Рабочая программа по биологии для студентоа 1 курса 10.02.03Информационная безопасность автоматизированных систем по программе базовой подготовки

Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Железногорский горно-металлургический колледж»

СОГЛАСОВАНО
Председатель ЦК специальности
10.02.03
____________О.Л. Жигалева
(подпись)
____________
(дата)
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_______________ Т. Н. Проценко
(подпись)
________________
(дата)

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.07 биология

10.02.03Информационная безопасность автоматизированных систем по программе базовой подготовки









2014






РАССМОТРЕНО
на заседании комиссии М и ОЕНД
Протокол № ___ от ___________
Председатель комиссии
_____________ Н.Г. Заносова
(подпись)
________________
(дата)

РАССМОТРЕНО
на заседании научно-методического совета колледжа
Протокол № ___ от ___________
Председатель комиссии
_____________ Н.Н. Шкодкина
(подпись)
________________
(дата)


Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), биология в учреждениях среднего профессионального образования изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.


Разработчик:
Харламова Е.А. преподаватель биологии ОБОУ СПО «ЖГМК»
Эксперты:
техническая экспертиза:
Проценко Т.Н., зам. директора по УР СПО «ЖГМК»;
Шкодкина Н.Н., зам. директора по МР, к.п.н. ОБОУ СПО «ЖГМК»;
содержательная экспертиза:
Иванова Н.А., преподаватель химии ОБОУ СПО «ЖГМК»

© Харламова Е.А.
© ОБОУ СПО «ЖГМК»





СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 16
ДИСЦИПЛИНЫ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 20
















































1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ

Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 10.02.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем» на основании примерной программы учебной дисциплины «БИОЛОГИЯ», разработанной ФГУ (Федеральный институт развития образования), 2008 г.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общеобразовательный цикл


1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; о основных положениях биологических теорий и закономерностях, важнейших понятиях; методах научного познания природы; строении и функциях биологических объектов и сущности биологических процессов.
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью;
- применение полученных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений; проводить наблюдения; планировать, проводить эксперименты, применять полученные знания для объяснения различных природных явлений и свойств живых организмов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– основные положения биологических теорий и закономерностей, важнейших понятиях, законах и свойствах живых организмов;


1.4 Выписка из образовательного стандарта специальности 10.02.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем»
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Техник по защите информации должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11. Формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения.
ОК 12. Владеть основными методами и средствами разработки программного обеспечения.
5.2. Техник по защите информации должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Эксплуатация подсистем безопасности автоматизированных систем.

ПК 1.1. Участвовать в эксплуатации компонентов подсистем безопасности автоматизированных систем, в проверке их технического состояния, в проведении технического обслуживания и текущего ремонта, устранении отказов и восстановлении работоспособности.
ПК 1.2. Выполнять работы по администрированию подсистем безопасности автоматизированных систем.
ПК 1.3. Производить установку и адаптацию компонентов подсистем безопасности автоматизированных систем.































1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 110 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 32 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
110

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78

в том числе:


лабораторные занятия
10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32

в том числе:


решение задач
6

повторение школьного материала и самостоятельное изучение тем
18

Рефераты, составление докладов и таблиц
8

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины биология

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Предмет, цели и задачи курса.
2
2

Раздел 1.
Учение о клетке

10



Тема 1.1
Клетка – элементарная живая система и основная структурно – функциональная единица живых организмов. Химическая организация клетки.
Содержание учебного материала
Клеточная теория. Макро- и микроэлементы клетки. Органические и органические вещества в клетке. Структура и функции белков. Роль органических веществ в жизнедеятельности клетки


2


2


Тема 1.2
Строение и функции клетки. Вирусы.
Содержание учебного материала
Основные органоиды клетки. Включения. Структура эукариот и прокариот. Отличия растительной и животной клеток. Структура вирусов. Вирусные заболевания.



2


2


Самостоятельная работа
Повторение школьного материала по теме «Строение клетки»
2
2

Тема 1.3
Метаболизм – основа жизнедеятельности клетки.
Содержание учебного материала
Синтез и распад веществ в клетке. Энергетический и пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Типы организмов по способу питания. АТФ.


2







2







Самостоятельная работа
Повторение школьного материала по теме «Энергетический и пластический обмен, фотосинтез»
2
2

Тема 1.4
Биополимеры. Деление клетки.
Содержание учебного материала
Строение и функции ДНК и РНК. Структура хромосом и их типы. Амитоз. Митоз. Мейоз.

2
2


Лабораторные работы
Лабораторная работа №1
«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах».
2
3


Самостоятельная работа
Составление таблиц отличия и сходства прокариот и эукариот, растительной и животной клеток
2
2

Раздел 2.
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

10


Тема 2.1
Организм – единое целое. Типы размножения. Мейоз.
Содержание учебного материала
Половое и бесполое размножение. Партеногенез. Стадии мейоза. Отличие митоза и мейоза. Структура половых клеток. Овогенез. Сперматогенез.

2

2



Самостоятельная работа
Повторение школьного материала «Мейоз»
2
2

Тема 2.2
Индивидуальное развитие организма.
Содержание учебного материала
Онтогенез. Закон Бэра. Эмбриональный этап развития и его стадии. Постэмбриональный этап развития и его стадии. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Прямое и непрямое развитие. Регенерация. Влияние среды на эмбриональное развитие организма. Влияние на развитие организма вредных проявлений внешней среды.






6








2

Тема 2.3
Семинар по теме «Влияние на развитие организма вредных проявлений внешней среды».
Содержание учебного материала
Влияние никотина, алкоголя и наркотиков на здоровье человека и развитие зародыша.
2
2


Самостоятельная работа
Написание рефератов по теме.
4




2



Раздел 3
Основы генетики и селекции.

18


Тема 3.1
Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель - основоположник генетики. Терминология.
Содержание учебного материала
Наследственность, изменчивость. Генотип, фенотип. Рецессивность и доминантность. История развития генетики.


2






2

Тема 3.2
Законы генетики Г. Менделя. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности.
Содержание учебного материала
Закон единообразия потомков первого поколения. Закон расщепления. Закон независимого распределения признаков. Алгоритм решения генетических задач. Закон чистоты гамет. Теория Т. Моргана. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование.

4




2


Самостоятельная работа
Повторение методики решения задач по генетике
Повторение школьного материала по теме «Законы Менделя»

6

2
3
2


Лабораторные работы
Лабораторная работа №2
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач.



2
3


Тема 3.3
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Содержание учебного материала
Сцепленное наследование. Группы сцепления. Взаимодействие генов. Аллельные и неаллельные гены. Генетика пола. Геторгаметный и гомогаметный пол.


2



2




Тема 3.4
Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость. Модификационная изменчивость.
Содержание учебного материала
Типы наследственной изменчивости. Мутации и их виды. Свойства мутаций. Фенотипическая изменчивость. Норма реакции. Свойства модификационной изменчивости. Вариационный ряд.

2




2


Самостоятельная работа
Повторение школьного курса по теме «наследственная и ненаследственная изменчивость»
2
2


Лабораторные работы
Лабораторная работа №3
Анализ фенотипической изменчивости. Построение вариационной кривой.
2
3

Тема 3.5
Селекция растений, животных, микроорганизмов

Содержание учебного материала
Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Биотехнология.



4



2


Самостоятельная работа
Подготовка докладов по теме « Методы селекции и биотехнологии»
2
2

Раздел 4
Эволюционное учение


16


Тема 4.1
История представлений о развитии жизни на Земле.
Содержание учебного материала
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Теория катастроф Ж. Кювье. Эволюционные идеи русских ученых

2



2

Тема 4.2
Эволюционное учение Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции.
Содержание учебного материала
Естественный отбор, искусственный отбор, История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина, Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.



4



2


Самостоятельная работа
Повторение школьного материала «Теория Ч. Дарвина»
2
2

Тема 4.3
Вид и его критерии.
Содержание учебного материала
Концепция вида, его критерии. Определение вида. Структура вида. Симпатрическое и аллопатрическое видообразование. Формы естественного отбора.
2
2

Тема 4.4
Популяция – структурная единица вида и эволюции.
Содержание учебного материала
Популяция – структурная единица вида и эволюции. Определение популяции. Изоляция. Генетическая стабильность популяций. Закон стабилизирующего скрещивания. Миграции, колебания численности и их причины. Микроэовлюция.
2
2


Самостоятельная работа
Самостоятельное изучение темы «популяции и их особенности»
2
2

Тема 4.5
Приспособленность организмов к окружающей среде.
Содержание учебного материала
Адаптация и ее типы. Мимикрия. Физиологическая адаптация, приспособительное поведение, забота о потомстве. Инстинкты. Относительность приспособлений.
2
2

Тема 4.6
Макроэволюция.
Содержание учебного материала
Пути достижения биологического прогресса. Арогенез, аллогенез, катагенез. Биологический регресс. Закономерности биологического прогресса: дивергенция и конвергенция. Аналогичные и гомологичные органы. Параллелизм. Атавизмы. Правило необратимости эволюции. Правило чередования направлений эволюции.
2
2


Лабораторные работы
Лабораторная работа №4


2
3

Раздел 5
История развития жизни на земле


6



Тема 5.1
Развитие жизни в архейской, протерозойской и палеозойской эрах.

Содержание учебного материала
Геохронологическая таблица. Эры. Периоды, эпохи. Появление первых организмов. Псилофиты. Стегоцефалы. Типы рыб.

2


2

Тема 5.2
Развитие жизни в мезозойской и кайнозойской эрах.
Рептилии мезозоя и их типы. Первые млекопитающие. Появление первых цветковых растений.
2
2

Тема 5.3
Происхождение человека и его положение в системе животного мира.

Содержание учебного материала
Положение человека в системе органического мира. Эволюция приматов. Расы и их общность. Прародина человека. Стадии эволюции человека. Неандерталец, кроманьонец
2
2


Самостоятельная работа
Самостоятельное изучение темы «Стадии эволюции человека»
2
2

Раздел 6
Основы экологии

12


Тема 6.1
Биогеография. Основные биомы сушы.
Содержание учебного материала
Причины разнообразия живого мира. Основные биогеографические области и их особенности. Эндемики.
2
2

Тема 6.2
Биогеоценозы и их особенности. Взаимоотношения между организмами.
Содержание учебного материала
Биогеоценоз, агроценоз. Типы факторов среды: биотические, абиотические, антропогенные. Ограничивающий фактор. Цепи питания. Симбиоз. Типы симбиоза.Антибиоз. Типы антибиоза. Нейтрализм.
4
2


Самостоятельная работа
Повторение школьного курса « Факторы среды и взаимоотношение организмов»
2
2


Лабораторные работы
Лабораторная работа №5
2
3

Тема 6.4
Ноосфера. Природные ресурсы и их использование.
Содержание учебного материала
Понятие ноосферы. Учение Вернадского о ноосфере. Исчерпаемые и неисчеспаемые ресурсы. Возобновимые и невозобновимые ресурсы.
2
2


Самостоятельная работа
Самостоятельное изучение темы «Учение Вернадского о ноосфере»
2
2

Тема 6.6
Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и рациональное природопользование
Содержание учебного материала
Загрязнение атмосферы, Мирового океана, пресных вод, почвы. Влияние человека на животный и растительный мир. Радиоактивное загрязнение биосферы. Перспективы рационального природопользования.

2
2


Самостоятельная работа
Повторение школьного курса «Охрана природы и рациональное природопользование»
2
2

Раздел 7
Бионика
Содержание учебного материала
Определение бионики. Эхолокация. Биомеханика.
2
2


Содержание учебного материала




Зачет

2
3


Всего:
110=78+32






3 . УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории биологии.
Оборудование лаборатории: столы, стулья для преподавателя и студентов, помещение для хранения приборов, комплектов оборудования для лабораторных работ, учебно-наглядных пособий и учебно-методической документации, доска классная.
Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор.

3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология. Базовый и углублённый уровни ДРОФА 2013г
2.Беляев Д.К., ДымшицГ.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. Биология. 10 класс (базовый уровень) «Просвещение»
3Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. и др. / Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М. Биология. В 2-х частях (углубленный уровень) 10-11 Издательство «Просвещение»
4.Данилов СБ., Владимирская А. И., Романова Н. И. Биология (базовый уровень) Русское слово
5.Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10-11 ДРОФА
6.Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., ЛощилинаТ.Е. / Под ред. Пономарёвой И.Н. Биология. 10 класс: базовый уровень Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ 2012 г
7. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Бородин П.М. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. Биология. 11 класс (базовый уровень) Издательство «Просвещение» 2012г.
Дополнительные источники:
1.Никишов А.И., Богданов Н.А. Биология. Человек и его здоровье «Дрофа» 2013г.
2.Пономарева И.Н.,Корнилова О.А.,В .С. Кучменко Биология, «Вентана -Граф» 2014г
3.Пономарёва И.Н., Корнилова О. А., СимоноваЛ.В. / Под ред. Пономарёвой И.Н. Биология. 11 класс: углублённый уровень Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
4.Шумный В.К., Дымшиц Г.М. «Общая биология: 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.» Профильный уровень: В 2 ч. 2012г.
5.Ярыгин В.Н. «Биология. Для поступающих в вузы» «Дрофа» 2013г


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных занятий, тестирования, письменных опросов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:


решает задачи на применение законов Г.Менделя, элементарные биологически задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по
морфологическому критерию;
определяет: виды по их критериям, характер взаимоотношений между огранизмами;
характеризует: особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость; общие биологические закономерности, их биологическую значимость;
объясняет: роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы; влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие
организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость,
развитие и смена экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
выполняет биологический эксперимент по изготовлению микропрепаратов
проводит: самостоятельный поиск биологической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использует компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
связывает: изученный материал со своей профессиональной деятельностью
применяет методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живы ми организмами, ста вить не сложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать,
сравнивать, выявлять взаимосвязи);
оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
















Оценка выполнения лабораторных работ
Оценка выполнения самостоятельных работ
Оценка выполнения расчетных задач
Оценка работы с таблицами, справочной литературой
Оценка поиска биологической информации с разных источников
Оценка составления конспекта и схемо-конспекта
Тестирование;
Проведение письменных опросов и фронтальных опросов.
Оценка дифференцированного зачета

Усвоенные знания:


- важнейшие биологические понятия: биология, клетка, биоэлементы, макроэлементы, микроэлементы, гомеостаз, денатурация, ренатурация, фермент, стероиды, углеводы, липиды, кодон, антикодон, витамины, избыточность кода, код ДНК, метаболизм, трансляция, транскрипция, вирус, эукариот, прокариот, фотосинтез, анаболизм, катаболизм, ДНК, РНК, АТФ, биополимер, органоид, бактерия, автотроф, гетеротроф, хемосинтез, ткань, митоз, мейоз, амитоз, жизненный цикл клетки, инфекция, размножение, половое размножение, бесполое размножение, почкование, спорообразование, сперматогенез, овогенез, вегетативное размножение, гамета, гаметогенез, конъюгация, кроссинговер, оплодотворение, осеменение, эмбриогенез, дробление, гаструляция, органогенез, прямое развитие, развитие с метаморфозом, дорепродуктивный период, репродуктивный период, регенерация, трансплантация, популяция, вид, наследственность, изменчивость, популяция, биоценоз, биогео ценоз, агроценоз, биосфера, мутация, наследственная изменчивость, ненаследственная изменчивость, онтогенез, филогенез, генетика, селекция, фенотип, генотип, доминантность, рецессивность, моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, ген, аллельные гены, неаллельные гены, гомозигота, гетерозигота, расщепление, сцепленные гены, группа сцепления, кроссоверные гаметы, гетерохромосомы, сцепление с полом, неполное доминирование, коплиментарность, эпистаз, плейотропия, полимерия, вариационный ряд, вариационная кривая, норма реакции, центры происхождения растений, центры доместикации, гибридизация, массовый отбор, индивидуальный отбор, мутагенез, гетерозис, генная инженерия, биотехнология, продуктивность, креационизм, трансформизм, эволюция, теория катастроф, систематика, естественный отбор, искусственный отбор, борьба за существование, дрейф генов, адаптация, аллогенез, арогенез, катагенез, аналогичные органы, гомологичные, органы, атавизмы, рудименты, дивергенция, конвергенция, параллелизм, прогресс, регресс, необратимость эволюции, ароморфоз, идиоадаптация, специализация, почвообразование, беспозвоночные, низшие растения, высшие растения, древнейший человек, неандерталец, кроманьонец, прямохождение, биогеографическая область, биом, экология, эндемик, фауна, флора, абиотические факторы, биомасса, биоценоз, лимитирующий фактор, предел выносливости, видовое разнообразие, пищевая цепь, сети питания, экологическая пирамида, биологические меры борьбы, симбиоз, квартиранство, паразитизм, нахлебничество, кооперация, хищничество, асимбиоз, нейтрализм, антропогенный фактор, антропоценоз, природопользование, охрана природы, природные ресурсы,
- основные биологические законы, теории и гипотезы: коацерватная теория, гипотеза фагоцетеллы, клеточная теория, биогенетический закон, закон К. Бэра о зародышевом сходстве, 1, 2, 3 законы Г. Менделя, гипотеза чистоты гамет, хромосомная теория Т.Моргана, закон гомологических рядов, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория катастроф Ж.Кювье, система природы К Линея, эволюционная теория Ж.Б. Ламарка, Закон стабилизирующего скрещивания Пирсона, закон Харди-вайнберга, правило необратимости эволюции, правило чередования направленных эволюций, правило экологической пирамиды, учении В.И. Вернадского о ноосфере,















Оценка индивидуального и фронтального опросов
Оценка выполнения тестовых заданий
Оценка составления биологических кроссвордов
Оценка выполнения самостоятельных работ
Оценка выполнения расчетных задач
Оценка дифференцированного зачета

















13PAGE 15


13PAGE 14715


13 PAGE \* MERGEFORMAT 141815


13PAGE 15


13PAGE 141815




15