Технологическая карта по биологии на тему Прокариотическая клетка (9 класс)


Тема: Прокариотическая клетка
Предмет: биология
Класс: 9
Тип урока: комбинированный
Цель: изучить особенности строения прокариотической клетки, используя материалы ФИПИ.
Планируемый результат:
ученик должен
иметь представление о многообразии различных форм бактерий
знать определения «эукариоты», «прокариоты», «органоиды»
уметь объяснять различие живых существ по признаку наличия ядра, строения прокариот на примере бактериальной клетки
Межпредметные связи: химия, экология, география
Этапы Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных     результатов Планируемые результаты
 
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности 
Цели: Подготовка учащихся к работе на занятии.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.  
Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.  
Проверить присутствующих. Проверить готовность к занятию.
   
 
   
Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.
 
II.  Проверка знаний (10 мин)
Цели:  выявление качества знаний , пробелов и их коррекция.
 
 
   
Работа у доски – индивидуальная,
Индивидуальная работа на рабочем месте
-) индивидуально
-) парная
Фронтальная работа.  
Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их.  
Индивидуальные задания:
Работа у доски
1) -электронный ресурс http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a6-a000-4ddd-9fa3-4e0046b1dbb1/81892/2) – задание на соотнесение объектов
3) – задание на хронологическую последовательность
Работа индивидуальная
1ряд индивидуальная работа (соотнесение понятий и определений) + взаимопроверка в парах
3ряд индивидуальная работа – выбор задания базового, повышенного, высокого (работа сдается учителю)
2ряд – фронтальная работа (каждый ученик получает картинку – фотографию органоида, необходимо определить органоид и назвать его функции)  
Знают понятия: эукариоты, органоиды, основные части клетки, митохондрии, рибосомы, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, пластиды, клеточный центр.Дают определение биологическим терминам; устанавливают логическую последовательность, соотносят биологические объекты и их функции, определяют по рисункам объекты.  
Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи.
 
III. Формулирование темы урока, постановка цели
(3 мин)
Цели: Актуализация опорных знаний и умений.
   
Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы.  
Записывает тему урока на доске. Задает вопросы, для выявления опорных знаний и умений.
 
 
   
Создать условия для самостоятельного определения темы и цели урока.
Этот организм рекордсмен, попадает в биологическую книгу рекордов:
-Самый маленький (в одной эукариотической клетке может поместится 10тыс этих организмов)
-Самый древний (возраст 4,5млрд лет)
-Самый выносливый (темп +3600С гейзеры, -800С льды Антарктиды)
-Самый плодовитый (при благоприятных условиях размножается каждые 20 мин)
Как называют этих организмов?
БАКТЕРИИ ЦАРСТВО
НАДЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ
- (греч) «карион» - ядро - «про» - перед
(картинка прикрепляется на доску, вместе с растительной, животной клеткой)
 
Знают  особенности строения клеток.
Умеет планировать свои действия.
   
Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       
 
 
IV. Изучение нового
 (15мин)
Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
 
Индивидуальная работа.
- Изучают информационный текст, переводят в табличную форму, сравнивают объекты.
Парная работа.
Поиск ответа на вопрос.
-составление схемы
Групповая работа.
Поиск доказательств, используя имеющиеся знания о строении и функциях органоидов, получения новых - строение прокариотической клетки.
 
 
Организует учебную деятельность. Координируются действия учащихся

   
Бактерия –«bacterion» - палочка.
Внешний портрет рекордсмена
Формы бактерий
-кокк – ягода
-диплококк
-стрептококк
-стафилоккок (стафило –виноград)
-вибрионы
-палочки
-спириллы
Эл.ресурсhttp://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a6-a000-4ddd-9fa3-4e0046b1dbb1/81893/Строение бактерий
Используя текст, выполните задания (задание ГИА)
Задание 1. Заполнить таблицу
Сравнительная характеристика эукариотической и прокариотической клетки
Структура ЭукариотическаяПрокариотическаяКл. стенка + Есть,нодр.химКл.мембрана+ +
Ядро окруж.мембНуклеарная область
Хромосомы линейные кольцевая
ЭПС + -
Рибосомы + мелкие
Комплекс Голь + -
Митохондрии + -
Вакуоли Раст кл-
(Таблица заполняется индивидуально)
Задание 2. В каких клетках в большей степени решена проблема «разделения труда» в про –или – эукариотических клетках? Ответ обоснуйте.
(в эукариотических, каждый органоид выполняет определенные функции, особенности эукариот позволили им дифференцироваться на клетки раст, животных,грибов)
(работа в парах)
Задание 3. Докажите, что прокариотические клетки способны синтезировать собственные белки.
(в прокариотических клетках есть рибосомы, на них синтезируется белок, есть ДНК, которая кодирует структуру синтезируемых белков).
(работа в четверках)
Представление результатов.
Жизнедеятельность бактерий
? У многих хозяек иногда взрываются банки с домашними консервами. Отчего это происходит?
(жизнедеятельность бактерий - выделение метана)
(составление схемы в парах, двое учащихся у доски Никифорова П + Евстафьев В: ОСТАЛЬНЫЕ В ПАРЕ)
Даны понятия: дыхание, питание, гетеротрофы, автотрофы, хемосинтетики, фотосинтетики, аэробы, анаэробы.

Споры как приспособление к выживанию.
Причина, по которой бактерии самые древние организмы – это умение образовывать споры.
- греч «Спора» - семя
-образуются при неблагоприятных условиях (недостатке пищи, влаги, резких изменениях температур).
Заболевания, вызываемые бактериями
-чума, холера, туберкулез, дизентерия и т.д 
Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Знают основные особенности строения эукариотической клетки,
понятия дыхание, питание, гетеротрофы, автотрофы, хемосинтетики, фотосинтетики, аэробы, анаэробы.
Умеют  сравнивать эукариотические клетки (растений, животных, грибов), и эукариотические с прокариотическими клетками; составлять схему – опору используя термины.
 
 Коммуникативные:
умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование;
составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов  с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.
 
V. Закрепление  нового (5 мин)
Цели:  Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.
   
Самостоятельная работа с заданиями базового, повышенного и высокого уровней.
 
   
 
ТЕСТ
1.Выберите один вариант ответа из четырех предложенных.
1.Фотосинтезирующими органеллами могут быть
1) лейкопласты и хромопласты 2) митохондрии и рибосомы 3) хлоропласты и хроматофоры 4) лизосомы м центриоли
2.Какая из перечисленных клеточных структур участвует в формировании рибосом?
1) ядро 2) ядрышко 3) лизосома 4) ЭПС
3.Какая из перечисленных клеточных структур представляет собой разветвтленную сеть каналов и полостей и выполняет транспортную функцию?
1) наружняя цитоплазматическая мембрана 2) митохондрия 3) аппарат Гольжи 4) ЭПС
4. На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняет часть клетки, обозначенная буквой А?
 1) производит питательные вещества 2) контролирует жизнедеятельность3) запасает воду4) поглощает энергию солнца
5. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и животных?
1) наличием клеточной стенки 2) отсутствием рибосом 3) наличием цитоплазмы 4) отсутствием оформленного ядра
6.Какой из перечисленных организмов не содержит в клетке органоида изображенного на рисунке?
1) мукор 2) папоротник 3) туберкулёзная палочка 4) спирогира
7. Выберите три варианта ответов из шести предложенных.
Какие части клетки являются основными?
1) ядро 2) цитоплазма 3) цитоплазматическая мембрана 4) ядрышко 5) митохондрии 6) рибосомы
8.Установите соответствие между особенностями и клетками, которые их имеют.
особенности Клетки
А) оформленное ядро отсутствует Б) имеет определенное для каждого вида число хромосом В) рибосомы крупные Г) клеточный центр отсутствует Д) имеет двухмембранные органоиды 1) прокариотическая2) эукариотическая9.Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите предложения без ошибок.
1.К прокариотам относятся бактерии, наследственная информация которых отделена мембраной от цитоплазмы. 2 ДНК представлена двумя молекулами кольцевой формы. 3.В состав клеточной стенки входит муреин. 4. В бактериальных клетках отсутствуют митохондрии, эпс, комплекс Гольджи. 5.При наступлении неблагоприятных условий бактерии размножаются с помощью спор.
 
Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.
Знают  формы, особенности строения, жизнедеятельности клеток эукариот и прокариот.
Умеют различать по строению и особенностям жизнедеятельности виды клеток
 
Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли.
Личностные: мотивировать свои действия.
Регулятивные: прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
 
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке(1 мин)
Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. .
Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно.  
Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.  
 Я сегодня я узнал…
выполнял задания и понял, что …
смог…
Мне захотелось…  
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества.  
Коммуникативные:
понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Регулятивные:
Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.
Личностные:
умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
 
VIII. Информация о домашнем задании (1 мин)  
Фиксируют домашнее задание.  
Объясняет, что следует выучить дома. Дает краткие рекомендации.  
стр учебника122-124.
Роль бактерий в природе и в деятельности человека.