Развитие воображения у младших школьников в процессе изучения лирических произведений.


Развитие воображения у младших школьников в процессе изучения лирических произведений.
Автор: Мельникова Наталья Михайловна (Белая Калитва, Россия), Почетная Грамота Министерства образования и науки РФ, учитель начальных классов высшей категории, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1, город Белая Калитва, Ростовская область; e-mail: natalyamelnikova72@mail.ruКлючевые слова: развитие воображения, лирические произведения, игровая деятельность, формы взаимодействия с родителями, потенциал семьи.
Аннотация: в статье рассматривается вопрос по осуществлению развития воображения у младших школьников на уроках литературного чтения в процессе изучения лирических произведений.
Трансформация Российского общества привела к кардинальным изменениям в развитии образования. Переход к педагогике, нацеленной на всестороннее развитие каждого ученика, является не узкообразовательной проблемой, а задачей переустройства всего школьного уклада. Задачами современной школы является развитие творческого ученика, вовлеченного в учебную деятельность, и подразумевает органическое единство условий, обеспечивающих детям максимально полное, в соответствии с возрастом, развитие, в тоже время эмоциональное благополучие и счастливую радостную жизнь.
Сегодняшняя концепция построения начального образования – это новый стандарт второго поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход и предполагает следующие задачи:
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Цель моей работы – научить учащихся самостоятельно приобретать знания, опыт и творчески их использовать, научить планировать и осмысливать свою деятельность, подводить итог и оценивать результат своей работы.
Обучение провожу на комплексных уроках-занятиях, которые проходят в игровой форме с использованием разнообразных сюжетных линий, в процессе осмысленной коллективно-распределенной деятельности прямо и косвенно регулируемой учителем. Это деятельность различных видов – общения, предметно-манипулятивная, игровая, продуктивная, а также поэтапное становление учебной деятельности.
В своей работе я старалась обновлять и совершенствовать образовательный процесс через применение инновационных технологий, которые использую в своей работе: технологию игрового обучения, технологию проектной деятельности, дифференцированного обучения, проблемно-поисковые и информационные технологии, а также умело сочетаю коллективные формы работы с индивидуальными.
Невозможно представить такой подход без развития воображения у учеников. С воображением связана основная сфера развития человека как личности – смысловая. Развитие смысловой сферы человека обеспечивает то, что он воспринимает, или запоминает, или делает, т.е. является для него осмысленным. А задачей школьного обучения является осмысление своих действий, и решить ее, призвано воображение.
В развитии воображения значительную роль играют уроки литературного чтения. Как отражение явлений действительности в литературе было бы неполным без лирического рода, так и школьное гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной мере выполнить стоящую перед ним задачу – быть средством формирования всесторонне развитой личности.
Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных ее проявлениях.
Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период ее становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Лирические строки, воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать.
В наше время, когда воспитание культуры чувств молодых людей рассматривается общественностью как задача не меньшей важности, чем овладение достижениями современной науки, социальная роль лирики возросла. Вот почему и теоретическая разработка проблем развития воображения в процессе изучения лирических произведений приобретает практическую значимость.
В ходе своей работы на основе теоретического анализа литературы и проведения комплексной диагностики, цель которой состояла в выявлении уровня развития воображения младших школьников, я определила основные направления работы, по которым, на мой взгляд, целесообразно осуществлять развитие воображения:
- особое построение уроков чтения (развития речи) для того, чтобы развивалось творческое воображение;
-систематическая работа по развитию речи для активизации речевых умений;
- развитие творчества на основе лирических произведений.
Реализация данных направлений, на мой взгляд, может быть наиболее эффективной при условии использования возможностей этой работы с учетом следующих принципов: учет возрастных особенностей учащихся, опора на познавательную мотивацию, преемственность и последовательность всех педагогических воздействий.
Отсюда вытекает одно из главных направлений в работе педагогов - внедрение и развитие системы упражнений для развития воображения младших школьников в процессе изучения лирических произведений.
Мною, была разработана система упражнений для развития воображения младших школьников в процессе изучения лирических произведений. Эти упражнения направлены, прежде всего, на формирование у младшего школьника творчества, которое и позволяет развивать воображение в процессе обучения.
Проблема творческого воображения у детей актуальна, т.к. этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка и его поведения в целом.
Воображение и фантазия – важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо образовательную программу без воображения невозможно. Оно является и необходимой способностью человека. Поэтому нужно обязательно развивать творческое воображение у младших школьников.
Воображение способствует эффективному усвоению детьми новых знаний, способствует саморазвитию личности.
Для того чтобы активизировать развитие речевых умений, сделать систему упражнений результативной необходимо систематическое проведение уроков развития речи в начальной школе.
Работу по развитию речи надо начинать с первых уроков обучения грамоте. В дальнейшем она проводится систематически на уроках литературного чтения, русского языка.
При обучении связной речи в каждом классе дается представление о роли речи в жизни человека. Вводятся в активный словарь младших школьников слова, используемые для выражения приветствия, прощания, просьбы, приглашения. Иными словами, проводятся элементарные упражнения по культуре речевого общения, где использую игровые ситуации на развитие творческого воображения.
Особо следует отметить сочинения на основе творческого воображения:
- по сюжетной картине;
- по данному началу и концу;
- сочинение стихотворений;
- продолжение стихотворений;
- изменение концовок стихов.
В сочинениях этого типа используются различные материалы, творчески переработанные школьником: его жизненный опыт, книжные сведения.
Для этого в работе используются различные методические приемы, которые положительно влияют на развитие связной речи:
- создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни;
-ролевые игры;
- специально организованные наблюдения;
- ведение копилок для сочинений;
- словесное рисование картин;
- создание сюжетов по воображению, в том числе и сказочные;
- «проба пера» - литературно-творческие опыты в прозе, стихах, сказках.
Все эти приемы обладают огромной воспитательной силой, это самовыражение личности ученика.
Основное условие развития воображения ребенка – включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается и воображение.
Поэтому, чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения – основы всякой творческой деятельности.
На каждом уроке чтения основным для развития воображения и эмоций, является использование схематических изображений человеческих эмоций. Задача детей заключается в том, чтобы как можно точнее подобрать для данного героя или описанного образа, для данной конкретной ситуации эмоциональный образ. сначала дети пытаются изобразить на своем лице выбранную эмоцию и объяснить, почему именно это схематическое изображение эмоции он считает наиболее подходящим. Например, при изучении стихотворения В.Брюсова «Сухие листья» детям предлагаем найти на схеме эмоцию, характеризующую описание происходящего, проанализировать отдельные эпизоды и показать их эмоциональную значимость.
Эмоции тесно связаны с интонациями. На уроках чтения необходимо применять упражнения «Что означает интонация». Это упражнение развивает воображение на слуховые образы. Учащиеся читают отрывок из произведения А.С. Пушкина «Буря мглою небо кроет…» с разными интонациями: «по-доброму», «грустно», «ласково», «сердито», «безразлично», «жалобно». Каждый ребенок должен читать со своей интонацией, пытаясь придать свою эмоциональную окраску тексту.
В ходе изучения стихотворений Ф. Тютчева, С.Есенина используется игра «Пантомима». Эта игра является развивающей и оптимизирующей эмоциональный фон за счет активизации воображения. Все дети становились в круг, про очереди каждый выходил в середину круга и с помощью мимики и жестов показывал какое-либо действие из стихотворения. Остальные ребята должны были угадать, какой персонаж и из какого стихотворения был задуман ведущим. Победителями определялись те дети, которые наиболее верно изображали задуманную сценку.
Упражнение «Оживление картины» аналогично игре «Пантомима», но с усложненным сюжетом. Данное упражнение хорошо развивает образное воображение и использовалось на уроках во время изучения произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», отрывков из романа «Евгений Онегин». Каждому ряду предлагался конверт с названием, с определенным сюжетом из них. Затем учащиеся показывают немую сцену, иллюстрирующую сюжет картины. Противоположные команды должны объяснить, что они увидели, назвать произведение. Затем команда артистов объясняла, что они изображали, после чего команды меняются местами.
Упражнение «Архимед» - это упражнение основано на активной работе фантазии, является прекрасным средством стимулирования к учебной деятельности. При изучении произведений детям предлагается ряд проблем. Задача ребят дать как можно больше идей для решения этих проблем.
Например, при работе над поэмой А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» предложить разрешить следующую проблему: Как можно успокоить Кощея?
Упражнение «Изобретатель» - это упражнение наряду с фантазией активизирует мышление учеников. Данное упражнение использовалось при знакомстве с русскими народными сказками. Детям предлагалось несколько задач, результатом которых должны явиться изобретения. Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - придумай сказочное заклинание, с помощью которого братец Иванушка, превращенный в козленочка, примет человеческий облик. Сказка «Иван Царевич и Серый волк» - представь себе, что волк заболел и не смог помочь Ивану Царевичу, придумай сказочный вид транспорта, на котором бы передвигался Иван Царевич.
Упражнение «Превращение» - это упражнение направлено на развитие изобретательности ребенка, то есть воображения в сочетании с творческим мышлением. Оно расширяет область представления ребенка об окружающем мире. Данное упражнение построено на универсальном механизме детской игры – имитации функций предмета. Например, при изучении стихотворения А.С. Пушкина, посвященного няне, детям предлагалось с помощью мимики, пантомимики, имитации действий с предметами превратить обыкновенный предмет (например кружку) в совершенно другой предмет, с другими функциями ( например ковш экскаватора).
Упражнение «Сценарий». За короткий промежуток времени дети совместно должны придумать сценарий к фильму. Каждый ребенок предлагает одного или двух героев из изучаемого произведения. Затем дети придумывают историю, в которой должны фигурировать все названные персонажи.
Упражнение «Наоборот». При изучении любого лирического произведения, учащиеся должны поменять характеры героев и представить, какой бы получился сюжет стихотворения.
После проведенной работы, описанной выше, можно подвести некоторые итоги.
Развитие воображения у младших школьников в процессе изучения лирических произведений будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- личная заинтересованность педагога к проблеме развития воображения;
- отношение к развитию воображения у учащихся как важной части целостного педагогического процесса;
- активное участие родителей учащихся в содействии выполнения упражнений, направленных на развитие воображения;
- активное включение учащихся в деятельность всего класса;
-взаимодействие класса с социокультурными учреждениями (библиотекой, музеем и т.д.)
Но главным итогом работы оказалось другое: дети стали меняться. Не ставя перед собой задачи коррекционной работы над личностными проблемами учеников, я увидела, что исчезли многие личностные проблемы, появилась уверенность в себе, открылись и получили развитие их творческие способности, стремление к активным жизненным позициям. Богатство фантазии ребят проявилось в разнообразии используемых ими образов. Также используются яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасает, сопровождаясь эмоциональными реакциями слушателей. А главным показателем, на мой взгляд, стало то, что ребята полюбили уроки литературного чтения, стали активными читателями библиотеки и к этому творческому процессу привлекают и своих родителей.