Презентация к общешкольному родительскому собранию Психологический климат в семье и стили воспитания


Стили семейного воспитания детей МБОУ СОШ с. Горячие Ключи,Социальный педагог,Салимова Ю.В. Иногда родители теряют тот здравый смысл, тот жизненный опыт, ту самую мудрость, которую они накопили за свою жизнь. Перед своими детьми они становятся как люди неспособные разобраться даже в пустяках. Почему? Единственная причина – любовь к собственному ребёнку. Никто не может съесть 10 кг хлеба и гордиться тем, что так хорошо поел. И любовь требует дозировки, требует меры». А.С. Макаренко Для ребенка семья - это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Ребенок вступает в отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Положение в семьях учащихся МБОУ СОШ с. Горячие Ключи В нашей школе обучается 108 человек. Из них 20 живут в семье, где один из родителей неродной/опекун. А 15 живут в неполных семьях…11 ребят воспитываются в многодетных семьях Из каких компонентов формируется семейная атмосфера? Доброта – частые конфликтыСогласие – несогласиеТеплота – холодностьГотовность прийти на помощь – равнодушиеСотрудничество – отсутствие сотрудничества «Какая атмосфера царит в твоей семье?» Доброта 87654321 Частые конфликты Согласие 87654321 НесогласиеТеплота 87654321 ХолодностьГотовность 87654321 Равнодушиеприйтина помощьСотрудничество 87654321 Отсутствие сотрудничества Какая атмосфера царит в твоей семье? родители + родители родители + дети дети + дети СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В психологии выделяют следующие стили семейного воспитания:1. авторитетный (демократический) 2. авторитарный, 3. либеральный(попустительский)4. индифферентныйИз газеты «Школьный психолог» №5 февраль 2000 г. Авторитетный стиль (в терминологии других авторов — «демократический», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Авторитетный стиль Стиль воспитательных отношений: АВТОРИТЕТНЫЙ (ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ) Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ» Роль ребенка в семье: равноправный член коллектива Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Авторитарный стиль Стиль воспитательных отношений: АВТОРИТАРНЫЙ Девиз воспитания: «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО» Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, забитый, Золушка, паинька. Либеральный стиль («снисходительный»),— ребенок должным образом не направляется, не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Либеральный стиль Стиль воспитательных отношений: либеральный Девиз воспитания: «ВМЕСТО» Роль ребенка: кумир, сокровище, маменькин сынок, болезненный, маленький. Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются первостепенными, поскольку у родителей «иных забот немало». Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку со стороны взрослых.  Индифферентный стиль Индифферентный стиль Девиз воспитания: «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ»Роль ребенка: козел отпущения, путающийся под ногами, мальчик для битья Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. Еще выделяют… Анализ анкеты Стили воспитания Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям. Мы все такие разные! Есть дети симпатичные, милые, умненькие или вредные и противные. Но для каждого родителя его ребенок самый лучший! Памятка «Как сохранить психическое здоровье ребенка» Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы. Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение. Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом. Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины». Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам. Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром. Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным. Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку. Спасибо за внимание! Список литературы: ДереклееваН.И. Организация родительских собраний в 1–11 классах / Н.И. Дереклеева. – М.: Русское слово, 2000. – 48 с.: ил.Захаров А.И. Неврозы у детей / А. И. Захаров. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336 с.Хухлеева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлеева // Школьный психолог. – 2006. № 19. – С. 38.Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) /Ф. П. Черноусова /М.: Педагогический поиск, 2004. – 160 с.Из газеты «Школьный психолог» №5 февраль 2000 г.