакова А.М. 17 мая 2008 г.)Понятия «тьютор», «тьюторство», «тьюторское сопровождение» не являются в строгом смысле новыми для достаточно большой части педагогического сообщества. В прессе достаточно часто встречаются упоминания о гувернерах-тьютерах в качестве индивидуальных репетиторов. Важно в первую очередь определить, какова роль тьютора в системе среднего общего образования, чем его деятельность отличается от работы учителя-предметника, классного руководителя, психолога, социального педагога, куратора, омбудсмена (специалиста по разрешению конфликтных ситуаций, не включенного напрямую в Учебно-воспитательный процесс, помогающего наладить конструктивные взаимоотношения между учителями, администрацией образовательного учреждения, родителями и детьми) и т.п.
«Тьютор» – в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж». [Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – Изд-во Эксмо, 2007.с. 801]
Историческая справка.
Истоки тьютерства в мировой и отечественной традиции
Тьюторство как оригинальная философия образования и ведущий способ организации образовательной системы берет начало в средневековых европейских университетах 12 – 14 веков. В качестве особой педагогической позиции, а затем и должности, оно оформляется в известнейших древнейших университетах-городах Великобритании: сначала в Оксфорде, чуть позднее в Кембридже. В мировой практике с древнейших времен и до наших дней в разных вариациях и с усилениями того или иного элемента существуют три типа устройства системы образования:
- немецкая классическая модель (в том числе отечественная традиция);
- английская классическая модель (тьюторство);
- восточные практики погружения.
Немецкую классическую систему, привезенную в Россию в готовом виде и апробированную в университете М.В. Ломоносова, можно схематично представить так: в центре Учебно-воспитательного процесса находится кафедра с заранее определенными программами, вокруг которой, словно спутники, вращаются педагоги-преподаватели и учащиеся-студенты. Таким образом, скорость, характер и способ продвижения в образовательном пространстве задается извне и не зависит напрямую ни от особенностей (как личностных ученика и педагога), ни от своеобразия обучающегося (его интересов, склонностей, ведущего типа восприятия). Все зависит от учебной программы. Поскольку речь шла о сохранении и развитии ремесел, а затем промышленности и создании цеховой преемственности, необходимо было наладить максимально эффективный путь передачи знаний и формирования профессиональных навыков в предельно сжатые сроки. С этих позиций базовые элементы классической немецкой системы образования представляются глубоко обоснованными и целесообразными.
Истоки английской классической системы лежат в традициях обучения монастырских школ средневековой Европы. Средневековые университеты предъявляли требования лишь на заключительном этапе – при сдаче экзаменов и присуждении квалификационных характеристик. Следовательно, то как, каким образом, в какое время, с какой продолжительностью и в каких группах происходит освоение знаний, регулировал сам обучающийся в соответствии с собственными запросами, склонностями, предыдущим опытом, планируемой в будущем профессиональной деятельностью. Сориентироваться в такого рода образовательном пространстве студенту помогали специальные наставники – тьюторы. Первоначально эту миссию выполняли студенты-старшеклассники, которые сами не так давно обучались на тех же факультетах и были превосходно осведомлены о правилах, порядках, традициях и нравах выбранного курса.
Тьюторы осуществляли своего рода управленческую, «менеджерскую» функцию в образовании. Задавали вопросы, обсуждали с подопечными осознанность сделанного выбора и его последствия: лекции какого профессора посещать в первую очередь, какие книги прочесть, как вести записи, готовиться к зачетным работам и коллоквиумам. Кроме того, затрагивались в некотором смысле и бытовые вопросы: как спланировать бюджет, в каких студенческих мероприятиях участвовать и чего следует избегать; какие стороны будущей профессиональной жизни нуждаются в пристальном внимании. Занимались тьюторы и собственно репетиторством. Так постепенно явление тьюторства от стихийно возникшего, во многом волонтерского начала, выкристаллизировалось в отдельную педагогическую позицию и, соответственно, должностную единицу.

[]
[]
[]
[]
[]
[]
15