Урок физики в 7 классе по УМК Н.С.Пурышевой Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности вещества твердого тела»


Урок физики в 7 классе по УМК Н.С.Пурышевой и др..Глава 2: Механические явления
Тема: Лабораторная работа № 6 «Измерение плотности вещества твердого тела»
Тип урока: комплексное применение знаний и умений
Цель урока: развитие представления о плотности вещества, формирование умения косвенного измерения физической величины.
Цель урока (учащиеся): приобретение знаний о плотности, физическом смысле этой величины, формирование умения косвенного измерения плотности твердого тела.
Задачи урока: - развивать понятие плотности твердых, жидких и газообразных веществ;
- сформировать умение косвенного измерения плотности твердого тела;
- развивать личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
- воспитывать интерес к решению познавательных задач.
Карта обеспеченности урока
Учебный элемент Учитель Ученик Используемые бумажные источники Используемые электронные ресурсы Используемые бумажные источники Используемые электронные ресурсы Используемое лабораторное оборудование
Плотность вещества УМК Н.С.Пурышевой, «Физика 7», (учебник, рабочая тетрадь) Электронное приложение к УМК Н.С.Пурышевой, «Физика 7»
Единая Коллекция ЦОР УМК Н.С.Пурышевой, «Физика 7», (учебник, рабочая тетрадь) Электронное приложение к УМК Н.С.Пурышевой, «Физика 7»
Единая Коллекция ЦОР Вариант № 1: весы рычажные с набором гирь, измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измерения 100 мл, С = 1 мл, стакан с водой, цилиндр стальной на нити V = 20 см3, m = 156 г, цилиндр латунный на нити,V = 20 см3, m = 170 г
Прямые и косвенные измерения Вариант № 2: весы электронные, измерительный цилиндр (мензурка) с пределом измрения 250 мл, C = 2 мл, стакан с водой цилиндр стальной на нити V = 26 см3, m = 196 г, обозначить №1 цилиндр алюминиевый на нити V = 26 см3, m = 70,2 г, обозначить №2
Планируемые метапредметные результаты:
Представлять информацию в словесной, символической, графической форме
Уметь работать в коллективе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.
Планируемые личностные результаты
Развивать познавательный интерес, убежденность в возможности познания природы, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Планируемые предметные результаты:
На уровне запоминания:
Воспроизводить:
- определения понятия масса, плотность (I уровень);
- формулы плотности(II уровень).
-физический смысл плотности вещества
На уровне применения в типичных ситуациях
Уметь определять неизвестные величины, входящие в формулу плотности вещества;
Уметь проводить косвенные измерения физической величины плотности твердого тела
На уровне применения в нестандартных ситуациях:
Уметь проводить косвенные измерения физической величины плотности жидкого вещества
Ход урока
I этап. Организационный момент.
Цели и задачи для учителя Цели и задачи для уч-ся Методы и приёмы Формирование УУД
Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке, ввести в тему урока Организовать рабочее пространство, подготовиться к работе на уроке, определить тему урока Беседа, вопросы Личностные УУД: Освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению.
Регулятивные УУД: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. (Контроль и самоконтроль)
2 этап. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
Цели и задачи для учителя Цели и задачи для уч-ся Методы и приёмы
Формирование УУД
Предметные задачи: систематизировать знания о массе вещества, объеме тела, повторение определения и физического смысла плотности вещества.
Метапредметные: научить извлекать необходимую информацию из таблиц для проведения анализа и формулирования вывода в лабораторной работе. развивать анализ, синтез, логическое мышление. Обеспечить восприятие, осмысление физической величины – плотности и способа её измерения
Личностные: обеспечить мотивацию, актуализацию субъектного опыта
Коммуникативные: учить вести диалог, слушать и слышать собеседника
Регулятивные:
Учить контролировать понимание материала Воспроизводить:
определения понятия массы, плотности вещества;
Научиться находить необходимую информацию, представленную в табличной форме.
Понимать, что плотности могут быть одинаковые, а вещества разные, т.е. развивать комплексный подход к анализу полученного результата. Частично-поисковый метод обучения. Использование знаний ученика, имеющиеся у него на момент конкретного занятия, для приобретения умения косвенного измерения физической величины Познавательные: систематизация и обобщение знаний о природных явлениях, сравнивать, группировать на основе существенных признаков изучаемых явлений, ориентироваться в учебнике, определять тему.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, подробно участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других.
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль
Личностные: работать с соседом по парте, распределять работу, видеть разницу двух заявленных точек зрения и присоединяться к одной из них.
2.1. Актуализация знаний
Деятельность учителя и учащихся на втором этапе.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Введение в тему урока через повторение ранее изученных физических величин (массы, объема тела), способов измерения физических величин.
Какая физическая величина называется плотностью вещества?
Какой буквой обозначают плотность?
Какова единица плотности в СИ?
Какие еще единицы плотности вам известны?
Познавательная деятельность: систематизация и обобщение знаний о способах измерения физических величин (прямой, косвенный) Регулятивная деятельность: контроль самого себя, но и своих одноклассников
Далее используется ЭПУМК и ЭОР единой коллекции в следующей последовательности:
-2159066040 -2730566040 -323852540 501652540
Используя знания ученика из ранее изученного материала, для формирования умения косвенного измерения предлагается высказать гипотезу о перечне физического оборудования для измерения плотности твердого вещества из анализа формулы плотности и последовательности проводимых измерений.
2.2. Выполнение лабораторной работы
В продолжении развития темы и усвоения новых знаний учащимся предлагается провести физический эксперимент и обсудить полученные результаты.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Направить уч-ся к выполнению алгоритма выполнения эксперимента по определению вещества, из которого сделан металлический цилиндр. Организовать рабочее пространство, выполнить эксперимент по определению вещества, из которого сделан металлический цилиндр. Самостоятельная деятельность: научиться проводить косвенное измерение плотности твердого вещества. Регулятивная деятельность: контроль самого себя, но и своих одноклассников
Этапы самостоятельной деятельности учащихся при выполнении лабораторной работы:
Вариант 1
Уравновесить весы, провести измерение массы цилиндра, определить его массу по разновесам
Вычислить цену деления мензурки, определить начальный объем воды.
Определить новый объем воды и вычислить объем цилиндра
Вариант 2
Взвесить тело на электронных весах
Вычислить цену деления мензурки, определить начальный объем воды.
Определить новый объем воды и вычислить объем цилиндра
Результат опыта выносится на обсуждение. В ходе обсуждения учащиеся приходят к осознанию того, что не всегда понятно и они чего-то не знают (плотность алюминия и мрамора одинаковая). Для решения выявленной проблемы учащимся предлагается воспользоваться знаниями из других предметных областей. Далее учащимся предлагается определить плотность своего ластика и заполнить простую таблицу:
№п/пПлотность ластика
1… 1,8 г/см3…
Далее провести сравнительный анализ и высказать гипотезу причины разной плотности у материала, из которой сделан ластик. В результате возможен выход на проект: «Из чего сделана стёрка?»
3.Этап закрепления учебного материала
Цель: Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.
Для закрепления и углубление полученных знаний используются ЦОР из Единой коллекции, в следующей последовательности:
Тест к уроку (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b044d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html ) Интерактивная задача (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4d6e51e4-c64f-4834-b262-b07fe7d7e335/7_72.swf ) Сравнение плотности веществ с плотностью воды /поведение этих веществ при погружении в воду/ (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ffb39e4b-928a-42d3-9b12-1042f6f79971/18.html )
5. этап. Задание на дом.
Цели для учителя Цели для уч-ся Критерии успешного
выполнения д/зМетоды и приёмы выполнения
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Д/ з: § 18; Р. Т. задания 92,94, 96, 105, 107; работа с Э. П., позволяет уч-ся самим выбрать уровень сложности. Это даст возможность ребятам самим оценить свои силы в изучении материала, а также развить свои творческие способности. правильно рассказывать определения физической величины - плотность, от чего она зависит,, использование человеком разной плотности разных веществ, определять вещество по его плотности Три уровня домашнего задания: стандартный минимум, повышенный, творческий (проектирование исследовательской работы: определение плотности сахара, плотности мороженного)
- Задание творческого уровня предлагаются тем, кто считает возможной для себя самостоятельную творческую работу.
6. Подведение итогов занятия и рефлексия
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся; инициировать рефлексию учащихся по поводу мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
Учитель+классЧто нового узнали на уроке?
Чему научились на уроке? Рефлексия учащегося
1) Тема урока мне понятна.
2) Я достиг цели урока.
3) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок.
4) Я допустил ошибки в объяснении что такое плотность, измерении массы и объема тела
ЭТО ПОЛНЫЙ БРЕД, НЕ СУДИТЕ СТРОГО:Урок физики в 8 классе по ЭУМК И.В. Кривченко БИНОМ. «Лаборатория знаний», 2013
Глава 7: Молекулярно-кинетическая теория
Тема: Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Зависимость давления и плотности насыщенного пара от температуры. Ненасыщенный пар.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: развитие взглядов об агрегатных состояниях вещества
Цель урока (учащиеся): приобретение знаний о насыщенном паре, его свойствах, физических величинах характеризующие это явление.
Задачи урока: - формировать понятия насыщенного пара, ненасыщенного пара;
- развивать личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
- воспитывать интерес к решению познавательных задач.
Карта обеспеченности урока
Учебный элемент Учитель Ученики
Используемые бумажные источники Используемые электронные ресурсы Используемые бумажные источники Используемые электронные ресурсы
Испарение и конденсация УМК И.В. Кривченко БИНОМ. «Лаборатория знаний», 2013, лабораторный практикум по физике с применением цифровых лабораторий. Книга для учителя ЭУМК И.В. Кривченко БИНОМ. «Лаборатория знаний», 2013, Единая Коллекция http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swfУМК И.В. Кривченко БИНОМ. «Лаборатория знаний», 2013, лабораторный практикум по физике с применением цифровых лабораторий: рабочая тетрадь для 7–9 классов ЭУМК И.В. Кривченко БИНОМ. «Лаборатория знаний», 2013, Единая Коллекция http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swfНасыщенный и ненасыщенный пар Динамическое равновесие Презентация по теме «Насыщенный пар» Презентация по теме «Насыщенный пар»
Опыты и примеры, иллюстрирующие свойства насыщенного пара и процесса установки динамического равновесия Единая Коллекция ЦОР ЦОРhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b9aad5c8-75b8-4eeb-8e66-124462a7fe7c/%5BPH10_06-026%5D_%5BPD_69%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf Единая Коллекция ЦОР
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b9aad5c8-75b8-4eeb-8e66-124462a7fe7c/%5BPH10_06-026%5D_%5BPD_69%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swfСамоконтроль по изученному материалу и вводимым понятиям Единая Коллекция ЦОР
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf Единая Коллекция ЦОР
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swfПланируемые метапредметные результаты:
Представлять информацию в словесной, символической, графической форме
Уметь работать в коллективе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.
Планируемые личностные результаты
Развивать познавательный интерес, убежденность в возможности познания природы, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Планируемые предметные результаты:
На уровне запоминания:
Воспроизводить:
- определения понятия испарения, конденсации, насыщенный и ненасыщенный пар (I уровень);
- определения понятие динамического равновесия между жидкостью и паром (II уровень).
Описывать наблюдаемые явления превращения вещества из жидкого в газообразное и обратный процесс
На уровне понимания:
Приводить примеры агрегатных превращений вещества
Объяснять на основе МКТ строения вещества:
- процессы испарения, конденсации;
- понижение температуры жидкости при испарении.
- образование насыщенного пара в закрытом сосуде, зависимость давления насыщенного пара от температуры
Понимать, что испарение и конденсация – противоположенные процессы, протекающие одновременно
Ход урока
I этап. Организационный момент.
Цели и задачи для учителя Цели и задачи для уч-ся Методы и приёмы Формирование УУД
Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке, ввести в тему урока Организовать рабочее пространство, подготовиться к работе на уроке, определить тему урока Беседа, вопросы Личностные УУД: Освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению.
Регулятивные УУД: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. (Контроль и самоконтроль)
Деятельность учителя и учащихся на первом этапе.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Введение в тему урока через повторение ранее изученных явлений (зависимость от температуры средней скорости движения частиц вещества) Познавательная деятельность: систематизация и обобщение знаний о зависимости от температуры средней скорости движения частиц вещества
Регулятивная деятельность: контроль самого себя, но и своих одноклассников
2 этап. Изучение нового учебного материала
Цели и задачи для учителя Цели и задачи для уч-ся Методы и приёмы
Формирование УУД
Предметные задачи: систематизировать знания об испарении и конденсации, дать представление о насыщенном паре, условия возникновения данного явления; научить находить опознавательный признак, уметь объяснять на основе МКТ строения вещества зависимость давления насыщенного пара от температуры
Метапредметные: развивать анализ, синтез, логическое мышление. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемых физических явленияхЛичностные: обеспечить мотивацию, актуализацию субъектного опыта
Коммуникативные: учить вести диалог, слушать и слышать собеседника
Регулятивные:
Учить контролировать понимание материала Воспроизводить:
определения понятия испарения, конденсации, насыщенный и ненасыщенный пар;
определения понятие динамического равновесия между жидкостью и паром. Объяснять на основе МКТ строения вещества:
- процессы испарения, конденсации;
- понижение температуры жидкости при испарении.
Объяснять на основе МКТ строения вещества образование насыщенного пара в закрытом сосуде, зависимость давления насыщенного пара от температуры
Научиться находить опознавательный признак насыщенного и ненасыщенного пара.
Понимать, что испарение и конденсация – противоположенные процессы, протекающие одновременно Частично-поисковый метод обучения. Использование знаний ученика, имеющиеся у него на момент конкретного занятия, для усвоения нового материал. Познавательные: систематизация и обобщение знаний о природных явлениях, сравнивать, группировать на основе существенных признаков изучаемых явлений, ориентироваться в учебнике, определять тему.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, подробно участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других.
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль
Личностные: работать с соседом по парте, распределять работу, видеть разницу двух заявленных точек зрения и присоединяться к одной из них.
2.1. Актуализация знаний
Используя знания ученика из курса природоведения, географии, биологии, для усвоения нового материала предлагается предположить о каком явлении пойдет речь?
Физический эксперимент: три одинаковых пузырька с тремя прозрачными жидкостями (вода, спирт, рафинированное масло); одна из жидкостей (спирт) наносится на школьную доску; результат опыта выносится на обсуждение.
Далее используется ЭПУМК и ЭОР единой коллекции в следующей последовательности:

2.2. Создание проблемной ситуации
В продолжении развития темы и усвоения новых знаний учащимся предлагается обсудить результаты следующего эксперимента.
Физический эксперимент: три одинаковых пузырька с тремя прозрачными жидкостями (вода, спирт, рафинированное масло); жидкости наносятся на школьную доску (масло наносится первым, вторым- вода, третьим – спирт).
Результат опыта выносится на обсуждение. В ходе обсуждения учащиеся приходят к осознанию того, что не всегда понятно и они чего-то не знают. Для решения выявленной проблемы учащимся предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия скорости испарения жидкости. Далее следует коллективное заполнение учащимися предлагаемого кластера «От чего зависит испарение жидкости?»

Для закрепления полученных знаний используются ЭПУМК и ЭОР из единой коллекции, в следующей последовательности:

Затем идет иллюстрация и систематизация знаний о конденсации протекающей одновременно с процессом испарения и введение динамического равновесия системы жидкость-пар

Далее учащимся вводится понятие насыщенного и ненасыщенного пара

3. Первичная проверка понимания изученного
Цель: Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала
Методы и приёмы выполнения: подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров испарения и конденсации воды в природе, создания условий получения насыщенного пара в домашних условиях, проведения домашних лабораторных работ по исследованию скорости испарения жидкости.
4.Этап закрепления учебного материала
Цель: Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.
На этапе закрепления используются Е-УМК «Физика» и ЭОР из единой коллекции:

Вопросы для самоконтроля

5. Обобщение и систематизация
Цель: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей
Методы и приёмы выполнения.
Коллективное учащимися заполнение двух кластеров.

6 этап. Задание на дом.
Цели для учителя Цели для уч-ся Критерии успешного
выполнения д/зМетоды и приёмы выполнения
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Д/ з: § 07-и-й – повторить, § 07-к-л - учить, задание к параграфам, моделирование психрометра Августа
позволяет уч-ся самим выбрать уровень сложности. Это даст возможность ребятам самим оценить свои силы в изучении нового материала, а также развить свои творческие способности. правильно рассказывать определения физических явлений, приводить примеры этих явлений в природе, использование человеком явлений испарения и конденсации, находить опознавательный признак насыщенного пара Три уровня домашнего задания: стандартный минимум, повышенный, творческий (проектирование исследовательской работы зависимости скорости испарения площади поверхности жидкости и ее температуры)
- Задание творческого уровня предлагаются тем, кто считает возможной для себя самостоятельную творческую работу.
7. Подведение итогов занятия и рефлексия
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся; инициировать рефлексию учащихся по поводу мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
Учитель+классЧто нового узнали на уроке?
Что понравилось на уроке?
Приведите известные вам примеры испарения, конденсации из жизни..Рефлексия учащегося
1) Тема урока мне понятна.
2) Я достиг цели урока.
3) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок.
4) Я допустил ошибки в объяснении испарения, конденсации, насыщенного пара
5) Мне необходимо поработать над объяснением понижении температуры жидкости при её испарении
6) Мне необходимо поработать над объяснением образования насыщенного пара в закрытом сосуде