Соврменные подходы к оценке учебных достижений обучающихся в контексте ФГОС

Солодовникова Г.Н.,
учитель физики МБОУ СОШ №93
Барабинского района Новосибирской области
СОВРМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ФГОС
Оценивание учебных достижений обучающихся является неотъемлемой частью и одним из важнейших процессов любой образовательной системы. В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) содержатся требования к системе оценки достижения планируемых результатов. У оценивания, как одной из частей целенаправленного учебного процесса, имеется несколько функций (по Ю.В.Романову), в том числе следующие:
- информативная - предоставить обучающимся информацию об их продвижении в освоении содержания обучения;
- нормативная - фиксировать учебные достижения в соответствии с требованиями нормативных актов с целью обеспечения в отношении учащихся определенных правовых последствий (например, перевод в следующий класс или на следующую ступень);
- воспитательная - привить обучающимся навык систематичности;
- мотивационная - мотивировать учащихся больше и/или лучше учиться, чтобы достичь более высоких оценок;
- образовательная - помочь укрепить предметные, метапредметные и личностные результаты обучающихся во время самого процесса оценивания;
- административная - предоставить возможность образовательным учреждениям производить определённые изменения в учебно-воспитательном процессе, основываясь на анализе успешности учебных достижений обучающихся.
В рамках реализации ФГОС применяется как инновационное, неформальное оценивание (портфель достижений - портфолио, оценка сформированности ИКТ-компетенций, оценка проектной деятельности) так и традиционное (отметочное) оценивание, наиболее характерное именно для формального подхода к оценке. В этом плане наблюдается сохраняющееся до настоящего времени противоречие между уровневым (базовым или повышенным в контексте ФГОС) и балльным (в контексте ЕГЭ) подходами к оцениванию с одной стороны, и использованием отметочной системы с другой.
Так, если посмотреть на существующую практику оценивания, то можно выделить следующие взаимосвязанные тенденции.
1. Явный приоритет письменной формы оценки перед устной. Устная форма при всех своих достоинствах, обладает рядом существенных недостатков, снижающих объективность и надежность оценивания. Появляется больше возможностей для проявлений субъективизма педагога, связанного с симпатиями и антипатиями, возможностью наказать обучающегося отметкой за различные проступки. Кроме того, устная форма оценивания не оставляет «следов» в виде письменной работы, что рождает проблемы в спорных ситуациях.
2. Суммирование результатов текущего контроля и итогового контроля в четвертной или годовой отметке. Если ученик заранее знает, что получит в журнале или в аттестате «среднее арифметическое», то это не стимулирует его к систематической подготовке итоговой аттестации.
3. Использование индивидуального рейтинга как основного показателя успехов в обучении. Рейтинговая система контроля обучения рождает состязательность в учебе, положительно влияет на мотивацию учащихся, сводит до минимума случайность в оценивании. Эта форма уже закрепилась в педагогической практике через использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической 5-балльной шкалы в качестве основы. Многобалльные шкалы обладают большими дифференцирующими возможностями, позволяют педагогу отображать нюансы оценки. Наши учителя, пользуясь грубой, фактически трехбалльной, шкалой, лишены этой возможности, поэтому вынуждены дополнять отметку «плюсом» или «минусом».
Выставление отметки - это процесс трансформации продемонстрированных обучающимся результатов непосредственно в саму отметку. Чтобы минимизировать погрешности в процессе выставления отметок, необходимо обеспечить оценивание, максимально независящее от внешних факторов. Одним из наиболее значимых внешних факторов, способных повлиять на выставление оценок, является случайность, которая может проявляться в следующих аспектах:
1. Задания, используемые для оценивания, не полностью покрывают содержание учебного предмета.
2. Ответы обучающихся на проверочные задания не полностью соответствуют освоенным результатам, но содержат в себе элемент угадывания.
Вторым внешним фактором является пятибалльная оценочная шкала, как, впрочем, и любое чисто нормативное оценивание, представляющая собой неповоротливый инструмент, которому не хватает точности.
Реализация ФГОС позволяет устранить эти недостатки через комбинацию неформальных и формальных форм оценивания, усовершенствовать систему оценивания, сделав ее многофункциональной.
В первую очередь, система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык. При этом представляется целесообразным брать за точку отсчета именно обязательный минимум, поскольку лишь он может быть более или менее четко определен.
Во-вторых, система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого обучающегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности, что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования.
В-третьих, уже в самом механизме выставления отметок была должна быть заложена возможность адекватной интерпретации заложенной в них информации, для чего система оценивания должна быть совершенно прозрачной в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок, а также целей, для достижения которых эти отметки ставятся.
В-четвертых, в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса.
В-пятых, система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом.
В-шестых, продолжая тему единого образовательного пространства, необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу. Другими словами, невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах.
И, наконец, в-седьмых, система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике обучающихся, избегать травмирующих ее ситуаций. Как представляется, основной путь для достижения этого - внедрение в сознание всех участников образовательного процесса отношения к системе оценивания как к инструменту, необходимому для успешного получения образования, для осуществления обратной связи.
Таким образом, перечисленные положения должны, формировать скелет системы оценивания в контексте ФГОС, задавать общие рамки ее функционирования и, одновременно, служить критериями успешности и полноценности каждой конкретной образовательной системы, одной из основных подсистем которой и является система оценивания.
15