Рабочая программа элективного курса по русскому языку Обучение сочинениям разных жанров (10 — 11кл)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
"ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯМ РАЗНЫХ ЖАНРОВ" для обучающихся 10 - 11 классов
Пояснительная записка
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Цель программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно - критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико - литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному сочинению.
Основные требования к учащимся:
Учащиеся должны:
понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко - литературного процесса того или иного периода;
знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности к литературным направлениям;
уметь определять роль каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-исторической и общечеловеческое значение художественных произведений;
хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно - критические оценки;
воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средст их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи, особенности жанра;уметь оперировать при анализе следующими понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры, литературные направления и течения, стихотворные размеры;
самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема Виды деятельности обучающихся10 класс
1 Сочинение как текст Слушание лекции учителя и её запись: составление плана, опорной таблицы
2 Основные признаки текста 3 Основные признаки текста 4 Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению Отбор и систематизация фактического материала к темам сочинений
5 Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению 6 Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению 7 Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению 8 Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению 9 Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению 10 Теоретико - литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам Составление таблиц терминов (литературоведческих, обществоведческих)
11 Теоретико - литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам Анализ формулировок тем сочинений, в которых есть термины
12 Теоретико - литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам Анализ сочинений
13 Теоретико - литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам Анализ сочинений
14 Теоретико - литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам Составление плана сочинения, подбор фактического материала
15 Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам Запись лекции учителя
16 Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам Подбор тем сочинений
17 Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам Анализ тем сочинений
18 Своеобразие жанров сочинений Создание коллективного плана сочинения любого жанра
19 Своеобразие жанров сочинений Анализ сочинений
20 Своеобразие жанров сочинений Анализ сочинений
21 Своеобразие жанров сочинений Отбор фактического материала и его структурирование в зависимости от жанра
22 Своеобразие жанров сочинений Отбор фактического материала и его структурирование в зависимости от жанра
23 Своеобразие жанров сочинений Отбор фактического материала и его структурирование в зависимости от жанра
24 Выбор темы сочинения Практикум по выбору темы сочинения, его обоснование, подбор эпиграфа
25 Выбор темы сочинения Практикум по выбору темы сочинения, его обоснование, подбор эпиграфа
26 Структура сочинения Составление планов (простых, сложных, написание вступлений и заключений в зависимости от жанра)
27 Структура сочинения Составление планов (простых, сложных, написание вступлений и заключений в зависимости от жанра)
28 Структура сочинения Составление планов (простых, сложных, написание вступлений и заключений в зависимости от жанра)
29 Сочинение - рассуждение Практикум (обдумывание основного тезиса, определение объёма и содержания темы, составление плана, подбор аргументов и фактического материала)
30 Сочинение - рассуждение Практикум (обдумывание основного тезиса, определение объёма и содержания темы, составление плана, подбор аргументов и фактического материала)
31 Сочинение - рассуждение Практикум (обдумывание основного тезиса, определение объёма и содержания темы, составление плана, подбор аргументов и фактического материала)
32 Сочинение - рассуждение Разработка темы сочинения как доказательство или опровержение
33 Сочинение - рассуждение Разработка темы сочинения как доказательство или опровержение
34 Сочинение - рассуждение Разработка темы сочинения как доказательство или опровержение
35 Сочинение - рассуждение Разработка темы сочинения как доказательство или опровержение
11 класс
1 Сочинение - характеристика Устное сочинение по плану, анализ планов
2 Сочинение - характеристика Устное сочинение по плану, анализ планов
3 Сочинение - характеристика Устное сочинение по плану, анализ планов
4 Сочинение - характеристика Составление таблицы, представляющей сравнение двух образов, формулировка тем по творчеству одного писателя, двух писателей
5 Сочинение - характеристика Составление таблицы, представляющей сравнение двух образов, формулировка тем по творчеству одного писателя, двух писателей
6 Сочинение - характеристика Составление таблицы, представляющей сравнение двух образов, формулировка тем по творчеству одного писателя, двух писателей
7 Сочинение - характеристика Составление таблицы, представляющей сравнение двух образов, формулировка тем по творчеству одного писателя, двух писателей
8 Обобщающие сочинения. Принципы их построения Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведний к теме сочинения
9 Обобщающие сочинения. Принципы их построения Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведний к теме сочинения
10 Обобщающие сочинения. Принципы их построения Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведний к теме сочинения
11 Обобщающие сочинения. Принципы их построения Подбор цитат и аргументов для доказательства утверждений, подбор произведний к теме сочинения
12 Обобщающие сочинения. Принципы их построения Составление плана сочинения с тезисами и цитатами
13 Обобщающие сочинения. Принципы их построения Составление плана сочинения с тезисами и цитатами
14 Обобщающие сочинения. Принципы их построения Составление плана сочинения с тезисами и цитатами
15 Анализ эпизода в школьном сочинении Составление списка эпизодов, анализ которых значим для понимания смысла произведения 19 и 20 веков
16 Анализ эпизода в школьном сочинении Анализ эпизодов по плану
17 Анализ эпизода в школьном сочинении Анализ эпизодов по плану
18 Анализ эпизода в школьном сочинении Создание сочинения - анализ эпизодов
19 Анализ эпизода в школьном сочинении Создание сочинения - анализ эпизодов
20 Анализ эпизода в школьном сочинении Анализ школьных сочинений, в основе которых лежит анализ эпизода
21 Анализ эпизода в школьном сочинении Анализ школьных сочинений, в основе которых лежит анализ эпизода
22 Анализ стихотворения в школьном сочинении Практическое занятие по восприятию, истолкованию и оценке поэтического текста
23 Анализ стихотворения в школьном сочинении Практическое занятие по восприятию, истолкованию и оценке поэтического текста
24 Анализ стихотворения в школьном сочинении Практическое занятие: нахождение художественных средств, определение их роли
25 Анализ стихотворения в школьном сочинении Практическое занятие: нахождение художественных средств, определение их роли
26 Анализ стихотворения в школьном сочинении Анализ и рецензирование готовых сочинений
27 Анализ стихотворения в школьном сочинении Анализ и рецензирование готовых сочинений
28 Редактирование и рецензирование сочинений Анализ ошибок, правка готовых сочинений
29 Редактирование и рецензирование сочинений Анализ ошибок, правка готовых сочинений
30 Редактирование и рецензирование сочинений Написание рецензий
31 Редактирование и рецензирование сочинений Написание рецензий
32 Редактирование и рецензирование сочинений Написание рецензий
33 Защита учащимися сочинений разных жанров 34 Защита учащимися сочинений разных жанров 35 Итоговый урок