Презентация и конспект урока по кубановедение Влияние человека на природу своей местности


Урок кубановедения в 6 классе.
Урок№7.
Тема: Влияние человека на природу своей местности.
Цель: раскрыть роль антропогенного воздействия в изменении и преобразовании территории родного края.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с проблемами, возникающими в природе в связи с неразумной хозяйственной деятельностью человека на территории родного края, своей местности.
2. Научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия человека на рельеф, водные объекты, природные зоны Кубани.
3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе своей малой родины.
Работа с терминами.
Основные понятия: степные блюдца, коса, плотины, биоиндикаторы, заказник.
Учебное оборудование:
Кубановедение. Учебник 6 класса. Б.А. Трехбратов.
Интерактивная доска, ноутбук.
Ход урока:
Орг.момент.(сл.1-2)(слайд смайлики Какое у вас настроение сейчас)
Проверка домашнего задания:
-Как можно классифицировать природные комплексы?(водные, геологические, ботанические, комплексные).
-Приведите примеры водных природных объектов. (Хостинский район, р. Агура водопады, оз.Соленое Таманский п-ов, турецкий фонтан ст. Тамань)
-Приведите примеры геологических памятников природы. (Гуамское ущелье, грязевые вулканы, скала Петушок, горячий ключ, пещеры).
- Приведите примеры ботанических памятников природы. (дерево Дружбы, ботанические сады)
- Назовите комплексные памятники природы (Дантово ущелье, г.Папай).
-Что узнали о памятниках истории и культуры(музей – заповедник Горгиппий, памятник запорожским казакам 1792г., Свято-Екатерининский собор, степные курганы, дольмены).
3. Групповая работа.
Используя словарь составь задания к уже заполненному кроссворду.
Натечно –капельные образования при срастании сталагнитов и сталоктитов.(сталагнаты)
Совокупность, сочетание. (комплекс).
Отдых, восстановление человеком сил.(рекреация)
Наука о прекрасном, (эстетика).
Улучшение сорта растений или породы животных, выведение новых сортов и пород путем искусственного отбора, скрещивания. (селекция).
с т а л а г на т ые к о м пл е к с е ре к ре а ци я цэ с т е т и к а я 4 Решение теста.
Памятник природы – охраняемые объекты.
Верно Неверно
Водопады относятся к геологическим памятникам природы.
Верно Неверно
Сталагмиты – известковые натечно – капельные образования, растущие с пола пещер навстречу сталактитам.
Верно Неверно
Дерево Дружбы находится на территории Сочинского биосферного заповедника.
Верно Неверно
Археологический музей –заповедник под открытым небом «Горгиппия» находится на территории современного города Анапы.
Верно Неверно
5 Изучение нового материала.(слайд 3-4)
(Слайд 5,6,7)
Неоглядная равнина, покрытая цветущим разнотравьем, непугаными птицами, зверьем, множеством одиноких степных курганов да табуны лошадей приводили в восторг заезжего путешественника.
Слайд 8.
Кубань во все времена привлекала человека не только многообразием и богатством природных ресурсов, но и их доступностью. Уже нашими предками были сделаны первые шаги к разрушению природы: в более ранний период численность растительного и животного мира регулировалась биологическими законами, а люди вторгшиеся в природу, стали осознанно нарушать соотношение численности важных для них видов.
Слайд 9.
С эпохи бронзы с переходом от мотыжного земледелия к плужному, началось активное освоение природы Кубани, следствием чего стало резкое сокращение площади лесов (вырубка для нужд строительства, развития деревообрабатывающих ремесел и т.п.) расширение земледельческих участков, распространение сорных растений.
Слайд 10.
Пастбища и луга потеряли свое первозданное состояние.
С конца 18 века началось массовое заселение Черноморского побережья, освоение степных районов. А к концу 19 века началось освоение предгорий (хищническое уничтожение лесов Закубанья)- основание станиц Афипской, Абинской,Северской, Калужской и и т.д.
Сегодня влияние человека на природу родного края: рельеф, природные зоны, водные объекты – приняло еще более масштабный оборот.
Работа с учебником.
Чтение стр. 34 – 36.
Назовите примеры форм рельефа, созданные руками человека ( насыпи, канавы, кюветы.
Слайд 11-12
Известны ли вам примеры влияния людей на климат.
Приведите примеры воздействия человека на природные зоны.
Каково значение лесозащитных полос? (слайд 13)
Слайд 14.
Давайте рассмотрим вопросы охраны природы Краснодарского края.
В настоящее время на территории Кубани подлежат охране 400 видов растений, 200 видов беспозвоночных и более 100 видов позвоночных животных.
Некоторые представители животного и растительного мира, ранее обитавшие на территории Кубани, к настоящему времени вымерли.
Уже не встречаются в природе дикая лошадь тарпан 9 (слайд 15), дикий бык тур (16), кавказский зубр (17) восстановлен благодаря скрещиванию с бизоном.
Слайд 18-19.
Сайгака и тетерева можно встретить только за пределами нашего края.
Слайд 20.
В последние годы в пределах черноморской акватории уже несколько лет не встречаются такие моллюски, как устрицы и гребешки.
Слайд 21.
В настоящее время вопросы охраны природы должны волновать каждого жителя Кубани. Для сохранения природных богатств в нашем крае проводятся различные мероприятия. Важную роль играет восстановление земель, нарушенное хозяйственной деятельностью человека, особенно при добыче полезных ископаемых.
Загрязненную нефтью почву «засевают» полезными бактериями «съедающими» нефть и почва становится пригодной для жизни и растений и животных.
Для защиты атмосферы на промышленных предприятиях устанавливают системы очистки воздуха от вредных примесей.
Чтобы сохранить малые реки и озера, по берегам высаживают древесную растительность.
А как узнать без химического анализа, достаточно ли чист воздух в населенном пункте.
Оказывается некоторые живые организмы могут быть биоиндикаторами, т.е. самим фактом своего присутствия, активным или слабым ростом – свидетельствуют о наличии изменений в окружающей среде. К примеру, лишайники плохо растут и даже гибнут в атмосфере загрязненной промышленными выбросами, особенно содержащими соединениями серы.
Слайд 22-23.
С целью сохранения растительного и животного мира в крае созданы Кавказский государственный биосферный заповедник и Сочинский государственный национальный парк. К заповедным территория относятся также заказники и памятники природы. Давайте прочтем определения этих терминов словаре.
Закрепление изученного материала.
Допишите недостающую информацию.
Степные блюдца – округлые, почти плоские понижения, ----- -нарушаются правила обработки почвы).Плотина – сооружение, перегораживающее водоток, для подъема ______________ (уровня воды в ней),сосредоточения напора в _____________________ (месте расположения сооружения) или создания водохранилища.
(Коса)_______________ - низкая и узкая намывная полоса суши, причлененная одним концом к берегу водоема (моря, реки, озера).
Заказник – охраняемая территория, где хозяйственная деятельность человека ограничена, ____________________________(но не запрещена полностью).
Подведение итогов.
Рефлексия. (слайд 25) (слайд смайлики а сейчас в конце урока ваше настроение).
Домашнее задание.
Стр.34-38 п.6 вопросы стр.38 №4-8 (слайд 24).
Литература:
Методическое пособие. Поурочное планирование к учебнику
кубановедения 6 класс. Н.Ю. Голикова, О.Ю.Морозова, А.А. Прядущенко. Краснодар традиция 2012