Урок развития речи по сказке – были А.П. Платонова « Неизвестный цветок»


Учитель русского языка и литературы Чистякова Е.Ю.МБОУ СОШ №12
Урок развития речи по сказке – были А.П. Платонова « Неизвестный цветок» Спешите творить добро!
Цель урока:
1.Отрабатывать умение лингвистического анализа текста.
Задачи урока:
1.Обучать учащихся умениям осмысливать содержание исходного текста, вдумываться в особенности его языкового строя;
2Формировать у учащихся умения опознавать и различать тропы, определять их роль в художественном тексте. 3.Формировать умения производить лексический анализ слов.
4.Формировать умение излагать мысли в соответствии с нормами русского литературного языка;
5.Расширять словарный запас, кругозор учащихся.
Оборудование: текст сказки - были А.П. Платонова «Неизвестный цветок», толковые словари Ожигова, рисунки обучающихся на доске.
Ход урока
1.  Организационный момент
2. Краткое вводное слово учителя
Сегодня у нас, ребята, необычный урок. На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о добре. Что же такое добро? В одном из толковых словарей, в словаре Ожигова дано такое толкование этого слова: «Добро - бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезное деяние, помощь ближнему, незнакомому человеку, животному и растительному миру. Как вы думаете, творить добро просто или сложно? А что испытывает человек, когда он совершает добрый поступок? Сегодня на примере анализа художественного произведения мы с вами узнаем, какие плоды приносят наши добрые поступки и получим, надеюсь, нравственные уроки.

Беседа по вопросам:
- Каков жанр данного произведения? (сказка - быль)
- Обратимся к его композиции. Из каких частей состоит произведение? (из 2 частей)
- Какую из них можно назвать сказкой? (первую). Почему? (она рассказывает о жизни маленького цветка)
- Какой была жизнь цветка? (трудной, боролся за жизнь). Какой художественный прием использует автор, повествуя о его жизни (олицетворение). Этот вид тропа часто используется в сказках. Найдите в тексте произведения слова, говорящие вам о том, что цветок наделен человеческими качествами. Итак, цветок одинок, терпелив и жизнерадостен. А когда цветок радовался и чему он радовался? ( первому лучику солнца). И самое главное – он никогда не отчаивался.
- Ребята, на дом вы получили задание не только познакомиться с текстом произведения, но и нарисовать цветок таким, каким вы его себе представляете. Обратимся к выставке ваших рисунков. Пожалуйста, прокомментируйте, каким вы изобразили цветок. Следует напомнить вам, что сказка – быль называется «Неизвестный цветок». Почему? (учащиеся комментируют рисунки)
Обратимся ко второй части произведения. О сем в ней идет речь? (о событиях вполне реальных: о девочке Даше и ее добром поступке). Согласны ли вы с тем, что эту часть вполне можно назвать былью?
Итак, как произошла первая встреча героев произведения? (Даша шла мимо пустыря на станцию, чтобы отправить письмо маме, по которой она очень скучала, она почувствовала благоухание и вспомнила сказку, которую ей рассказывала мать и свернула на пустырь). О чем говорилось в сказке? (о цветке, который скучал по матери и издавал благоухание). Найдите данный фрагмент в тексте и прочитайте. Как вы понимаете значение слова благоухание? Давайте обратимся к толковому словарю. ( Благоухание – тонкий, нежный запах, издаваемый цветами). Однозначное это слово или многозначное? Подберите к нему синонимы, антонимы(элементы лексического анализа слова)
Вернемся ко второй части произведения. Какое настроение было у Даши в момент встречи с цветком? (грустное, она очень переживала разлуку с мамой) исходя из этого, можно ли судить о том, что девочка была очень эмоциональна? Как это доказать? (в этот момент Даша также, как и цветок испытывала чувство одиночества)
Ребята, давайте прочитаем по ролям диалог Даши и цветка при их первой встрече (чтение по ролям). Как вы понимаете слова: «Меня никто не зовет, я сам живу»? (они еще раз подчеркивают одиночество главного героя). Чем закончился диалог? (Даша наклонилась к цветку и поцеловала его головку).Дайте оценку такому поступку девочки ( проявление высшей степени восхищения цветком).
Ребята, к сожалению, мы очень часто в жизни встречаемся с ситуациями, когда люди проходят мимо чужой беды, отворачиваются. Как можно назвать таких людей?( черствыми, эгоистичными).А какой была Даша? (у нее было доброе сердце, она была чуткой, милосердной)
Лексическая работа в группах.
Ребята, каждому ряду сейчас будет дано индивидуальное задание. Вам необходимо дать толкование слов и выполнить их лексический анализ: сострадание (1 ряд), сочувствие (2 ряд), сопереживание (3 ряд)
После выполнения данного вида работы дети приходят к выводу, что эти слова синонимы (особенно важно здесь указать на значение приставки СО, что значит страдать, переживать, сочувствовать вместе)
Еще раз обратимся к тексту сказки - были. Каковы были действия Даши в последствие?
(она позвала своих друзей – пионеров, которые расчитали, сколько понадобится удобрений и грунта, чтобы удобрить почву.) Кто такие пионеры? А как бы вы их сейчас назвали? (волонтеры – люди, бескорыстно совершающие добрые поступки).
Когда Даша уезжала домой, она пришла проститься с цветком, почему? (он стал для нее другом, чувствовала ответственность за него)
Что произошло через год? Изменился ли пустырь? (да, он превратился в цветущую лужайку. Найдите в тексте ее описание и прочитайте его.
Нашла ли девочка среди множества цветов своего знакомого? ( Нет, но на том же месте, среди камней, рос его сын, который был еще красивее отца.(«Такой же живой и терпеливый, как отец, еще сильнее отца»).Как вы думаете почему цветок вырос на том же самом месте?(он не боялся трудностей)
4.Рефлексия.
Подведем итоги урока:
1.Что нового вы сегодня узнали на уроке? (новый жанр художественного произведения)
2.Что повторили и закрепили? (художественные средства языка, лексический анализ слова)
3.Какой нравственный урок получили?
4.Чему научились у цветка, у Даши?
5.Запомнился ли вам сегодняшний урок, дайте ему оценку.
5.Оценивание работы учащихся на уроке с комментариями учащихся и учителя.
6.Домашнее задание.
Как вы думаете, что вам будет задано на дом? ( Так как дети уже неоднократно в течение года писали сказки, которые собирались в рукописные сборники сказок, они сами могут понять, что им будет задано написать сочинение в жанре сказки – были о добре)