Конспект урока по литературе на тему Раздумья над повестью Один день Ивана Денисовича

Тема:" Один день Ивана Денисовича". Раздумья над повестью А.И.Солженицына.

Цель: выявить особенности творчества писателя на основе данного произведения.
развивать у учащихся монологическую и диалогическую речь, умение ставить цель и планировать свою деятельность.
формировать способности осмысливать трагическую судьбу человека в тоталитарном
государстве.

Ход урока:
1.Просмотр видеоролика
О чем будем говорить на уроке? (тема урока)
Наша цель, задачи?

2.Что вы знаете о Солженицыне?
Сообщение о писателе подготовленного ученика (презентация)

3.Давайте обратимся к повести "Один день Ивана Денисовича"
Какова же судьба человека в тоталитарном государстве? Попробуем поразмышлять над этим вопросом. Поработаем в группах.
1 группа: Кто такой Шухов И.Д.(биография) В чем его вина? В чем его беда?
Что ожидало бы героя, если бы он не подписал "дело"?

2 группа: Что за жизнь в лагере? Как ведет себя Иван Денисович?
Какие черты характера ценит в герое автор? А вы?

3 группа: Как изображены автором герои из народа? За что они осуждены? (Сенька Клевшин, Коля Вдовушкин, Баптист Алешка, бригадир Тюрин, капитан Буйновский, Цезарь Маркович, юноша Гопчик)

4 группа: Писатель описал лагерный мир одним днем, каким? И почему?
Исследование в группах.

4. Выступление групп

5.Итоги: Так какова же судьба человека в тоталитарном государстве?
Кто виноват в трагедии Ивана Денисовича и других людей?( Нет однозначного ответа. Это трагедия целого поколения!!!)

6.Рефлексия: О чем сегодня говорили? Что нового узнали? Что было трудно, а что было легко? Как вам данный материал пригодится в жизни?

Домашнее задание: Творческая работа: Написать сочинение-эссе "О чем заставляет задуматься произведение А.И.Солженицына?"