ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы информационных технологий по специальности среднего профессионального образования 230401.51 Информационные системы


Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Выксунский металлургический колледж»








ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы информационных технологий
по специальности среднего профессионального образования
230401.51 Информационные системы




























г. Выкса
2014г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 230401.51 Информационные системы.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Выксунский металлургический колледж»


Разработчики:


Йулдошова Т.А. – преподаватель ГБОУ СПО «Выксунский металлургический колледж»









































СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации программы учебной дисциплины

13

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15











































паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Технические средства информатизации

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401.51 Информационные системы.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
работать с графическими операционными системами персонального компьютера (ПК): включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера;
работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;
работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок.
знать:
основные понятия: информация и информационные технологии;
технологии сбора, хранения, передачи, обработки и представления информации;
классификацию информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;
общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;
назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;
процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистемы;
периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;
операционную систему персонального компьютера (ПК), файловые системы, форматы файлов, программы выполнения файлами;
локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети;
поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;
идентификацию и авторизацию пользователей и ресурсов сетей;
общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World Wide Web (WWW), электронную почту, серверное и клиентское программное обеспечение;
информационную безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозам.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов, из них лабораторных занятий 116 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 59 часов.
















































Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117

в том числе:


лабораторные работы


практические занятия
116

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
59

в том числе:


тематика внеаудиторной самостоятельной работы
59

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Технические средства информатизации»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Введение в дисциплину. Учебная дисциплина, ее основные задачи и связь с другими дисциплинами.
1


Раздел 1
Средства информатизации
86


Тема 1.1.
Информация. Двоичное кодирование информации
Понятие информации и свойства информации. Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний.
2
2


Определение количества информации, содержащейся в сообщении, с использованием алфавитного подхода.
2
2


Понятие системы счисления. История развития систем счисления.
2
2


Позиционные и непозиционные системы счисления.
2
2


Перевод чисел в позиционных системах счисления.
2
2


Арифметические операции в позиционных системах счисления.
2
2


Представление и обработка чисел в компьютере.
2
2


Формы представления чисел. Естественная форма. Форма с плавающей точкой.
2
2


Преобразование чисел из естественной формы в нормализованную.
2
2


Кодирование чисел. Целые без знака. Целые со знаком.
2
2


Прямой код. Дополнительный код. Обратный код. Вещественные числа.
2
2


Представление символьной, графической и звуковой информации. Представление текстовой информации, кодировки: ASCII, КОИ-8, Windovs-1251, Unicode.
2
2


Представление графической информации, дискретизация изображения. Векторные и растровые изображения. Квантование цвета. Цветовые модели. Представление звуковой информации, звукозапись. Квантование звука. Принципы компьютерного воспроизведения.
2
2

Тема 1.2.
Логические основы устройства компьютера
Логические схемы.
2
2


Логическая схема полусумматора, сумматора.
2
2


Структурная схема сумматора.
2
2


Задачи анализа и синтеза схем.
2
2

Тема 1.3
Основы алгоритмизации и объектно -ориентированного программирования
Основные типы алгоритмических структур: линейные, разветвляющиеся, циклические.
2
2


Рекурсивные алгоритмы. Разработка алгоритмов.
2
2


Простейшие алгоритмы и запись их в графическом представлении.
2
2


История развития языков программирования. Классификация языков программирования.
2
2


Метаязыки описания языков программирования. Грамматика языка программирования.
2
2

Тема 1.4
Компьютер и программное обеспечение
Персональный компьютер и его секторы. История отечественной вычислительной техники.
2
2


Архитектура персонального компьютера. Принципы и архитектура Джона фон Неймана.
2



Принцип открытой архитектуры. Системная плата ПК. Шина. Центральный процессор ПК.
2
2


Виды памяти персонального компьютера. Организация памяти ПК, иерархическая структура памяти.
2
2


Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы. Назначение и виды периферийных устройств.
2
2


Программное обеспечение: определение, состав, структура. Назначение. Классификация ПО. Характеристика программных средств.
2
2


Виды инструментальных программ. Системные программы. Операционные системы. Драйверы. Утилиты. Назначение.
2
2


Прикладные программы. Виды прикладных программных продуктов, назначение.
2
2


Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1, выполнение индивидуальных заданий.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Определение свойств информации.
Составление схемы «Классификация информационных технологий по сферам применения»
Составление памятки и/или таблицы и/или конспекта «Классификация ЭВМ и определение их технических характеристик»
Составление опорного конспекта «Поколения ЭВМ»
Написание доклада «Общие принципы работы ЭВМ (принципы Ч. Бэббиджа и Дж. фон Неймана)»
Составление опорного конспекта «Архитектуры ЭВМ. Принцип открытой архитектуры»
Определение перечня носителей информации: их видов и принципов хранения информации для каждого.
Составление опорного конспекта «Логическая и физическая структуры дисков»
Изучение зон клавиатуры, назначения и эффективных приемов работы с клавиатурой.
Составление списка программных средств для каждого вида ПО: системного, прикладного и инструментального.


26
3

Раздел 2
Информационные и коммуникационные технологии
89


Тема 2.1
Графические редакторы
Технологии и системы обработки графической информации. Системы компьютерной графики и их функциональные возможности. Графические форматы.
2
2

Тема 2.2
Текстовые редакторы
Технология обработки текстовых документов. Форматы текстовых документов. Структура окна. Режимы работы. Настройки программы и ее интерфейса. Установка параметров MS Word. Основные виды работ (загрузка, создание, сохранение, закрытие документа). Установка параметров страниц. Печать
2
2


Форматирование данных. Ввод текста в документ. Вставка символов, отсутствующих на клавиатуре. Редактирование текста. Перемещение по документу. Колонтитулы. Вставка номеров страниц.
2
2


Работа с таблицами. Создание пустой таблицы. Ввод информации в таблицу. Форматирование таблицы. Изменение ширины столбца, высоты строки, размеров ячейки. Изменение числа строк и столбцов. Объединение и разбиение ячеек. Разбиение таблицы. Преобразование готового текста в таблицу и таблицы в текст. Сортировка записей. Фиксация заголовков таблиц. Автоформат таблицы. Вставка формул
2
2


Сервисные функции.
Закладки. Автозамена. Автотекст. Автоформат. Автоперенос.
Работа с объектами в тексте.
Виды работ с внедренными объектами. Использование рисунков из коллекции Clipart. Внедрение графики в документ. Вставка объекта, созданного в другом графическом редакторе. Использование панели Рисование. Вставка объектов из WordArt. Редактор математических формул.
2
2

Тема 2.3
Табличные редакторы
Электронные таблицы (ЭТ): назначение, возможности, принципы устройства, область применения. Табличный процессор. Базовые элементы программы. Печать рабочих книг, листов. Имитация печати.
2

2


Ввод данных и редактирование данных Ячейка. Структура ячейки. Содержимое ячеек. Ввод данных в рабочую таблицу. Редактирование данных. Перемещение по рабочему листу, книге.
2
2


Блоки данных и рабочие листы Блоки данных. Способы выделения на рабочем листе. Работа с блоками. Копирование значений. Автозаполнение. Прогрессии. Операции с рабочими листами.
2
2


Форматирование ЭТ. Форматирование ячеек. Форматирование таблицы, шрифта. Автоформатирование. Выравнивание. Длинные надписи. Ориентация текста. Объединение и разбиение ячеек. Формат числа. Типы и форматы данных в электронных таблицах. Округление чисел. Пользовательские форматы.Условное форматирование
2
2


Формулы и функции в ЭТ. Создание формул. Арифметические формулы. Копирование формул. Заполнение диапазона формулой. Функции. Вставка функций. Мастер функций. Логические выражения. Адресация. Абсолютная и относительная адресация. Смешанная адресация. Имена. Использование имен при наборе формул. Глобальные и локальные имена в рабочей книге. Ссылка на имя в другой книге.
2
2


Графическое представление данных в ЭТ. Диаграммы. Мастер диаграмм. Создание диаграмм и графиков. Сохранение и печать диаграмм. Настройка диаграммы. Добавление данных на диаграмму.
2
2

Тема 2.4
Программы подготовки презентаций
Презентации: назначение, виды, область применения. Системы подготовки презентации. Создание презентаций.