«Развитие полисенсорных способностей в процессе активного предметно-практического обучения как средство социальной адаптации детей с нарушениями зрения»

«Развитие полисенсорных способностей в процессе активного предметно-практического обучения как средство социальной адаптации детей с нарушениями зрения»

Содержание.
Стр.
ВВЕДЕНИЕ с. 2
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЛИСЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ дошОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1. Кожный анализатор.с. 5
1.2. Виды осязания .........................с. 8
1.3. Развитие осязания и мелкой моторикис. 10
1.3.1. Формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталоновс. 16
1.3.2. Формирование навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельностис. 20
Глава 2. Методические подходы к предметно-практической работе со старшими дошкольниками с нарушением зрения как средство социальной адаптации
2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Чудесные поделки из Фольги» для детей старшего дошкольного возрастас. 24
2.2. Пальчиковая гимнастикас. 27
2.3. Методические рекомендации по проведению пальчиковых упражненийс. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. с. 32
ЛИТЕРАТУРА...................... с. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ с. 34








Самое глубокое в человеке это его кожа.
Поль Валери
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования обусловлена тем, что гуманизация процесса специального образования выдвигает на первый план проблему изучения и оптимизации развития потенциальных возможностей каждого ребенка с нарушением зрения. В свете этого возрастает роль и значение этих возможностей в коррекционном обучении как важном средстве успешной адаптации и социализации детей с отклонениями. (Н.Н. Малофеев, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева).
Проблема компенсации слепоты и слабовидения у детей с патологией зрения теоретически обоснована в трудах психофизиологов, тифлопсихологов и тифлопедагогов Л.П. Григорьевой, М.И. Земцовой, В.З. Кантора, А.И. Каплан, Ю.А. Кулагина, А.Г. Литвака, Г.В. Никулиной, Л.А. Новиковой, Л.И. Плаксиной, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцевой, Б.К. Тупоногова, В.А. Феоктистовой. В их исследованиях раскрыты механизмы компенсаторного развития; теоретическое обоснование значения осязания в становлении познавательной деятельности и разработка теории сенсорного воспитания дошкольников заложены в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, В.И. Логиновой, А.К. Усовой, М. Монтессори и др.
Процессы познавательной и трудовой деятельности у детей с ослабленным зрением протекают при совместной работе неполноценного зрения и сохранных анализаторов. Однако при этом не все они в полной мере задействованы. Особенно это относится к осязанию, которое спонтанно развивается недостаточно. Адекватное же отражение действительности, а так же полноценная трудовая деятельность возможны при взаимодействии зрения и сохранных органов чувств. Для этого требуется специально организованное обучение по развитию осязания и мелкой моторики рук у слабовидящих детей.
Вся система коррекционных занятий тифлопедагога базируется на обучении детей со зрительной патологией получать информацию об окружающем их мире с привлечением сохранных анализаторов (осязание, слух, двигательно-тактильная, температурная, обонятельная, вкусовая чувствительность), использовать полученные умения в самостоятельной игровой, учебной, бытовой деятельности.
С помощью осязания и двигательно-тактильной чувствительности слепой и слабовидящий ребенок может приобрести необходимые навыки самообслуживания (например, одеваться и раздеваться, есть и т.д.). Это является основой для формирования у него самостоятельности, которая позволит в дальнейшем обходиться без посторонней помощи, что необычайно важно не только с практической точки зрения, но и с точки зрения психологического комфорта.
Почти у всех детей, с ослабленным зрением наблюдается недоразвитие ручной умелости, неумение выполнять целенаправленные действия руками. Родители же недостаточно уделяют внимание развитию предметно - практической деятельности детей, не привлекают их к хозяйственно - бытовым делам семьи. Что приводит к другой проблеме - неподготовленности к школьному обучению. Большинство слабовидящих дошкольников не умеют держать карандаш в руках. А поэтому затрудняются обводить, рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, вырезать ножницами и т.п. У многих слабовидящих детей проявляется низкий уровень самообслуживания. Они не могут застёгивать пуговицы, завязывать шапки, шнуровать обувь.
Опора при знакомстве с предметами окружающего мира только на неполноценное зрение у слабовидящих не способствует адекватному их отражению, задерживает успешное формирование умений и навыков, обеспечивающих правильность и точность выполнения различных предметно - практических действий в обучении и быту.
При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.
Нарушения зрения и развития влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.
В связи с этим в нашем дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением зрения уделяется большое внимание организации работы с детьми с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки, осязания и мелкой моторики и т.д. на специальных коррекционных занятиях учителя-дефектолога (тифлопедагога) на полисенсорной основе.
Цель исследования: проанализировать существующую литературу.
Задачи исследования:
- Обучать детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, пространственной ориентировке, познавательной, коммуникативной деятельности.
- Формировать у детей социально-адаптивное поведение, поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях.
- Учить рациональным способам ориентировки на собственном теле, в быту, в пространстве и специальным навыкам выполнения различных видов предметно-практических действий с использованием сохранных анализаторов.
- Привлечь родителей.
В первую очередь необходимо научить ребёнка приемам осязательного обследования, выполнять пальчиковую гимнастику на занятиях, в играх и свободной деятельности, делать самомассаж кистей рук, изучить упражнения, которые способствуют снятию моторной напряжённости.








Глава 1. Особенности развития полисенсорных способностей дошкольников с нарушением зрения.
Кожный анализатор.
Кожный анализатор играет важную роль в сенсорном развитии детей. Периферический отдел кожного анализатора представлен тактильными, температурными, болевыми, вибрационными и другими рецепторами. Кожа у слабовидящих детей развивается так же, как и у зрячих, и не различается структурно и функционально. Следует особое внимание обратить на два обстоятельства при оценке состояния кожи у детей. Во-первых, необходимо всеми путями оберегать кожу пальцев и рук слабовидящих детей, поскольку она является важным рецепторным полем при обучении, игровой и трудовой деятельности. Во-вторых, кожный анализатор является одним из доминирующих анализаторов, обеспечивающих взаимодействие с другими анализаторами при сенсорном воспитании и обучении. Поэтому повреждения, воспаления, сопровождающиеся болевыми ощущениями, снижают кожную чувствительность и нарушают другие функции кожи.
У детей поражение кожи происходит чаще и протекает тяжелее, чем у взрослого человека. Причиной поражения кожи могут быть различные воздействия: механические, химические, температурные, лучевые, биологические и др.
Родителям и педагогам следует иметь в виду, что на строение и функции кожи, её сохранность благоприятно влияют занятия посильным физическим трудом и разными видами спорта, а также выполнение детьми гигиенических мероприятий.
При воздействии раздражителя на кожу возникают различные ощущения: тактильные, температурные, вибрационные, болевые. На коже имеются участки с избирательной чувствительностью к прикосновению, теплу, холоду и боли. При воздействии на эти участки кожи возникают ощущения различной модальности. Благодаря взаимосвязи кожных рецепторов при воздействии раздражителя повышенной силы может возникнуть вместо первоначального ощущения тепла ощущение, например, боли.
Раздражение тактильных рецепторов даёт два основных вида ощущений – прикосновения и давления. Ощущения прикосновения или давления возникают в том случае, если механический раздражитель вызывает деформацию кожи. Тактильные рецепторы представлены в коже в виде мозаически разбросанных чувствительных точек, точность распределения которых в разных участках кожи различна. Чем больше тактильных точек приходится на единицу площади поверхности кожи, тем выше острота тактильной чувствительности.
В результате соприкосновения тактильного раздражителя с рецептором в мозгу человека возникает ощущение прикосновения, отражающее многообразие свойств и признаков предметов: плотность, гладкость или шероховатость, упругость, форму и т.д.
Развитие тактильной чувствительности у слабовидящих детей может в известной мере компенсировать дефект зрения. Знание абсолютных порогов тактильной чувствительности позволяет более эффективно использовать данный вид чувствительности для сенсорного развития слабовидящих детей.
Болевая чувствительность на разных участках поверхности кожи различна. Этой чувствительности соответствуют разные болевые пороги и неодинаковые ощущения. Знание о величине болевых порогов позволяет слабовидящим осуществить защиту и охрану кожи от повреждённого воздействия.
Все предметы окружающего мира могут иметь при определённых условиях определённую температуру, поэтому, зная дифференциальную чувствительность кожи к температуре предметов, можно в известной мере использовать её для познавательной деятельности слабовидящих детей. Тепловая или холодовая устойчивость предметов неодинакова. В этой связи слабовидящий может делать заключения о качестве и свойствах предметов.
Среди кожных ощущений выделяют кожно-оптическую чувствительность, которую определяют, как способность кожных покровов реагировать на световое и цветовое воздействие. Данная чувствительность была известна ещё в конце 18 в. В.М. Бехтерев наблюдал пациентку, которая с помощью кожных ощущений различала хроматические и ахроматические цвета и простые графические изображения.
Факт наличия кожного «зрения» установлен как у нормально видящих, так и у слабовидящих. Различение цветовых оттенков происходит благодаря различным качествам цветоощущения. Цветовые тона делятся испытуемыми на: 1) «гладкие» и «скользкие» - голубой и жёлтый цвета; 2) «притягивающие» или «вязкие» - красный, зелёный, синий; 3) «шероховатые» или «тормозящие» движения рук – оранжевый и фиолетовый. Самым «гладким» улавливается белый цвет, а «тормозящим» - чёрный.
Факт оценки цветовых тонов в понятиях гладкости, шероховатости или торможения указывает на участие разных рецепторов и центральных звеньев их анализаторов в кожно-оптической чувствительности. Что же касается узнавания предметов при дистантном воздействии цвета через различные фильтры (фольгу, стекло, бумагу и другие материалы), то оно не может служить отрицанием участия других рецепторных аппаратов.
Можно полагать, что при дистантном воздействии цветных предметов у слабовидящих может активно проявляться мышечное чувство в распознавании предметов с опорой на ранее образованные представления, которые сформировались с участием различных видов рецепции.
При нормальном зрении у человека формируется зрительно-моторная координация. На взаимосвязь кинестезии со зрением впервые указал И.М. Сеченов, который назвал двигательный анализатор дробным анализатором времени и пространства, полагая «осязание как чувство, соответствующее зрению». Уже на первых этапах жизни человека его движения и действия осуществляются под контролем зрения. У слабовидящих этот контроль нарушается или вовсе становится невозможным. В то же время И.М. Сеченов не исключал возможность замещения утраченных зрительных функций.
У слабовидящих активизация двигательного анализатора ведёт к увеличению роли мышечно-суставного чувства в структуре познавательной деятельности за счёт не только его тренировки, но и повышения эффекта сенсибилизации. Однако чувствительность двигательного анализатора у слабовидящих ниже по сравнению с нормально видящими. У них обнаружены более высокие по сравнению со зрячими различительные пороги.
Несмотря на возможность достижения высокой точности движений в результате обучения, кинестетическая чувствительность у слабовидящих снижена и путь вычерчивания, например, графического изображения предмета более сложен, чем у нормально видящих детей. Таким образом, у слабовидящих наблюдается повышение абсолютной и различительной мышечно-суставной чувствительности
Виды осязания.
При наличии зрения осязание в операциях ручной деятельности играет роль ближайшего регулятора, который обеспечивает непрерывность контроля над трудовыми действиями. Оно отражает форму, плотность, шероховатость, температуру и др. признаки, а так же свойства и качества объектов. В связи с этим осязание – необходимый компонент человеческой деятельности, а при отсутствии или глубоко нарушенном зрении частично заменяет его познавательные и контролирующие функции.
В осязательном восприятии одновременно участвуют различные виды чувствительности, такие как тактильная, температурная, болевая, мышечно-суставная.
Объединение тактильной и двигательной чувствительности называется осязанием.
Различают пассивное, активное и инструментальное (опосредованное) осязание.
Пассивное осязание не отражает признаков предметов во всей их совокупности, т.е. не даёт целостный образ, его определяют как ассоциированное (объединённое) ощущение. На том же основании пассивное осязание как самостоятельный процесс имеет в познавательной и других видах деятельности весьма несущественную роль.
В отличие от пассивного активное (гаптическое) осязание является ведущим способом отражения пространственных признаков и отношений и других физических свойств материального мира как в условиях его совместной деятельности со зрением, так и при его утрате. В основе активного осязания лежит совместная, интегративная деятельность кожно-механического и двигательного анализаторов. Гаптическое восприятие отражает многочисленные пространственные и др. физические свойства объектов в их совокупности.
Инструментальное (опосредованное) осязание осуществляется с помощью какого-либо вспомогательного орудия (инструмента) и достигает большой точности, даже когда предмет скрыт от зрения. Оно отражает все свойства предметов, которые воспринимаются при непосредственном ощупывании, за исключением температуры. По точности опосредованное осязание уступает активному. Но у него есть и преимущества: во-первых, расширяется осязательное поле руки, во-вторых, оно точнее гаптического отражает размеры фигуры, а также некоторые подробности контура объекта, незамечаемое при непосредственном осязательном или зрительном восприятии: неровности контура, незначительные скругления углов и т.п. Образы, формирующиеся при опосредствованном ощупывании предметов, являются целостными образами восприятия.
Формы осязательного обследования осуществляются разными способами – одной рукой, одноручно (мономануально), и двумя, двуручно (бимануально).
При одноручном и двуручном способах осязательного восприятия в сознание возникает образ, который адекватен ощупываемому предмету. Осязание двумя руками отражает не только пространственные и другие физические свойства одного объекта, как при осязании одной рукой, но и пространственные отношения между несколькими объектами одновременно. Кроме того, скорость бимануального осязания в 1,5 – 2 раза выше по сравнению со скоростью мономануального осязания.
Процесс осязательного обследования предметов наиболее продуктивно протекает при ощупывании двумя руками, подчиняется концентрическому принципу: вначале предмет обследуется в целом, затем – детали и, наконец, вновь осязательно воспринимается обогащённый деталями объект в целом.
Выявлено три основные фазы обследования:
ориентировочные движения рук, которые способствуют определению положения объекта в осязательном поле;
первичное ощупывание, при котором происходит анализ деталей контура предмета;
повторное ощупывание, при котором синтезируются осязательные сигналы и формируется целостный пространственный образ.
В ходе ощупывания осуществляется огромное количество разнообразных движений – микродвижения пальцев, которые способствуют сохранению определённого уровня тактильной чувствительности и производят детальный анализ фактуры ощупываемого предмета, а также возвратные движения рук, которые обеспечивают тонкую дифференцировку отдельных деталей.


Развитие осязания и мелкой моторики.
Эмоциональное благополучие человека во многом зависит от того, как он приспособлен, адаптирован к окружающей действительности. Для комфортного существования в социуме необходимо осознание своих возможностей и умение их реализовывать. Это особенно актуально для детей с нарушением зрения. Здесь решаются 2 задачи:
- научить ребенка понимать свои визуальные трудности;
- развивать способности и умения пользоваться остаточным зрением и сохранными анализаторами.
Дефектологам необходимо помнить, что для ребенка с нарушением зрения осязание - один из главных факторов для познания окружающего мира. Таким образом ребенок получает основную информацию о форме, величине, структуре поверхности, температурных признаках предметов, их положении в пространстве. Развитие осязательного чувства достигается путем упражнений, а потому в коррекционно-педагогической работе важно научить детей ощупывающим действиям в соответствии с особенностями воспринимаемого объекта. Адаптация, т.е. способность жить самостоятельно в окружающем мире, ребенка со зрительным нарушением зависит от того, насколько у него сформированы определенные знания, навыки, умения. Они позволяют активно действовать и приспосабливаться, исходя из своих возможностей. Коррекционные занятия тифлопедагога обеспечивают детям возможность такой адаптации в процессе активного предметно-практического обучения. На этих занятиях ребенок учится:
- ориентировке в пространстве;
- социально-бытовой ориентировке;
- тренировать и укреплять мелкие мышцы руки.
Развитие осязания и мелкой моторики у детей реализуется тифлопедагогом в нескольких задачах:
укрепление кистей рук и пальцев,
развитие глазомера и координации (глаз – рука),
освоение мелких движений,
развитие осязания.
Тифлопедагогическая практика доказала необходимость дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников со зрительной патологией различной степени тяжести (слепые, слабовидящие, с косоглазием и амблиопией) с учетом особенностей познания окружающего мира детей каждой из названных категорий, а также общих особенностей, присущих всем детям с нарушением зрения. Обучение детей реализуется при индивидуальном подходе к каждому ребёнку, при котором учитывается не только характер его зрительного дефекта, но и его жизненный опыт, особенности личности, а также уровень готовности ребёнка к овладению ручной умелостью и уровня развития осязания.
Одна из таких особенностей познания - дети не имеют реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Вследствие этого многие слова и выражения они усваивают механически, не понимая их смысла, не соотнося их с предметами и явлениями окружающего. Наблюдения показывают, что при достаточно большом словарном запасе у них нет четких, конкретных представлений. В задачу тифлопедагога входит научить детей наблюдать за окружающими их объектами и явлениями, используя не только нарушенное зрение, но и все сохранные анализаторы. Так, при наблюдении за птицами на территории детского сада мы учим детей различать крики птиц; на занятиях по ознакомлению, например, с кошкой они не только внимательно зрительно – осязательным способом обследовали животное, но и играли с кошкой, кормили ее.
Коррекционные задачи:
Формировать социально-адаптивное поведение, которое позволяет ребенку быть адекватным в различных ситуациях.
На собственном примере учить рациональным способам ориентировки и специальным навыкам выполнения различных видов предметно-практических действий с использованием сохранных анализаторов.
Проводить упражнения по выделению признаков, свойств, качеств предметов (цвета, формы, величины, пространственного положения).
Учить выделять осязательно воспринимаемые признаки предметов и соотносить их со зрительными.
Упражнять в выделении, сравнении, словесном обозначении величины окружающих предметов.
Анализировать форму, величину, состояние конструкции, что способствует развитию бинокулярного зрения.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряжёнными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности дошкольников.
Детям с нарушениями зрения трудно дается узнавание различных поверхностей, и это происходит от того, что взяв предмет в руки, они как бы замирают, не обследуют его, пальцы напряжены, или, наоборот, вялы. Из-за малого практического опыта им не с чем сравнить его. Все это приводит к задержке тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Замечен еще один тип осязательных движений, характерный только для слабовидящих: некоторые испытуемые ведут по контуру фигуры одним указательным пальцем, тем же пальцем другой руки ведут следом за первым, словно с целью проверки. Однако такой тип осязания менее эффективен, т.к. испытуемый теряет синхронность движений и в связи с этим труднее воспринимает симметрию отдельных элементов. В целом обследование предметов осуществляется не синхронно и непланомерно.
Дошкольники с нарушением зрения нуждаются в коррекционных занятиях по развитию осязания и мелкой моторики рук. Целью таких занятий является формирование у детей умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. Задача тифлопедагога на таких адаптационных занятиях - целенаправленно развивать осязательную чувствительность и мелкую моторику рук.
Развитием осязания и мелкой моторики следует заниматься не только на специально организованных занятиях, но и на общеобразовательных. Чаще проводятся комбинированные занятия, так как на них можно решать комплекс тифлопедагогических задач, включаются в занятия с детьми различные двигательные действия с оригинальным содержанием. Ребенок в процессе выполнения заданий, игры, физических упражнений вынужден одновременно активизировать зрение, развивать мелкую моторику.
В процессе изучения различных разделов программы имеются благоприятные условия для закрепления, автоматизации и совершенствования умений и навыков, приобретаемых детьми на коррекционных занятиях. Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой в зависимости от развития осязательной чувствительности и моторики рук, а также содержания занятия.
Каждое коррекционное занятие должно состоять как минимум из двух частей:
Упражнение для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.); они необходимы для того, чтобы снять напряжённость мышц кистей и пальцев рук, а также развивать их подвижность и гибкость.
Ознакомление детей с приёмами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, лепка, конструирование, аппликация и др.).
Часто проводятся комбинированные занятия, так как на них можно решать комплекс тифлопедагогических задач, включаются в занятия с детьми различные двигательные действия с оригинальным содержанием. Ребенок в процессе выполнения заданий, игры, физических упражнений вынужден одновременно активизировать зрение, развивать мелкую моторику.
По мере развития у детей навыков осязательного восприятия и действий с предметами тифлопедагог на одном занятии может объединять различные виды деятельности, исходя из познавательных возможностей детей. Педагог распределяет время на изучение разделов программы в зависимости от успешного овладения детьми навыков осязательного восприятия или приёмов конкретной предметно-практической деятельности.
Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения и общения.
Среди дошкольников с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на своё дефектное зрение, которое даёт им ограниченную, а иногда и искажённую информацию; другие, как правило, дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, совершенно не используя при этом имеющееся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности.
Указанные отклонения у детей с нарушением зрения могут быть скоррегированы в процессе формирования у них навыков бисенсорного и полисенсорного восприятия, т.е. рационального взаимодействия осязания, имеющегося зрения и других анализаторов.
Навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют детям с нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир и изучать материал других занятий (математики, изобразительного искусства, физического воспитания и др.).
Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в разных видах предметно-практической деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки восприятия.
Для восприятия навыков осязательного восприятия у детей с нарушением зрения могут быть использованы разные педагогические приёмы.
Наряду с развитием непосредственного осязания на коррекционных занятиях дошкольников необходимо познакомить с некоторыми приёмами опосредованного, т.е. инструментального, осязания (например, обследование и узнавание предметов с помощью палочки).
Задачи и содержание работы.
Те, кто работает с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движении: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Основная задача – развитие двигательных и познавательных способностей. Она реализуется через развитие:
1. Двигательной области коры головного мозга:
- формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
- умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя);
- формирование зрительно-моторных координаций.
2. Речевой области коры головного мозга:
- формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
4. Координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.
5. Пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве.
6. Формирование навыков учебной деятельности:
- умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
- умение действовать правильно, повторяя показанный образец.
Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию.
Формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов.
Формирование представлений о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием и назначением пальцев: обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки; обучение приёмам обследования предметов и их изображения; обучение соблюдению определённой последовательности животных (голова, туловище, хвост, ноги или лапы), растений (овощи, цветы и др.), геометрических фигур, предметов домашнего обихода.
Выделение сенсорных эталонов формы: учить различать с помощью осязания геометрические фигуры (круг – шар, квадрат – куб, овал – эллипсоид, треугольник – призма, прямоугольник – параллелепипед) и находить эти формы в окружающих предметах.
Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков предметов: учить различать свойства поверхности предметов (гладкая – шероховатая, мягкая – твёрдая, тёплая – холодная и т.п.).
Формирование представлений о величине предметов: учить детей различать величину предметов, учить осязательным приёмам сравнения предметов: наложением плоскостных предметов, измерением с помощью осязательных действий пальцев, с использованием условных мерок (палец, рука и др.).
Формирование приёмов использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах: учить определять поверхности (стен, дверей, пола и др.); находить разницу в деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых поверхностях; давать детям возможность упражняться в различении этих признаков в реальной обстановке.
Дифференцирование различных признаков и свойств предметов: учить детей классифицировать предметы в группы по общим отличительным осязательным признакам (все круглые, все жесткие, все мягкие, все холодные, тёплые, колючие; здесь тёплые, а здесь колючие и т.д.).
Обследование различных предметов (из дерева, металла, пластмассы, тканей, стекла и других материалов) с целью тренировки, дифференцирования их величины, фактуры и температурных ощущений.
Ориентирование на микроплоскости с помощью осязания: учить выделять стороны (листа, стола), углы, середину; учить размещать предметы по образцу и словесному указанию.
Формирование представлений о человеке: учить детей обследовать себя, сверстников и взрослых, выделяя форму, строение тела, характерные признаки и особенности тела: голова шарообразная, покатые или круглые плечи, худые руки, ноги, волосы жёсткие (кудрявые, длинные или короткие и т.д.).
Приёмы использования осязания при знакомстве и общении с человеком: учить различать пластику и ритм ласковых, строгих, нежных, энергичных, слабых и других видов действия рук; учить сопряжённому действию рук.
Тифлопедагог формирует у детей последовательное осязательное обследование игрушек и предметов ближайшего окружения по определенному плану: правильно брать их в руки (грибок надо брать за ножку и т.д.); обследовать двумя руками, сверху вниз; обращать внимание на детали; выделять все осязательно воспринимаемые признаки, отличающие ту или иную игрушку, предмет, т.е. те, по которым они могут быть узнаны. Например, при обследовании куклы ребенок должен уметь выделить ее голову, туловище, руки и ноги; при обследовании игрушки, изображающей животное, - выделить голову, туловище, лапы (ноги), хвост. Свои действия при осязательном обследовании дети должны научиться сочетать с целенаправленным зрительным восприятием. С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук тифлопедагог предлагает задания, в которых надо обвести предмет по контуру; подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить.
На первых этапах обучения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения, требующие одновременного использования и зрения, и осязания. Позже детей учат обследовать и узнавать игрушки, предметы, геометрические эталоны только осязательно. Важнейшим приемом на первых этапах обучения выступают совместные обследующие действия ребенка и тифлопедагога, сопровождаемые словесными описаниями тифлопедагога, а позже - самого ребенка. Вопросы, которые тифлопедагог задает ребенку, направляют его осязательное обследование, помогают выделить необходимые признаки и словесно их обозначить.
Тифлопедагог включает занятия игры и упражнения, повышающие осязательную чувствительность пальцев рук, развивающие точность и координированность движений рук. Детям предлагается разложить разные по форме и величине камушки, детали конструктора, элементы различных мозаик; разные по форме и материалу, из которого сделаны, мелкие игрушки и т.д.
Осязание является контактным анализатором. Недостатком его является то, что оно не может передавать всех свойств предметов, которые воспринимаются с помощью зрения (видение на расстояние, цвет).
С помощью осязания воспринимается пространство, ограниченное только охватом рук. Это сужает познавательные возможности ребенка: обследование предмета совершается постепенно, по частям, более замедленно. Осязательное восприятие осуществляется на основе взаимодействия различных видов чувствительности: тактильной, двигательной и температурной, которые возникают в процессе взаимодействия кожного и двигательного анализаторов.
Наиболее развитой кожной чувствительностью по прикосновению и давлению обладает ладонь руки и особенно пальцы (ногтевые фаланги пальцев рук).
Точность осязательного восприятия и узнавания детьми предметов зависит от способов, которыми они пользуются при обследовании. Поэтому слепых детей надо учить рациональным приемам осязательного восприятия.
Осязательное обследование подразделяется на два этапа. Сначала осуществляется общеознакомительное беглое обследование предмета в целом. При этом руки детей движутся от начального пункта, указанного взрослым. Затем сразу же следует уточняющее восприятие с выделением существенных признаков изучаемого объекта.
Обследование любого предмета или изображения проводится двумя руками. При этом обе руки действуют не синхронно, а функции их разделяются: правая рука обычно бывает поисковой, а левая - контролирующей. Однако обследование строго симметричных фигур (предметов, рисунков) проводится обеими руками, которые одновременно движутся сверху вниз от верхней серединной точки. Возможны варианты осязательного восприятия: в некоторых случаях левой рукой ребенок фиксирует начальный пункт обследуемого предмета, правой проводит по всему предмету, последовательно выделяя его части. Затем правая рука подводится к начальному пункту, соединяясь с левой.
Способы обследования варьируются и в зависимости от особенностей объектов.
Обследование животных начинается с головы. При последующем переходе к туловищу, крыльям, хвосту, лапам. Осязание растения начинается со знакомой части (цветка- с его головки, ветки дерева- с листьев, овощей- с части, употребляемой в пищу). Восприятие незнакомых или малознакомых предметов нужно сопровождать словесным объяснением. Если ребенок затрудняется в процессе обследования, то нужно взять его руки в свои и всю работу проделать совместно с ним.
Некоторые приемы обследования предметов:
- при сравнении предметов по высоте можно сверху на них класть ладони;
- для определения твердости материалов можно пользоваться нажатием на предмет первой фалангой большого пальца;
- при обследовании предметов шарообразной формы производится обхватывания, обволакивающие движения двумя руками;
- при определении фактуры можно использовать не только осязание, но и слух (постучать по предмету пальцами, предметом по столу).
Следует помнить, что дети с остаточным зрением часто при восприятии предметов опираются только на свое неполноценное зрение, вследствие чего получают неполноценную, неточную информацию. Поэтому у этих детей нужно развивать осязание так же, как и у тотально слепых.
Для закрепления осязательных представлений необходимо через некоторое время повторно предъявлять эти же предметы для обследования и опознания. Важно проводить сравнение знакомого предмета с предметами, относящимися к одной и той же определенной группе. Надо учить детей выделять в сравниваемых предметах сходства и различия, узнавать, называть их. В процессе осязательного обследования познаются различные свойства и признаки предметов: форма, величина, фактура, температурные изменения.
Формирование навыков использования осязания в процессе предметно-практической деятельности.
Основные направления для формирования навыков использования осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения:
Конструирование. Знакомство с деталями различных конструкторов и их назначением; подбор деталей по форме, размеру с помощью наложения и приложения; обучение скреплению деталей конструкторов, сборка отдельных предметов (лесенок, башен); построение домика, предметов мебели и др.; составление композиций из сконструированных предметов (жилая комната, гараж и др.).
Занятия лепкой. Обучение приёмам разминания глины, лепка палочек и колбасок при раскатывании глины между ладонями рук и пальцами, лепка колечек и шариков, составление орнаментов из палочек, колечек, шариков; лепка предметов из колбасок (огурец, морковь, яйцо и т.п.) и шариков (плоды овощей, фруктов и др.), лепка отдельных предметов и составление композиций из них.
Во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры. Дети, которые приходят в наше дошкольное учреждение в возрасте (обычно) трех лет, не могут скатать колбаску, сдавить её ладошками с нужной силой, чтобы получить плоскую форму. Поэтому приходится учить их самому формообразующему движению, и его качествам: силе, направленности. Поначалу беру их руки в свои, и мы вместе катаем колбаски, шарики, сдавливаем их, превращая в плоские формы. Затем учу лепить простые предметы (овощи, фрукты, грибы). На третьем же и четвертом году обучения дети под руководством воспитателей лепят фигурки животных, людей.
Занятия с использованием мозаики. Знакомство с рабочим полем, видами фишек; заполнение фишками рабочего поля, выкладывание горизонтальных и вертикальных линий, орнаментов, отдельных предметов и композиций из них (по образцу и по памяти).
Для детей со сходящимся косоглазием используется геометрическая мозаика на фланелеграфе, а также магнитная мозаика.
Работа со штампами. В процессе работы со штампами развиваются сила руки, переключаемость (напряжение – расслабление – напряжение), развивается щепоть руки, что необходимо для подготовки руки к письму.
На занятиях, в свободной деятельности используется также нанизывание бус разного размера, плетение ковриков, шнуровки, застежки. Это способствует развитию ручной умелости, а главное повышает остроту зрения у детей с амблиопией.
Работа с бумагой. Ознакомление с различными сортами бумаги (промокательная, салфеточная, газетная, туалетная, тетрадная, перфокарточная, оберточная и др.), сгибание листа бумаги по различным направлениям, обрывание листа по сгибу, по контуру рельефных рисунков предметов, составление из них композиций накладыванием на контрастный фон; поделки из бумаги приёмом сгибания (лодка, кошелёк и др.).
Занятия с нитями. Наматывание клубков, связывание нитей, распутывание узлов, выполнение различных плетений типа макраме.
Работа с палочками. Вынимание палочек из коробки (по одной, по две, три и т.д.) попеременно правой и левой руками, перекладывание палочек из одной коробки в другую, составление из палочек по образцу и по памяти геометрических фигур, контуров печатных букв и цифр, выкладывание колодца.
Коррекция изобразительных навыков. Чтобы сформировать более точные и координированные зрительно-моторные реакции, преодолеть неуверенность и скованность движений руки во время работы в тетрадях или альбомах, используются разные виды коррекции изобразительных навыков.
а) Коррекция точности направления руки.
Цель: Формировать умение проводить длинные и короткие вертикальные и наклонные линии сверху вниз, снизу вверх, горизонтальные линии слева направо, точно соединяя между собой рисунки, точки.
Задания: Изобрази, как капельки падают из облака в лужу, пчелка летит с цветка на цветок, машина едет в гараж и т.п.
б) Коррекция размаха движений руки при рисовании.
Задание: Нарисуй, как кораблик плывет по волнам.
г) Коррекция формообразующих движений.
Задания: «Намотай клубочки» (от края и от центра по часовой стрелке), стараясь не отрывать карандаш от бумаги; нарисуй внутри большой фигуры такие же, но постепенно уменьшающиеся фигуры; вокруг маленькой фигуры нарисуй постепенно увеличивающиеся фигуры.
д) Коррекция изображения мелких предметов.
Если ребенок рисует слишком мелкие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти, что необходимо преодолевать.
Задания: Обведи, а потом нарисуй крупные фигуры (примерно в треть листа) без отрыва руки. Соедини точки, отрывая руку.
Со старшими дошкольниками используются тетради в крупную клетку.
(Детям с низкой остротой зрения дополнительно разлиновываем клетки, чтобы увеличить их яркость). Эта работа проводится два раза в неделю по пять-семь минут как часть комплексного занятия по математике, обучению грамоте, развитию речи. При этом необходимо с самого начала следить за правильной посадкой, правильным расположением пальцев на пишущем предмете, правильном положении кисти и локтя, так как исправлять неправильные навыки письма значительно труднее.
Система работы в тетрадях в клетку состоит из следующих этапов:
1. Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
2. Задание «Продолжи узор»; вертикальные и горизонтальные прямые палочки и комбинации из них: дуги, волнистые линии, круги, овалы.
3. Печатание букв по клеточкам.
4. Печатание цифр.
5. Графические диктанты.
6. Рисование фигур сложной формы путем подсчета клеточек на образце (нарисуй рядом такую же фигуру и раскрась её).
В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется зрительно-моторная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память. Вся эта работа сопровождается забавными стихами – чтобы заинтересовать детей и оживить однообразную работу, которую некоторые из них не любят выполнять. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, стихи постепенно заучиваются, и ребенок уже непроизвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строки из них. Таким образом идет оречевление производимых действий.
Для закрепления приобретенных графических навыков задания даются на дом. Кроме этого, повторяется соответствующий речевой материал (словарь по теме, стихотворные тексты и т.д.). Так осуществляется подготовка к письму будущих школьников, отрабатывается звукопроизношение, а параллельно идет работа над лексико-грамматическим строем речи.
Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации.
У детей, страдающих содружественным косоглазием, чаще, чем у нормально видящих сверстников, можно наблюдать отсутствие самоконтроля и саморегуляции движений. А это сказывается на согласованности действий рук и глаз. Cистема коррекционно- педагогической работы направлена на формирование у детей автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза в различных видах деятельности.
Мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции. Овладения движениями рук и пальцев имеет большое значение для развития ребенка в целом, в том числе речи, а для детей с нарушением зрения является эффективным средством формирования бисенсорного восприятия окружающего мира.
Работа с фольгой. Недавно мы с детьми в детском саду освоили новый вид творчества - плетение из фольги, и с большим удовольствием используем её для поделок. Виды работы: разглаживание смятой фольги (ладонями, отдельными пальцами); формовка из фольги различных поделок (человечки, зверушки и т.п.).
Глава 2. Методические подходы к организации предметно-практической работы как средство социальной адаптации старших дошкольников с нарушением зрения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Чудесные поделки из Фольги»
для детей старшего дошкольного возраста.
Рассказать детям, что эта блестящая «бумага» представляет собой тонкий-претонкий слой настоящего металла – алюминия, из которого делают всем нам привычные сковородки и самолеты. А тонкая полоска алюминия может оказаться достаточно острой для детских ладоней. Поэтому разрывать фольгу, складывать ее или раскатывать в ладонях необходимо очень осторожно.
Фольгу можно сравнить с хорошо всем известным пластилином. Игрушки из нее делаются почти так же, как из пластилина – сначала раскатываются отдельные детали в виде обычных шариков и колбасок, которые затем соединяются вместе, образуя нужную поделку.
Оборудование и материалы при работе с фольгой:
Фольга сама настолько прочно держит форму нужных деталей и их соединения, что порой для работы с ней не требуется никаких инструментов, кроме собственных ладоней. Но в работе еще пригодятся:
- ножницы – обрезать края, подровнять лапы животного и т.д.
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЯ НА ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ НОЖНИЦАМИ.
- пластилин (лицо куклы)
- для педагога нитки и иголка (для бус)
Фигурки из этого необычного блестящего металла всегда можно преподнести в подарок своим друзьям.
Перед работой с фольгой можно рекомендовать выполнение специальных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и осязания.
Простейшие (базовые) предметы для дальнейших поделок.
ШАРИК
Просто скомкать лист фольги любого размера, затем несколько раз прокатать его между ладонями, придавая округлую форму.
Чтобы сделать более аккуратный шарик – у кусочка фольги несколько раз завернем края к центру, не сильно прижимая их. Для придания шарику окончательной округлости, снова прокатать деталь между ладонями и осторожно придавить пальцами неровности.
1 вариант выполнения - МЯГКИЙ ШАРИК фольговая заготовка скатывается не туго. Такой шарик получается легким, невесомым, из него хорошо выполнять игрушки для украшения елки.
2 вариант выполнения - ТВЕРДЫЙ ШАРИК – скатывают заготовку более туго до тех пор, пока она сама собой перестанет сжиматься. Иногда такой шарик сам становится основой для того, чтобы потом обернуть его новым кусочком и сделать более крупный.
ШАРИК С ВЫТЯНУТЫМ КОНЦОМ
(например, для кукол)
Маленький твердый шарик кладется внутрь полоски. Ширина полоски втрое больше диаметра шарика. Длина - произвольная. Полоска сначала легко складывается пополам, закрывая шарик. По обе стороны от шарика образуются концы в виде «ручек». Затем полоска сгибается пополам поперек. Шарик оказывается в ее центре, а ее «ручки» плотно прикручиваются одна к другой по всей длине.
ШАРИК С ДВУМЯ КОНЦАМИ
Эта деталь сначала выполняется так же, как и предыдущая. Твердый шарик помещается на полоску фольги, которая заворачивается вдоль, закрывая его. Только в данном случае получившиеся «ручки» шарика не скручиваются друг с другом, а оформляются каждая отдельно – в виде двух туго свернутых хвостиков.
Полученный шарик можно превратить в нарядный перстень. Для этого надо подобрать полоску фольги другого цвета, отрезать от него полоску. Поперек этой полоски кладется заготовка перстенька. Цветная полоска аккуратно обматывается вокруг шарика, не захватывая его кончиков.
КОЛБАСКА
Полоску фольги произвольного размера надо сложить несколько раз по длине. Затем полученную продолговатую деталь следует обкатать в ладонях, чтобы сгладить углы. Колбаска должна напоминать гладкую палочку.
1 вариант выполнения - МЯГКАЯ КОЛБАСКА – мягкая, рыхлая.
2 вариант выполнения - ТВЕРДАЯ КОЛБАСКА – тугая, крепкая.
КРУГ, КВАДРАТ, ТРЕУГОЛЬНИК
(медальоны, бусы, браслеты)
КРУГ
Скатать из фольги достаточно упругий шарик и придавить его, чтобы он стал плоским (например, стаканом с ровным дном). После этого подравнять края получившегося кружочка.
КВАДРАТ
Готовый шарик сначала обмять пальцами, чтобы придать ему форму кубика. Потом получившийся кубик также прижмем жестким предметом, чтобы он стал плоским. Края получившегося квадрата подровнять пальцами, чтобы его стороны были одинаковыми.
Также можно сделать и РОМБИКИ.
ТРЕУГОЛЬНИК
Готовый шарик, как и в предыдущем случае, нужно оформить. Сначала слегка сжать в виде плоской лепешечки, затем сформировать из нее треугольник с одинаковыми сторонами. Потом прижать полученную деталь, чтобы она стала совсем плоской, а затем подровнять края получившегося треугольника пальцами.
Пальчиковая гимнастика.
Для развития тонких движений пальцев разработано много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы (спички, проволока и др.). Рассмотрим привычный набор занятий по развитию мелкой моторики в нашем дошкольном учреждении. Это, конечно же, лепка, плетение, нанизывание на нитку и штырьки бусин и колец, шнуровка, конструкторы, мозаика, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров. При выполнении всех перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту, и в общении. Безымянный и мизинец находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Не используя безымянный палец и мизинец в упражнениях, мы более чем на треть снижаем эффективность методики. Это особо значимо для детей с 2-2,5 лет, т.к. самые маленькие даже при стандартных упражнениях используют все пять пальцев; известная специализация происходит позднее.
Немаловажное значение в работе по развитию мелкой моторики рук имеют пальчиковые игры и упражнения, в которых отрабатываются статические и динамические движения.
Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти рук необходима тренировка всех типов движений – и сжатие, и растяжение, и расслабление. Максимальный эффект упражнений достигается тогда, когда сочетаются различные виды с вовлечением каждого из пальцев в это движение.
В пальчиковых играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а также эффективность самих игр. Пальчиковые игры включаются в сказки, рассказики, стихотворные формы. В этом случае пальчиковые упражнения напоминают своеобразные инсценировки.
Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая – другое, примеры – вариант игры «Колечки», «Чет-нечет»). В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в значительной степени происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга, создаются принципиально новые нейронные сети.
Таким образом, для того, чтобы ребенок с нарушением зрения мог овладеть в совершенстве навыком осязания, у него хорошо должны быть развиты тонкие движения пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук ребёнка приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает формирование навыков осязания, письма.
Развивать моторику можно с помощью пальчиковой гимнастики, включающей пальчиковые игры, отображающие реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, явлений природы и пальцевые инсценировки сказок, историй, потешек.
При выполнении пальчиковой гимнастики активизируется тонкая моторика, расширяются возможности эмоционального развития детей, их воображения и собственного речевого творчества. Совершенствовать мелкую моторику можно и выполняя различные задания в тетрадях. Например, рисуя объекты, которые имеют образно-смысловую значимость (волны, снежинки, клубы дыма, струи и капли дождя, лучи солнца, трава, деревья, забор и т.п.), дорисовывая недостающие детали у предметов, выполняя обводку по трафаретам и штрихуя по образцу и по словесному ориентиру, раскрашивая контурные изображения в заданных параметрах пространственного расположения, рисуя по клеточкам различные предметы. Такие задания способствуют развитию координированности движений руки, развивают ориентировочные движения в двухмерном пространстве листа, готовят руку к письму, развивают зрительное восприятие и внимание.
Моторные упражнения для пальцев и кистей рук с различными предметами (застёгивание пуговиц, различного вида шнуровки на лекалах, упражнения с мозаикой, конструктором, игровые задания по моделированию букв, выкладыванию предметов из спичек. ракушек, рисовых зёрнышек, каштанов, шерстяных ниток и т. п.), особенно важно использовать в работе с детьми с амблиопией и косоглазием для выработки у них зрительно-перцептивного контроля.
Тренировке важнейших зрительных функций: выделения, прослеживания, фиксации локализации способствуют обводки по трафаретам, зрительные диктанты и т.д. Ведь именно развитие кинестетического контроля за движением руки при выполнении практического действия (рисование, проведение различных линий, частичные и полные обводки, заданные штриховки) является важнейшим средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в развитии двигательных навыков и умений.
Задания на развитие зрительно-моторной координации способствуют и активизации зрительных анализирующих действий по фиксации формы объектов, ориентировке в микропространстве (на плоскости листа, фланелеграфа, стола).
Методические рекомендации по проведению пальчиковых упражнений
При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой, добиваться, чтобы упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Фигуры сопровождают стихи для того, чтобы у ребенка возникал не только кинестетический (ощущение положения и перемещения органов) и зрительный образы предмета, но и слуховой.
В начале усвоения упражнений говорит педагог, а дети только действуют пальчиками. Ребенку трудно сразу сопровождать сложные для него упражнения словами. По мере усвоения упражнений дети уже могут сопровождать их текстом.
На первых этапах все пальчиковые упражнения выполняются детьми при непосредственном участии взрослого. Упражнения с младшими необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Указания детям должны быть спокойными, доброжелательными и чёткими.
В литературе по воспитанию дошкольников с нарушением зрения приводится много упражнений, нацеленных на развитие мелкой моторики и пальчиковой гимнастики, а также упражнений для глаз. Вот, например, Мишустина И.С. предлагает упражнения, которые удобно проводить в кабинете, группе детского сада. Эти упражнения одновременно влияют на развитие зрения и развивают мелкую мускулатуру рук: самомассаж кистей рук; сжимание – разжимание кулачков; напряжение – расслабление пальцев; потягивание; сгибание – разгибание пальцев; сгибание – разгибание всех пальцев вместе и по очереди; упражнения для кончиков пальцев; вращение пальцами; покачивание пальцами; выгибание прямых пальцев; разные движения пальцами; растягивание; вращение пальцев с упором; упражнения для запястья; касание подушечками пальцев соответствующей ладони; массаж пальцев; упражнения для ладоней; потягивание пальцев одной руки другой рукой; вращение пальцев одной руки с помощью другой руки; упражнения для подушечек пальцев; разминка согнутых пальцев одной руки пальцами другой руки; сжимание края стола кончиками пальцев; сжимание края стола прямыми пальцами; составление из пальцев различных фигур. (Все эти упражнения сопровождаются весёлыми четверостишьями, которые запоминаются очень легко).
Многие родители и педагоги, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, чаще всего обращают внимание на чтение и счёт. Однако при обследовании детей на готовность к школе самые низкие показатели наблюдаются в развитии моторики, речи и произвольного внимания.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Для развития мелкой моторики пальцев рук ребёнка на занятиях полезно применять игры с пластилином, фольгой, бумагой, ватой, карандашом, крупой, бусами, природным материалом, счётными палочками, мозаикой, пазлами. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребёнок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы. Рисовать можно на бумаге, картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Не менее полезное занятие – штриховка различных фигур прямыми линиями, обводка по контуру, срисовывание по образцу, продолжение заданного узора, дорисовывание второй половинки изображения и т.д.
Одним из трудных заданий для старших дошкольников являются графические упражнения. Весёлая игра «Дорожки» нравится детям, если педагог подскажет им интересные сюжеты, не слишком сложные маршруты, по которым сначала пройдётся детский пальчик, а потом карандаш или ручка от начального пункта к конечному. Простейшие упражнения заставят основательно потрудиться, так как линия, проводимая ребёнком, не должна «выскакивать» за края «дорожки», быть прерывистой и, уж конечно, проходить посередине. Эта игра поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук. Также используем упражнения с мячом; метания в цель (горизонтальную и вертикальную в зависимости от зрительного диагноза); упражнения в шариковом бассейне; упражнения в пальчиковом бассейне; упражнения с прищепками на сетке; игры на осязание.
Использование комплексов упражнений повышает двигательную активность детей, снимает напряжение, активно упражняет зрение, тем самым развивает зрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения.
Переходя от одного этапа обучения к другому, задания и упражнения усложняются. Добавляется работа с иглой и ниткой, тесьмой, тканью и т.д. К концу четвертого года обучения слабовидящие дошкольники должны научиться выполнять аппликации, лепить из пластилина разные предметы, вырезать ножницами, пришивать пуговицы крупной и средней величины, плести из тесьмы и т.д. Всему этому можно научить слабовидящих детей, если занятия проводить систематически и дома, родители будут уделять этому внимание. Ведь всё это поможет детям и в успешной учёбе и в адаптации к взрослой жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
За время работы, по разделу «Развитие полисенсорных способностей в процессе активного предметно-практического обучения как средство социальной адаптации детей с нарушениями зрения», думаю, достигли неплохих результатов.
Хочется отметить, что ребенку, который плохо видит, нужно больше времени для того, чтобы научиться пользоваться осязанием и правильно выполнять упражнения пальчиковой гимнастики. Поэтому необходимо использовать эти методы и приемы, чтобы помочь ребёнку развивать свои возможности. Дошкольники с удовольствием выполняют все предложенные упражнения для развития осязания и мелкой моторики как на занятиях, так и в свободной деятельности. Упражнения для развития ручной моторики дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стихи помогают ребятам снять моральное напряжение. Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Регулярные занятия способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В отличие от слепых для перцептивной деятельности наших слабовидящих воспитанников в целом характерны организованность, последовательность и хороший темп.
Все занятия также развивают у дошкольников зрительное восприятие, творческое воображение, зрительную память, цветоощущение, способствуют повышению тактильной чувствительности.
На мой взгляд, главную роль во всестороннем развитии ребенка выполняет организованное педагогическое взаимодействие всех педагогов нашего дошкольного учреждения, ведущая роль в котором принадлежит учителю-дефектологу (тифлопедагогу). Это позволило обеспечить необходимое развитие и подготовку каждого воспитанника с нарушением зрения к новому этапу в жизни – обучению в школе.
Результаты исследования и программа коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики успешно внедрены в практику моей тифлопедагогической работы.
Литература.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Чудесные поделки из фольги. - М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. - М.: ТЦ «Сфера», 2006.
Гареева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения : из опыта работы / Н. Гареева // Дошкольное воспитание. - 2002. - №6.- С. 75-79.
Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. - М.: Школа-Пресс, 2001.
Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. Экзамен. Москва. 2006.
Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики. - М.:Владос, 2000.
Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - Москва, 1978.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. -М.: 1986.
Либман Е.С. Роль кожного анализатора в трудовой деятельности незрячих . – М., 1984.
Плаксина Л.И. Детям об органах чувств.
Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения// Журнал Дефектология – 2001- № 2.
Солнцева Л.И., Денискина В.З. Психология воспитания детей с нарушением зрения. - М.: "Налоговый вестник", 2004.
Тупоногов Б. К. Основы коррекционной педагогики. - Город детства, 2008.
Тюбекина З. Н. Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы). Дефектология.- № 3. - 2001.
Узорова О. В., Е. А. Нефедова. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ Астрель, 2003.














ПРИЛОЖЕНИЕ.
















Упражнения на развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения

Перед игровыми занятиями желательно использовать следующие упражнения на развитие у детей с нарушением зрения сохранных анализаторов
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия.
«Кто разбудил Мишутку?». Учить различать знакомые голоса без зрительного анализатора.
«Замри». Учить выполнять действия согласно тексту. («Вышел Миша на лужок, собрались мы все в кружок. Мишка хлопает в ладоши, он у нас такой хороший. С Мишкой хлопните, ребята. Ну-ка вместе раз, два, три! А теперь замри!»)
«Столько-сколько». Учить воспринимать количество звуков и различать их. Дети должны отсчитать столько же предметов, сколько прозвучало звуков.
«Стеклянный-деревянный». Учить по звучанию отгадывать, из какого материала сделаны предметы, находящиеся за ширмой.
«Игры и упражнения на развитие слуха»
«Слушаем погоду». Учить слышать и узнавать звук капель по стеклу, завывания ветра и т. д.
«Быстро-медленно». Учить ритмичность звучания, выполнять задания согласно ритму.
«Что это?». Развивать неречевой слух с активным использованием магнитофона.
Игры и упражнения на развитие тактильных представлений
«Сухие материалы». Развивать чувствительность пальцев рук.
«Разные поверхности». Активизировать восприятие путем определения фактуры в процессе обследования поверхностей натуральных предметов.
«Липкие предметы». Учить обследовательским действиям (тесто, глина, пластилин, мокрый песок, размокшая газета) в играх «Кот лепил себе пирог», «Конфетки» и т.д.
Игры и упражнения на развитие тактильного восприятия
«Мыльная пена». Показать действия в играх «Мойдодыр», «Девочка чумазая».
«Играем со спагетти». Показать действия: резать, рвать, выкладывать фигуры и т. д.
«Игрушки на веревочке». Учить с завязанными глазами находить висящую на высоте поднятой руки ребенка игрушку.
Игры и упражнения на развитие вкусового восприятия
«Сладкое-соленое». Учить узнавать сладкое и соленое (хлеб, печенье, посыпанное сахаром, солью.
«Какой на вкус?». Учить находить такой же по вкусу продукт.
Игры и упражнения на развитие обонятельного восприятия
(проводятся с закрытыми глазами)
«В саду, лесу, огороде». Учить по запаху определять что где растет.
Проводимая работа обеспечивает детям с нарушением зрения возможность адаптации в окружающем мире, позволяя адекватно применяя свои знания, умения и навыки.
Эффективным средством совершенствования моторики и осязания являются различные упражнения и дидактические игры:
1. Предложить детям разложить в разные коробки смешанные вместе круги, квадраты;
2. Сортировать различные предметы: бусинки, камешки, ракушки, желуди ит.п. Сортировать можно и фишки различных мозаик, для чего надо смешать их, а затем разложить по величине и по форме.
3. Большие возможности для освоения навыков осязательного восприятия заключается в игре « чудесный мешочек». Мешочек комплектуется небольшими предметами. В зависимости от дидактических задач игра может проводиться по-разному : ребенок может достать названный предмет или отобрать предметы по указанному признаку (форма, величина, материал...)
4. Для выработки умения различать с помощью осязания предметы, имеющие небольшую разницу по величине используются упражнения на собирание пирамидок, игры со вкладышами...
5. Игра « почтовый ящик». Обследуется ящик, в крышке которого отверстия разной формы и величины. К ящику прилагается набор объемных фигур. Ребенок должен взять их набора фигуру, обследовать ее, затем найти в крышке ящика соответствующее по форме и величине отверстие и опустить в него фигуру.
6. Для развития осязательной чувствительности надо уделять особое внимание знакомству и распознаванию поверхностей с различными фактурами: гладкие- шершавые- ворсистые... Для этого используются наборы тканей, различных сортов бумаги, наборы, включающие в себя предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы и др. материалов. Можно подобрать материалы со следующими свойствами : «мягкий-твердый-упругий», «тяжелый-легкий», «холодный-теплый». Обследуемые материалы необходимо сочетать с характеристикой их фактуры (металл-гладкий и холодный, дерево- теплее и немного шероховатое и т.д.)
7. Развитию осязания способствуют игры типа: «Где детки этой ветки?» Игра проводится в осеннее время, когда можно собирать плоды и листья деревьев (ветки орешника и орехи, ветки дуба и желуди, ветки рябины и ее ягоды, ветки сосны и шишки, ветки калины и ее ягоды). Игра «что лишнее» и др.
8. Определение породы деревьев по характеру коры (бугристая. Твердая с рытвинами - у дуба, атласная, нежная- у березы ...)
9. Важно проводить с детьми игры, направленные на анализ осязательных признаков: « чем отличается резиновый мяч от клубка шерсти, стеклянного шарика...?» , « что шероховато?», « что гладко?», «какой ковер?» и т.д.
При творческом подходе к работе со слепыми детьми предложенный перечень дидактических игр и упражнений может быть продолжен.
Упражнения для самомассажа рук:
- поглаживать левой рукой правую руку от кончиков пальцев к запястью. Затем также правой рукой помассировать левую;
- положение кистей рук на краю стола. Проведение ладонями по столу таким образом, чтобы произошло последовательное помассирование всей ладони;
- сжатие кистей в кулак, постукивание кулаком правой руки по кулаку левой и наоборот;
- прокатывание карандаша между ладонями, а затем между пальцами обеих рук;
- поочерёдное или совместное взмахивание кистями обеих рук, соответствующее жесту прощания, -
«До свидания».
Разноцветные прищепки на сетке
Цель. Развитие ловкости пальцев, силы, точности, глазомера. Развитие пространственных ориентировок. Многократное повторение движений, сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки, дает отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки.
Материалы: сетка (малая волейбольная) располагается вертикально, разноцветные прищепки.
Описание работы
Ребенок подходит к своему рабочему месту – сетке (прищепки в корзине). Учитель предлагает ему вынимать прищепки одну за другой и, взяв тремя пальцами, прицеплять на сетку со следующими заданиями:
Прикрепление прищепок на различных предметах, в том числе на одежду своего товарища.
Прикрепление предмета (салфетка, тряпочки, карточки с различными тематическими рисунками, буквы, цифры).
Задание необходимо связывать с различными пространственными установками. Например: «Расположи карточки в левой (правой) части, выше-ниже)
В разных исходных положениях: на коленях, на четвереньках.
Пальчиковый бассейн
Цель. Развитие мелкой моторики, активизация двигательных кинестезий, ощущений.
Материалы: в большой коробке высотой 6-8 см. рассыпаны горох и фасоль, сверху коробка закрыта, для рук сделаны отверстия.
Диагностические пробы
Поиск предметов различной фактуры, величины, формы.
Загадки.
Занятия в «Шариковом бассейне»
Коррекционная направленность упражнений реализуется в специальных заданиях:
- сосредоточение на отдельных шариках (выделение только красных, синих, желтых, зеленых);
- рассматривание шариков одним глазом (правым, левым), уточнение цвета;
- подбрасывание шариков вверх и сопровождение их взором;
- бросание шариков вверх и сопровождение их взором;
- подбрасывание шариков в бассейне правой, левой рукой сидя в бассейне, лежа в бассейне, зарывшись в шарики;
- перекладывание шариков из одной руки в другую из положения сидя, лежа, зарывшись в шарики;
- катание шариков в ладонях из положения сидя;
- упор на шариках руками в положении лежа на животе;
- разбивание шариков правой, левой рукой в положении сидя;
- отодвигание шариков рукой вправо (влево) в положении сидя, стоя;
- перебрасывание шариков из одной руки в другую;
- поднимание шариков ногами вверх из положения сидя, лежа;
- подбрасывание шариков ногами из положения лежа;
- отталкивание шариков ногами к барьеру бассейна одной, двумя ногами в положении сидя, лежа;
- собирание шариков ногами в положении сидя;
- катание шариков вправо-влево из положения сидя;
- катание шариков ногами в положении стоя;
- отодвигание шариков двумя руками вправо (влево) поверх шариков и зарывшись в них;
- подтягивание ног к себе, отбрасывание шариков в положении лежа;
- поворачивание с бока на бок, разгребая шарики;
- передвижение по бассейну, сначала сверху шариков, затем зарывшись;
- ныряние в шарики;
- релаксация (лежа в шариках).
Такие упражнения включают психоэмоциональное расслабление мышц и используются в конце занятия. Индивидуальные и подгрупповые занятия непродолжительны, 5-7 минут. Могут быть использованы и как часть физкультурного занятия или занятия лечебной физкультурой.



Приемы осязательного обследования

Обследование предмета или изображения проводится обеими руками (правая рука – поисковая, левая – контролирующая)
Обследование симметричных фигур или рисунков проводится обеими руками начиная от верхней средней точки.
При обследовании асимметричных предметов или изображений левая рука фиксирует начало обследования предмета, правая обследует весь предмет, выделяя его части

Алгоритм изучения предмета
Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину предмета.
Выдели основные части предмета.
Опиши структуру поверхности основных частей, их форму, величину.
Что это за предмет? Расскажи о его назначении.

Алгоритм изучения внешнего вида животных
Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину животного.
Выдели основные части его тела: голова, туловище, хвост, лапы, крылья.
Обследуй по плану: форма, величина, структура поверхности частей его тела.
Что это за животное? Составь рассказ о его внешних признаках. Где оно живет? Используется ли человеком?
Алгоритм изучения внешнего вида растений
Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину растения.
Найди значимую часть растения (у цветка – соцветие, у дерева – листья, у овощей и фруктов – ту часть, которую употребляют в пищу). К какому классу относится это растение?
Выдели части растения: корень (у травянистых), стебель, листья, ветки, цветок, плоды, семена.
Обследуй и опиши основные части растения: структуру их поверхности, форму, величину, температуру, толщину и количество стеблей, веток.
Что это за растение? Опиши его внешний вид. Где оно растет? Применяется ли человеком? Для чего?
Алгоритм осязательного восприятия туфель:
Закрой глаза, положи руки ладонями вниз слева и справа внизу картинки. При этом ребенку можно изначально зрительно фиксировать взгляд на исходных позициях ладоней.
Скользи по картинке ладошками навстречу друг другу, медленно, легко надавливая пальчиками на картинку.
Когда коснулся скакалки, средними пальцами начинай небольшие круговые движения.
Одновременно двумя средними пальцами проводи по краям туфель девочек (надеваем туфельки).
Открой глаза и назови цвет туфель.
Алгоритм осязательного восприятия солнца:
Закрой глаза и вспомни, где всегда находится солнце.
Положи руки ладонями вниз рядом внизу страницы.
Скользящими движениями медленно разведи ладони в стороны.
Скользящими движениями вверх соедини ладони так, чтобы большие и указательные пальцы были рядом.
Теперь разведи руки в стороны, а потом опять соедини, чтобы коснулись большие и указательные пальцы. Вот так найди солнце. Не забудь легко нажимать на пальчики. Они – как антенны!
Проверь себя! Указательными пальцами проведите по кругу солнца сначала одной рукой, потом другой. Соедини внизу круга указательные пальцы, проведи их вверх по краям по диску солнца.
А теперь с легким надавливанием, “пройдись” до края по лучам солнца сверху вниз.
Открой глаза, назови цвет солнца.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 144015






15