Педагогический практикум для родителей на тему «Поощрение и наказание»


МБОУ Молькинская СОШ
Педагогический практикум «Поощрение и наказание»
Учитель начальных классов Митруева Елизавета Георгиевна
«…Когда мы наказываем ребенка, мы не усложняем его жизнь, а облегчаем, притом опасно облегчаем, мы берем выбор на себя. Мы освобождаем его совесть от необходимости выбирать и нести ответственность…»
Пословицы и поговорки:
Вся семья вместе – так и душа на месте.
На что и клад, когда в семье лад.
Своя семья – самые верные друзья.
Ребенок, что воск: что хочешь, то и сольешь.
Учить доброму, так худое на ум не пойдет.
Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
Цели:
Определить оптимальные позиции родителей по теме собрания.
Рассмотреть предложенные педагогические ситуации на практике.
Ход собрания
Анкетирование родителей
- Какие меры наказания и поощрения используются в семье?
- За что вы наказываете и поощряете ребенка?
- Как реагирует ребенок на поощрение и наказание?
2. Обсуждение по теме собрания
- Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании
- Значение наказания и поощрения в семье (анализ педагогических ситуаций и результатов анкетирования).
1. Выступление учителя
Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка? Разве он должен быть послушным, трудолюбивым, вежливым ради подарка или из страха быть наказанным?
В самом деле, наблюдая иные семьи, где на детей обрушиваются то потоки родительской щедрости, то ураганы родительского гнева, невольно начинаешь сомневаться в полезности этих древних как мир воспитательных средств.
И все же и поощрения, и наказания нужны, только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость, восторг или огорчение, стыд, а порой и страх, связанные с наказанием, - все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.
Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости ребенка
тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, неуверенности в себе, рождают почву для невроза.
Поэтому первое правило – использовать и поощрения, и наказания не часто и лишь в том случае, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь в том случае, когда они нацелены на организацию жизни детей, помогают им выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки, привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться прежде всего понять, почему он так поступил, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?
Обсуждение, анализ педагогических ситуаций.
А) Второклассник Сережа увидел у подъезда своего дома санки. Улучив момент, когда во дворе никого не было, он взял санки и принес домой. Возвратившись с работы, мать спросила у сына: «Откуда появились санки?»
«Я их во дворе нашел», - без смущения ответил Сережа.
- Какой должна быть реакция матери на ответ сына? Была ли подобная ситуация в вашей семье? Как вы поступили?
Б) Володя нагрубил учителю, мама посоветовала ему: «Завтра же на уроке встань и извинись!» - Сын заупрямился: «Что я такого сделал? Начну извиняться, ребята надо мной смеяться будут».
Больше дома на эту тему разговора не было. Но когда на следующее утро Володя стал как ни в чем не бывало собираться в школу, мать сказала, что идет с ним.
- «Иду извиняться за тебя, за то, что мы с отцом вырастили тебя таким грубым».
- «Не надо, мама! – всполошился Володя. – Я сам извинюсь».
- «Нет, это надо было вчера говорить. А теперь придется послушать, как мать извиняться станет».
Так она и сделала, и для Володи это было действительно суровое наказание. Преподанный урок он запомнил надолго. А ведь не было ни угроз, ни резких слов.
А.С.Макаренко писал: «Наказание может воспитать раба, а иногда может воспитать и очень хорошего человека, и очень свободного и гордого человека».
- Согласны ли вы с этим высказыванием? Какие еще высказывания педагогов вы знаете?
3. Анализ результатов анкетирования.
- Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности?
- При каких еще условиях надобность в наказании в семье отпадает?
- Надо ли наказывать за плохую оценку? Если надо, то как?
- Какие виды наказаний применяете вы?
- В чем вред физических наказаний?
Да, для физических наказаний не может быть оправданий. Они не допустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме! Они унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого рода разрешения конфликтов, отчуждают ребенка от родителей, развивают отрицательные качества личности.
Нельзя так же лишать ребенка прогулки, оставлять без обеда, отменять данные ранее обещания, а так же наказывать трудом. Только в одном случае такое наказание (трудом) целесообразно: если вина ребенка как раз в том и состояла, что, закончив, допустим, мастерить игрушку, ребенок убежал на улицу с ней, забыв за собой убрать. Подождите делать это сами, а потом скажите: «Насорил – убери! Да еще пол протри во всей квартире, чтобы в другой раз не забывал, чтобы яснее стало, как мне нелегко поддерживать чистоту и порядок».
В) Первокласснику Вите поручено покупать молоко для всей семьи. Мальчик с удовольствием выполнял это поручение. Но, однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал матери о случившемся.
«Бестолочь! – возмутилась мать,- от твоей помощи одни убытки! Марш в угол!» Мальчик, молча выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.
- Как бы вы поступили на месте мамы Вити? Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?
4. Разговор о поощрениях
- Как вы поощряете своего ребенка? За что?
Анализ анкет.
Покупка вещи – самый популярный у родителей вариант поощрений? Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка.
Главное – умение родителей подметить в поведении ребенка хатя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать, помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких ценных нравственных качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям и умение заботиться о них.
Г) Миша с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он подружился со сверстником Ваней. Ваня убирался во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе у соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: «Ишь, какой ты хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри, сколько пыли у тебя на костюме?!» Мальчик опечалился, сел на завалинку у дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.
- Чем руководствовалась мать, запретив сыну работать с другом?
- Оправдываете ли вы поведение матери Миши?
- Как бы вы поступили?
- Стоило ли поощрять сына?
- А надо ли поощрять успехи в учебе? Такой вопрос вы задавали?
Надо, но не отметку как таковую, а прилежание, старание, трудолюбие.
А.С.Макаренко писал: «Я противник излишних поощрений… Никогда не нужно объявлять вперед какие-либо премии или награды. Лучше всего ограничиться простой похвалой и одобрением».
5. Подведение итогов.
Итак, главный вывод: поощрения и наказания должны с тать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный – учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.
При всей, на первый взгляд, противоположности поощрений и наказаний они должны строиться по единому принципу: как можно больше требований к человеку и вместе с тем, как можно больше уважения к нему.
Использованная литература:
А.Ф.Островский «Надо ли наказывать детей?»
Л.Ю.Гордин «Поощрения и наказания в воспитании детей»
С.Соловейчик «Педагогика для всех»