Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «ОФП»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Жердевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании «Утверждаю»
методического совета школы Директор МБОУ Жердевская
СОШ
от «___» августа 2016г. ________________________/Ф.И.О./
Протокол №_________ приказ №______от_______2016 г.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«ОФП»
Возраст учащихся: 10-11 лет
Срок реализации: 1год
Автор-составитель:
Горбачёв Е.Н., учитель физкультуры

МБОУ Жердевская СОШ


Жердевка – 2016 г.
Информационная карта программы
Учреждение Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Полное название программы «ОФП»
Ф. И. О., должность автора Горбачёв Евгений Николаевич, учитель физической культуры
Сведения о программе: Нормативная база: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения «Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Область применения дополнительное образование детей
Направленность Физкультурно-спортивная
Тип программы модифицированная
Вид программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Возраст обучающихся 10– 11 лет
Продолжительность обучения 1 год
Рецензенты и авторы отзывов: Милосердова Ирина Васильевна, методист МБОУ ДОД Жердевский ДДТ.
Швечихина Татьяна Михайловна, заместитель директора школы по воспитательной работе
Заключение методического совета Протокол от
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия общей физической подготовкой являются хорошей школой физической культуры и проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся, достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой и выполнения на этой основе контрольных нормативов по физической подготовке, приобретения инструкторских навыков и умения самостоятельно заниматься физической культурой.
Программа секции составлена на основе материала, который учащиеся изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе и рекомендуется для детей, имеющих разносторонний уровень физической подготовки.
Основная направленность программы - физкультурно-оздоровительная.
В зависимости от программы занятий секции могут состоять только из мальчиков или только из девочек или могут быть смешанными.
При составлении плана учебно-тренировочных занятий учитывалось, что программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объему. В связи с этим при планировании занятий учитывались индивидуальные особенности занимающихся. Учебный план составлялся, после предварительного изучения занимающихся (во время беседы с учащимися, в процессе медицинского осмотра, по результатам контрольных упражнений).
Педагог дополнительного образования должен систематически оценивать реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следить за самочувствием, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать перенапряжение, а также обязан сформировать у учащихся необходимые умения и навыки по отношению к спортивной одежде, обуви, гигиене, режиму дня, питанию, по технике безопасности и самоконтролю за состоянием здоровья.
Данной программой предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Основные задачи теоретических занятий - дать необходимые знания по истории, теории и методике физической культуры, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о технике и тактике видов спорта, о правилах и организации проведения соревнований, об инвентаре, о правилах поведения на спортивных сооружениях.
При подборе средств и методов практических занятий педагог дополнительного образования должен иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, гимнастика, подвижные игры, атлетическая гимнастика и т.д.)
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.
Каждое практическое занятие должно состоять из трех частей: подготовительная - упражнения на внимание, упражнения на осанку, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами, в парах и т.д.). Основная - упражнения из разделов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, атлетической гимнастики, подвижные и спортивные игры. Заключительная - ходьба, бег в медленном темпе, спокойные игры, упражнения на дыхание.
Актуальность
В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей. В наше время регулярные занятия физической культурой и спортом очень актуальны, так как отрицательное влияние на растущий организм оказывает не только генная наследственность, но и окружающая среда.
Новизна
Новизна и особенность данной программы состоит в обобщении и структурировании работы по развитию физических способностей детей через включение их в спортивную, досуговую деятельность как активных участников спортивных и физкультурных мероприятий путем совместной деятельности взрослого и детей.
Отличительная особенность
Является доступность, возможность каждого ребёнка, кто хочет приобщиться к миру здоровья, красоты, молодости, познания, общения, дружбы, выберет для себя наиболее посильный вид деятельности и форму участия.
Последовательность, шаг за шагом, от занятия к занятию, от простых элементов и упражнений к более сложным, от внутрисекционных соревнований до всероссийских.
Коллективность, так как практически на всех соревнованиях, в которых мы выступаем, определяются победители не только в личном первенстве, но и в командном. То педагогическая задача состоит в формировании «сильного духом и телом сплочённого коллектива, и в создании психологического и эмоционального настроения команды во время соревновательного периода».
Взаимопомощь и взаимовыручка, наиболее спортивные ребята, хорошо освоившие технику физических упражнений, заданий, помогают отстающим в этом виде деятельности. Не оставлять в трудные минуты своих товарищей по команде, а также соперников нуждающихся в помощи.
Данная программа отличается от существовавших по своей структуре и содержанию. В ней раскрываются основные задачи воспитательной и учебно-тренировочной работы, программный материал составлен специально для обучающихся начальной школы с указанием содержания теоретических и практических занятий.
Адресат программы
Учебное время программы рассчитано на один год обучения для учащихся 10-11лет
6-7класс – 72 часа
Всего72часа.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.
Количество учащихся
В группе обучения - 15 человек;
По уровню содержания программа – ознакомительная.
По форме реализации – используются групповые занятия.
По способу реализации –
По широте охвата содержания деятельности – комплексная, интегративная.
Цель программы
Оздоровление и приобщение учащихся к миру здоровья посредством овладения основами физической культурой деятельности с общеразвивающей направленностью
Задачи
Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Программа Общей Физической подготовки составлена на основе Комплексной программы физического воспитания. Допущено Министерством образования и науки РФ 2006год, В.И. Лях, А.А. Зданевич.
Учебный план

п/п Наименование разделов, тем Количество часов Форма аттестации/ контроля
всего теория практика Вводное занятие 1 1 - опрос
1. Гимнастика 9 1 8 Контрольные нормативы
2 Лёгкая атлетика 13 1 12 Контрольные нормативы
3 Лыжные гонки 13 1 12 Контрольные нормативы
4 Подвижные игры 11 1 10 Соревнования
5 Спортивные игры 20 1 19 Соревнования
6 Контрольные испытания и соревнования 5 5 Соревнования
ИТОГО 72 6 66 Содержание программы
ТЕОРИЯ -6ч.
Основы знаний – 6ч.
Вводное занятие. 1 ч.

Формирование теоретических знаний по гимнастике. 1 ч.
Формирование теоретических знаний по лёгкой атлетике. 1 ч.
Формирование теоретических знаний по лыжной подготовке. 1ч.
Формирование теоретических знаний по подвижным играм. 1 ч.
Формирование теоретических знаний по спортивным играм. 1 ч

ПРАКТИКА – 66ч.
Гимнастика – 8ч.
Строевые упражнения. 1 ч.
Общеразвивающие упражнения без предметов. 1 ч.
Общеразвивающие упражнения с предметами. 1 ч.
Общеразвивающие упражнения в парах. 1ч.
Общеразвивающие упражнения на гимнастической скамейке. 1ч.
Акробатические упражнения. 1ч.
Упражнения на гимнастических снарядах. 1ч.
Лазание. 1 ч.

Легкая атлетика – 12ч.
Ходьба и медленный бег. 1 ч.
Кросс 300м. 1 ч.
Бег на короткие дистанции до 30м. 2 ч.
Бег на длинные дистанции. 1 ч.
Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту, многоскоки. 1 ч.
Метание мяча с места, на дальность, в цель. 2 ч.
Специальные беговые упражнения. 1 ч.
Старт высокий, низкий. 2 ч.
Стартовый разгон. 1 ч.
Лыжные гонки –10ч.
Лыжные ходы. 3ч.
Сочетание лыжных ходов. 3ч.
Подъем и спуск с горы, виды подъемов и спусков. 3 ч.
Прохождение дистанции до 2 км по слабо-пересеченной местности. 1 ч.
Подвижные игры – 10ч.
Разучивание и совершенствование подвижных игр : “Гуси – лебеди”, “Кто быстрее?” 2 ч.
Разучивание и совершенствование подвижных игр : “Вызов номеров”, “Охотники и утки” 2 ч.
Разучивание и совершенствование подвижных игр : “Лиса и собаки”, “Воробьи – вороны” 2 ч.
Разучивание и совершенствование подвижных игр : “Взятие высоты”, “Пятнашки”, “Салки” 2 ч.
Разучивание и совершенствование подвижных игр : “Борьба за мяч”, “Перестрелка” и т.д. 2 ч.
Спортивные игры –19ч.
Баскетбол
Техника передвижения. Стойка баскетболиста. 1 ч. Ходьба. Бег. Передвижение приставными шагами (лицом вперед, влево, вправо) Остановки (прыжком). Повороты на месте (вперед, назад). 1 ч.
Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками. Передачи мяча двумя руками от груди. Броски мяча с места двумя руками от груди. 1 ч.
Бросок мяча одной рукой от плеча. Передачи от груди, головы, от плеча 1ч.
Ведение мяча с изменением направления 1 ч.
Отбор мяча.Выбивание.Перехват. 1ч
Волейбол
Стойка игрока. Передача мяча сверху. 1ч.
Перемещения в стойке. Приём мяча снизу. 1ч.
Перемещения в стойке. Передача мяча снизу. 1ч.
Нижняя прямая подача. 1ч.
Нижняя прямая , боковая подача. 1ч.
Передача мяча сверху.Нижняя прямая, боковая подача. 1ч.

Футбол
Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой, внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема. 1ч.
Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъема и внутренней стороной стопы. Правой и левой ногой поочередно. 1ч.
Ведение мяча по прямой. по кругу, змейкой, между стоек. 1ч
Приём мяча на бедро, на грудь. 1ч.
Остановка мяча подошвой, серединой подъёма. 1ч.
Передача мяча внутренней стороной стопы. 1ч.
Отбор мяча,выбивание,перехват. 1ч.
Контрольные испытания и соревнования 5ч.
Ожидаемые результаты обучения
Дети должны уметь:
выполнять гимнастические упражнения на снарядах массового пользования
метать мячи
владеть способами прыжков в длину и в высоту
лазать по канату
преодолевать отдельные горизонтальные и вертикальные препятствия
играть в одну из спортивных игр
■самостоятельно заниматься физическими упражнениямиДети должны знать:
основные навыки самоконтроля
дозировать нагрузки
овладеть знаниями в области физической культуры
Календарный учебный график

п/п Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1. объяснение 1 Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. МБОУ Жердевская СОШ опрос
2 объяснение 1 Формирование теоретических знаний по лёгкой атлетике МБОУ Жердевская СОШ опрос
3 Практическое занятие 1 Ходьба и медленный бег Стадион 4 Практическое занятие 1 Кросс 330 м Стадион результат
5 Объяснение 1 Формирование теоретических знаний по спортивным играм МБОУ Жердевская СОШ опрос
6 Практическое занятие 1 Футбол.Удары по мячу ногой Стадион Игровые задания
7 Практическое занятие 1 Ведение мяча внешней,внутренней частью подъёма Стадион Игровые задания
8 Практическое занятие 1 Ведение мяча по прямой,по кругу,змейкой,между стоек Стадион Игровые задания
9 Практическое занятие 1 Бег на короткие дистанции до 30м. Стадион 10 Практическое занятие 1 Бег на длиные дистанции Стадион Результат
11 Объяснение 1 Формирование теоретических знаний по подвижным играм МБОУ Жердевская СОШ опрос
12 Игра-конкурс 1 Разучивание и совершенствование подвижных игр «Гуси-лебеди» и «Кто быстрее» Стадион Игровые задания
13 Игра-конкурс Подвижные игры «Вызов номеров»,»Охотники и утки» Спортивный зал Игровые задания
14 Игра-конкурс 1 Подвижные игры «Лиса и собаки», «Воробьи и вороны» Спортивный зал Игровые задания
15 Объяснение 1 Формирование теоретических знаний по гимнастике МБОУ Жердевская СОШ опрос
16 Практическое занятие 1 Строевые упражнения Спортзал Гимнастические задания
17 Практическое занятие 1 ОРУ без предметов Спортзал Гимнастические задания
18 Практическое занятие 1 ОРУ с предметами Спортзал Гимнастические задания
19 Практическое занятие 1 ОРУ с предметами Спортзал Гимнастические задания
20 Практическое занятие 1 ОРУ в парах Спортзал Гимнастические задания
21 Практическое занятие 1 ОРУ на гимнастической скамейке Спортзал Гимнастические задания
22 Практическое занятие 1 Акробатические упражнения Спортзал Гимнастические задания
23 Практическое занятие 1 Упражнения на гимнастических снарядах Спортзал Гимнастические задания
24 Практическое занятие 1 Лазание Спортзал Гимнастические задания
25 Игра-конкурс 1 Подвижные игры «Взятие высоты», «Пятнашки», «Салки» Спортзал Игровые задания
26 Игра-конкурс 1 Подвижные игры «Борьба за мяч», «Перестрелка» Спортзал Игровые задания
27 Игра-конкурс 1 Баскетбол.Техника передвижения.Стойка баскетболиста Спортзал Игровые задания
27 Игра-конкурс 1 Остановки (прыжком).Повороты на месте Спортзал Игровые задания
29 Игра-конкурс 1 Ловля мяча двумя руками Спортзал Игровые задания
30 Игра-конкурс 1 Бросок мяча одной рукой от плеча Спортзал Игровые задания
31 Игра-конкурс 1 Ведение мяча с изменением направления Спортзал Игровые задания
32 Игра-конкурс 1 Отбор мяча.выбивание,перехватСпортзал Игровые задания
33 1 Волейбол.Стойка игрока.передача мяча сверху Спортзал Игровые задания
34 Игра-конкурс 1 Приём мяча снизу Спортзал Игровые задания
35 Игра-конкурс 1 Передача мяча снизу Спортзал Игровые задания
36 Практическое занятие 1 Лыжи.Одновременный одношажный ход Стадион ДЮСШ Задания на технику
37 Практическое занятие 1 Безшажный ход Стадион ДЮСШ Задания на технику
38 Практическое занятие 1 Попеременный одношажный ход Стадион ДЮСШ Задания на технику
39 Практическое занятие 1 Сочетание лыжных ходов Стадион ДЮСШ Задания на технику
40 Практическое занятие 1 Сочетание лыжных ходов Стадион ДЮСШ Задания на технику
41 Практическое занятие 1 Сочетание лыжных ходов Стадион ДЮСШ Задания на технику
42 Практическое занятие 1 Подъём «полуёлочкой» Стадион ДЮСШ Задания на технику
43 Практическое занятие 1 Подъём»ёлочкой» Стадион ДЮСШ Задания на технику
44 Практическое занятие 1 Торможение «плугом» Стадион ДЮСШ Задания на технику
45 Практическое занятие 1 Прохождение дистанции до 2км Стадион ДЮСШ Задания на технику
46 Игра 1 Подвижные игры «Гуси-лебеди»,»Кто быстрее» Спортзал Игровые задания
47 Игра 1 Подвижные игры»Вызов номеро»,Охотники и утки» Спортзал Игровые задания
48 Игра 1 Подвижные игры «Лиса и собаки».»Воробьи-вороны» Спортзал Игровые задания
49 Игра 1 Подвижные игры»Взятие высоты»,»пятнашки»,»Салки» Спортзал Игровые задания
50 Игра 1 Подвижные игры» Борьба за мяч», »Перестрелка» Спортзал Игровые задания
Игра 1 Соревнования по перестрелке Спортзал Результат игры
51 Игра-конкурс 1 Соревнования по перестрелке Спортзал Результат игры
52 Игра-конкурс 1 Соревнования по перестрелке Спортзал Результат игры
53 Игра-конкурс 1 Соревнования по перестрелке Спортзал Результат игры
54 Игра-конкурс 1 Соревнования по перестрелке Спортзал Результат игры
55 Игра-конкурс 1 Соревнования по перестрелке Спортзал Результат игры
56 Игра-конкурс 1 Соревнования по пионерболу Спортзал Результат игры
57 Игра-конкурс 1 Соревнования по перестрелке Спортзал Результат игры
58 Игра-конкурс 1 Соревнования по перестрелке Спортзал Результат игры
59 Игра-конкурс 1 Соревнования по перестрелке Спортзал Результат игры
60 Практическое занятие 1 Футбол. Приём мяча на бедро,на грудь Стадион Задания на технику
61 Практическое занятие 1 Остановка мяча подошвой,серединой подъёма Стадион Задания на технику
62 Практическое занятие 1 Передача мяча внутренней частью стопы Стадион Задания на технику
63 Практическое занятие 1 Отбор мяча,выбивание,перехватСтадион Задания на технику
64 Практическое занятие 1 Л/А.Бег на короткие дистанции до 30м Стадион Результат
65 Практическое занятие 1 Прыжки в длину с места, с разбега Стадион Результат
66 Практическое занятие 1 Метание мяча с места. На дальность,в цель Стадион Результат
67 Практическое занятие 1 Метание мяча с места. На дальность,в цель Стадион Результат
68 Практическое занятие 1 Специальные беговые упражнения Стадион Задания на технику
69 Практическое занятие 1 Старт высокий,низкийСтадион Задания на технику
70 Практическое занятие 1 Старт высокий,низкийСтадион Задания на технику
71 Практическое занятие 1 Стартовый разгон Стадион Задания на технику
72 Практическое занятие 1 Бег на длиные дистанции Стадион Результат
Способы определения результативности:
Проведение соревнований, дней здоровья и спорта;
Проведение однодневных походов;
Проведение подвижных игр;
Проведение физкультурных праздников;
Проведение спартакиад;
Кадровое обеспечение:
В реализации программы заняты учитель физкультуры, обучающиеся, родители.
Материально-техническое обеспечение:
футбольное поле
гимнастические снаряды
волейбольная площадка
лыжная база
спортивный зал для занятий в ненастную погоду
раздевалки, класс для теоретических занятий
спортинвентарь и комнаты для его хранения
Методическое обеспечение:
Конспекты занятий
Спорт.инвентарь.
Формы аттестации:
Сдача контрольных нормативов
Литература:
Список литературы для педагогов.
1. Агаджанян Н.А.,Катков А.Ю. Резервы нашего организма.- М.: «Знание», 1990 год.
2. Бойко А.Ф. Не ждите первого звонка!- М.: «Физкультура и спорт», 1990 год.
3. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать.- М.: «Просвещение» 1983 год.
4. Велитченко В.К. Физкультура без травм.- М.: Просвещение, 1993 год.
5. Попов В.Б.,Суслов Ф.П.,Ливадо Е.И. Юный легкоатлет.- М.: «Физкультура и спорт», 1984 год.
6. Государёв И.А. Так становятся чемпионами.- М.: «Физкультура и спорт», 1989 год.
7. Кук М. 101 упражнение для юных футболистов.- М.: «Астель», 2001 год.
8. Всё обо всём (Организм человека).- М.: «Издательство Астрель», 2002 год.
9. Гитовцев П.И. Долголетие и физическая культура.- М.: «Физкультура и спорт», 1986 год.
10. Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой.- М.: «Просвещение», 1982 год.
11. Жуков М.Н. Подвижные игры.- М.: «Академия», 2001 год.
12. Журнал «Физическая культура в школе», 1984-2007 год.
13. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Упражнения и игры с мячом.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2006 год.
14. Лесгафт П.Ф. Избранные труды.- М.: 2Физкультура и спорт», 1986 год.
15. Литвинов Е.Н., Любомирский Л.Е.,Мейксон Г.Б. Как стать сильным и выносливым.- М. «Просвещение», 1984 год.
16. Матюшонок М.Т.,Турик Г.Г.,Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков.- Минск. «Вышэйн школа», 1975 год.
17. Орешкин Ю.А. К здоровью через физкультуру.- М.: «Медицина», 1990 год.
18. Поломис К., Махитка З. Дети на отдыхе/ Пер. с чеш. С.Д.Баранниковой, К.И.Паровой, О.А.Суворовой.- М.: Культура и традиции, 1995 год.
19. Правила соревнований по лёгкой атлетике, футболу, баскетболу, волейболу, лыжным гонкам.- М.: «Олимпия-Пресс», 2001-2007 год.
20. Психология личности: Тесты/ Под редакцией Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея.- М.: «Издательство МГУ», 1982 год.
21 Таланга Е.Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск.- М.: «Физкультура и спорт», 1998 год.
22. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной
активности.- М.: «Физкультура и спорт», 1991 год.
Список литературы для школьников
Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А.
Физическая культура 1 класс. М., «Владос», 1998.
Кузьмин В.В., Матвеев А.П., Гавердовский Ю.К., Жариков С.М.
Физическая культура 1 класс. М., «Фрахт», 1996.
Кузьмин В.В., Матвеев А.П., Гавердовский Ю.К., Жариков С.М.
Физическая культура 2 класс. М., «Фрахт», 1998.
Кузьмин В.В., Матвеев А.П., Жариков С.М.
Физическая культура 3 класс. М., «Фрахт», 1999.