Просветительская работа с родителями в рамках здоровьесберегающей деятельности


«Просветительская работа с родителями в рамках здоровьесберегающей деятельности»
Мареева Л.ВРезерв сохранения здоровья человека заложен в организации образа его жизни, который во многом зависит от культуры здоровья индивидуума. Последнее включает в себя знание психологических возможностей своего организма; знание способов укрепления здоровья; умение распространять знания о здоровье на свое окружение и в целом на окружающую среду. Здоровье зависит от жизненных позиций и усилий человека, его способности активно регулировать собственное состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма, реализовать программы самосохранения, самоорганизации и саморазвития.
В основу нашей работы положен технологический подход. Данный подход в здоровьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результаты в образовательном процессе техникума В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной студентами информации об укреплении здоровья, а способность студента осуществлять здоровый стиль поведения.
Успех работы по реализации модели создания здоровьесберегающей среды в большей мере определяется взаимоотношениями главных участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся, родителей.  Деятельность педагогического коллектива техникума по организации работы с родителями по воспитанию здорового образа жизни у студентов реализует следующие цели:
просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми;
консультативная – совместный психологический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процесс приобретения им общественных и учебных навыков;
коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями,  опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.      
Задачи:
повышение уровня родительской компетентности, психолого- педагогической культуры родителей;
расширение содержания и форм деятельности с семьей по воспитанию здорового      образа жизни воспитанников;
создание условий для активного участия родителей в организации образовательной досуговой деятельности.                          
  В  этом направлении в техникуме ведется активная    просветительская деятельность с родителями:
-мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов, психолога, социальных и медицинских работников, дефектологов);
— групповые дискуссии, в основе которых – конкретные педагогические   ситуации, пережитые родителями;
— книжная терапия, суть которой заключается в обсуждении специально подобранных к семинару методических пособий, посвященных проблемам ЗОЖ;
— индивидуальное и групповое консультирование (назначается для родителей, чьи     дети имеют общие особенности в состоянии здоровья);
—  день открытых дверей — это целый комплекс мероприятий, проводимых в      масштабе всего техникума, в специально отведенный для этого день (этим мероприятиям привлекаются все специалисты техникума).
Одним из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей  является классное родительское собрание. Основная задача такого мероприятия – расширение знаний родителей о культуре здоровья,  о здоровьесбережении и здоровом образе жизни.
Основная задача сотрудничества техникума и семьи  заключатся не в морализаторстве и насильственном исправлении «неудобных» родителей, а в оказании им психолого-педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей, особенно в рамках здоровьесбережения. Через родительские собрания в учебных группах мы организовали работу родительского всеобуча. Приглашаются медицинские работники с просветительскими лекциями. По программе  «Готовность к экзаменам» родители и обучаются техникам   саморегуляции, снятию эмоционального и физического напряжения.
Чтобы добиться успеха в работе с детьми, необходима целенаправленная, систематическая, кропотливая работа каждого педагога с родителями и студентами.
Большую роль в работе по формированию здорового образа жизни в нашем техникуме отводиться  классному руководителю, который    включает  в работу с группой следующие моменты:
Сотрудничество с медицинским учреждением поликлиники микрорайона для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья студентов группы.
Сотрудничество с родителями студентов и консультации преподавателей других предметов.
Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья студентов.
Организация просветительской работы со студентами по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри техникума, так и вне его.
Организация работы по формированию правильного отношения студентов к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
Формирование личностной рефлексии студентов по проблеме (коррекция мнения о себе и о своём здоровье).
 Организация просветительской работы с родителями.
Система просветительской работы со студентами включает в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов. Классным руководителям в этом помогают  педагог — психолог, медработник.
Один раздел в папке классного руководителя отведён материалам диагностических исследований группы. Это схемы, таблицы, графики, анкеты, записи бесед со студентами и родителями, правила техники безопасности и т.д. Заполнив эту таблицу, а затем, проанализировав результаты, можно определить степень переутомления и перегрузки студентов и влияние этих факторов на учебную деятельность.
На сегодняшний день мы можем представить количественные и качественные показатели по формированию здорового образа жизни участников инновационной деятельности.
Среди студентов:
повышение динамики показателей здоровья студентов, соблюдающих режим дня, занимающихся оздоровительными методиками, спортом, туризмом, знакомых с основными принципами здорового образа жизни — на 5%;
снижение количества студентов, подверженных вредным привычкам– на 7%;
снижение количества студентов подверженных компьютерной зависимости–на 3%.
Среди родителей:
повышение динамики показателей у родителей, создающих условия для соблюдения режима дня ребенком, участвующих в совместной деятельности с техникумом по формированию ЗОЖ – на 6%.
Сплочённая и грамотная работа педагогического коллектива и родителей позволяет добиться значительных результатов. Наши студенты являются победителями и призёрами в спортивных соревнованиях по волейболу, дзюдо, баскетболу..Среди студентов победители конкурсов, состязаний, соревнований не только спортивной направленности, но и творческих, интеллектуальных конкурсов (конкурсы рисунков, плакатов на тему борьбы с вредными привычками, сочинений, чтецов, экологические марафоны и др.)

Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения невозможна без диагностики. В  техникуме проводится мониторинг физического здоровья студентов, мониторинг культуры здоровья, мониторинг физической подготовленности студентов. Задача техникума: Создание Паспорта здоровья в системе информационно-методического обеспечения формирования здоровьесберегающей технологии, он позволит создать информационную основу для непрерывного здоровьесберегающего сопровождения – за счет объединения в одном документе значимой для здоровья и развития студента информации. Вовлечение всех участников образовательного процесса в заполнение соответствующих разделов Паспорта здоровья студента позволяет  формировать культуру здоровья и мотивацию здорового образа жизни у детей, их родителей и педагогов.
В ходе реализации инновационной деятельности по разработке «Паспорта здоровья» поэтапно проведены следующие действия:
определены теоретико-методологические подходы к проблеме создания комплексного «Паспорта здоровья» обучающихся как здоровьесберегающей технологии формирования у них культуры здоровья;проведен мониторинг показателей здоровья обучающихся;
разработана, экспериментально обоснована система параметров и показателей «Паспорта здоровья и развития» (первого раздела данной технологии) для  школьников;
апробированы варианты разделов «Паспорта здоровья и развития» ребенка в сфере деятельности различных субъектов воспитательно-образовательного процесса: педагогов, занимающихся внедрением здоровьесберегающих технологий, для родителей и самого школьника;
выявлены критерии и показатели результативности «Паспорта здоровья и развития» в системе здоровьесберегающего сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
Сплочённая и грамотная работа педагогического коллектива и родителей позволяет добиться значительных результатов. Учащиеся нашей школы являются победителями и призёрами в спортивных соревнованиях по плаванию, дзюдо, лёгкой атлетике.
Среди учащихся школы победители конкурсов, состязаний, соревнований не только спортивной направленности, но и творческих, интеллектуальных конкурсов (конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, чтецов, конкурсы вокалистов, экологические марафоны и др.)Активное участие в этих конкурсах обеспечивает единство физического, психологического  и духовно-нравственного здоровья наших детей.

В НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Шелуха О.И., Сазонова О.В.
Комментарии ( 0)   |    PDF (146 K)  |   стр. 53-55
<p: средняя скорость обезвоживания, хвоинки, веточки по сторонам света, мутовка, учетное дерево ели, лесная экосистема
Значительное количество школьников большую часть времени проводит в образовательных учреждениях, и режим их жизни в значительной степени обусловлен школой. Это заставляет сконцентрировать внимание медицинских и педагогических работников на вопросах профилактики заболеваний и охраны здоровья детей в самих образовательных учреждениях.
К сожалению, современные школьники, как и взрослые, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые и дети владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Поэтому общество предъявляет социальный заказ системе образования - усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни [4].
В литературе приводятся данные о влиянии факторов, определяющих уровень общественного здоровья, которые распределяются следующим образом:
 - наследственность - определяет здоровье на 20%;
- условия внешней среды (природные и социальные) - на 20 %;
- деятельность системы здравоохранения - на 10%;
- образ жизни человека - на 50 %.
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования до 2010 года проводится эксперимент по организации здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях [2]. Одними из основных направлений этого эксперимента, затрагивающего все ступени общего образования, являются разработка и введение современных здоровьесберегающих технологий и апробация различных форм организации образовательного процесса, способствующих здоровьесбережению, новому качеству образования и воспитательному потенциалу учебной деятельности. В качестве обязательных аспектов здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений выделяются [1]:
Проведение сравнительного анализа состояния здоровья, режима дня, учебной нагрузки и объема домашних заданий учащихся 1-11 классов.
Формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни.
Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся.
Повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.
Профилактика как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.
Создание специализированного компьютерного банка данных по формам, структуре и эффективности здоровьесберегающей деятельности в школе.
Создание модели и методических рекомендаций по технологии организации здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательной школе.
Эксперимент по внедрению здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательное пространство школы представляет собой сложный технологический процесс, имеющий цели, задачи и организационные этапы.
Здоровьесберегающая деятельность внедряется в общеобразовательное пространство школы по трем основным направлениям: педагогическое, медико-валеологическое и психологическое. Все направления взаимосвязаны и имеют свое содержание, последовательно реализуемое на определенном этапе деятельности [3].
Основой здоровьесберегающей деятельности в педагогическом направлении является: организация учебного процесса с использованием здоровьесберегающих методик обучения, адекватных возрастным возможностям и способностям школьников; просветительно-воспитательную работу, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни учащихся; профилактику и динамические наблюдения за состоянием здоровья и организацию рационального питания; физкультурно - оздоровительную работу по рациональной организация двигательной активности учащихся, включающую динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу.
Медицинское (физиолого-валеологическое) направление должно обеспечивать гигиенические условия образовательного процесса; широкую просветительскую работу среди учащихся, родителей и педагогов; системную реабилитационную работу по отношению ко всем участникам образовательного процесса, раннюю диагностику и профилактику заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста.
Психологическое направление включает в себя создание специальной психологической службы, которая осуществляет психологическое консультирование и сопровождение учащихся школы, проводит развивающую работу со всеми школьниками в различных формах, психологическую поддержку учебно-воспитательного процесса, оказывает целостную помощь детям группы риска, содействует гуманизации психологического микроклимата образовательного учреждения [3].
Формами здоровьесберегающей деятельности в школе могут быть диспансеризация, профилактические прививки, дни здоровья, школьные спортивные праздники, беседы о здоровье с учащимися и родителями, витаминизация, выпуск санбюллетеней и др. В оздоровительную инфраструктуру школы следует включить медицинский кабинет, зубоврачебный кабинет, спортзал, школьный стадион, тренажерный комплекс, бассейн, кабинет релаксации, фитобар, солярий, ингаляторий, зимний сад школы [4].Среди методов и организационных подходов реализации здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательной школе могут быть: дополнительное привлечение негосударственных (попечительских, частных, общественных) инвестиций, составление гибких вариантов расписания занятий с использованием экскурсионных и выездных уроков, «динамические позы» на уроке за партами-конторками, индивидуальные траектории обучения в разноуровневой системе учебных предметов, личный выбор учащимися блочно-модульных систем, моделирующие обучающие игры, проектная деятельность школьников, урочная и внеурочная система обучения, клубная деятельность, развлекательно-игровые формы воспитания, лектории для педагогов и родителей, фильмотеки, библиотеки, консультации специалистов.
Прогнозируемыми результатами эксперимента по внедрению здоровьесберегающей деятельности в школе должны быть:
Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни. Приобретение учащимися устойчивых навыков обеспечение безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности.
Укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетическое совершенствование личности каждого ребенка.
Повышение социального самосознания статуса личности, развитие гражданской и творческой инициативы и самостоятельности, навыков социализации.
Рост мотивации к обучению, развитие навыков самоконтроля и самоанализа, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Развитие навыков НОТ учебного труда школьника.
Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Проект Минобразования «Школа, содействующая здоровью».- М., 2003.
Концепция модернизации российского образования до 2010 года.- М., 2003.
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы //Педагогика. 2005. № 6.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений //Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2004.

Библиографическая ссылка
</p
 Просветительская и методическая работа с педагогами и родителями
Мы понимаем, что для успешного формирования у учащихся культуры здоровья и потребности в здоровом образе жизни важен уровень компетентности самих педагогов. В 2005 году все учителя начальных классов школы прошли курсы повышения квалификации по теме «Здоровьесберегающий подход к осуществлению образовательного процесса». Педагоги освоили методические приемы организации здорового образа жизни для себя и своих учеников, техники релаксации, общения, суггестии, психотехники аутогенной тренировки, систематизировали комплексы оздоровительных пауз на уроках, подвижных игр на переменах. Результатом этого можно также считать создание учителями сеансов релаксации для младших школьников, которые нашли свое отражение в образовательном процессе.
В 2009 г учителя активно участвовали в реализации городского проекта «Педагогические технологии сохранения зрения младших школьников в ОУ», результатом которого стали соответствующие методические рекомендации для учителей и родителей, активно используемые в работе с детьми в настоящее время.
Не менее важным аспектом деятельности педагогического коллектива является создание условий для формирования у родителей потребности в здоровом образе жизни. Ведь их осведомленность в вопросах ЗОЖ будет положительно влиять на формирование правильного отношения к своему здоровью у детей. С этой целью с родителями на собраниях проводится санитарно-просветительская работа по вопросам валеологической культуры семьи, естественным средствам оздоровления. В начальной школе организуются различные совместные оздоровительные мероприятия и спортивные соревнования. Для обучения родителей правильному общению с детьми в школе работает «Родительский клуб», где разъясняется специфика каждого периода школьной жизни, предлагаются формы работы родителей с детьми, помогающие ребенку справиться со школьными требованиями без ущерба здоровью.
раза жизни у обучающихсяДеятельность педагогического коллектива ДЮСШ по организации работы с родителями по воспитанию здорового образа жизни у обучающихся«Здоровье – это вершина, на которую человек должен  подняться сам»
И.И.БрехманЗдоровье людей относится к числу главных проблем, т.е. тех, что имеют жизненное значение для всего человечества. Проблема снижения уровня здоровья населения России, в новом тысячелетии стоит чрезвычайно остро. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения.
Благополучие детей в России, стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. В детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. Перед средней общеобразовательной школой и учреждениями дополнительного образования стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья, активизации двигательной деятельности и в целом по формированию культуры здоровья.
«Концепция модернизации российского образования 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
В основу педагогического процесса МБОУДОД "Детско-юношеская спортивная щкола "Заря" положены три принципа: «здоровье – развитие – обучение».
Работа с родителями и семьями – направление наиболее сложное. Характер взрослого человека, его взгляды на жизнь и окружающий мир уже сложились, и взрослого гораздо тяжелее убедить и переубедить в чем-то.
Из причин, мешающих проводить работу по сохранению и укреплению здоровья детей, родителями отмечены следующие: занятость и нехватка времени, страх от неимения опыта в этом деле, а также опасения простудить ребенка, незнание методов закаливания, лень.
Порой родители не чувствуют ответственности за воспитание своих детей в полной мере и ищут виновных в их нарушенном поведении и вредных привычках. Для решения этой проблемы разработан план по вовлечению родительского коллектива в жизнедеятельность ДЮСШ, основной целью которого является формирование единой системы деятельности по здоровьесбережению детей. Согласно плану проводится работа, направленная на формирование физической культуры личности, ориентированная на основные компоненты здорового образа жизни.
Деятельность педагогического коллектива ДЮСШ по организации работы с родителями по воспитанию здорового образа жизни у обучающихся реализует следующие цели:
просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми;
консультативная – совместный психологический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процесс приобретения им общественных и учебных навыков;
коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями,  опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.      
Задачи:
повышение уровня родительской компетентности, психолого- педагогической культуры родителей;
расширение содержания и форм деятельности с семьей по воспитанию здорового      образа жизни воспитанников;
создание условий для активного участия родителей в организации образовательной досуговой деятельности.                          
Основные способы общения родителей и педагогов:
родительские конференции, собрания, лектории, индивидуальные встречи, консультации, круглые столы по темам: «Рациональная двигательная активность», «Об отношении к окружающим», «Нетрадиционные методы оздоровления ребенка», «Движение для здоровья», «О правильном питании», «Основа режима для школьников», «Развитие дыхательного аппарата», «Здоровый ребенок», «Здоровьесберегающие компоненты организации учебного процесса в условиях ДЮСШ». Семинары- практикумы, педагогические дискуссии «Умеете ли вы любить своего ребенка?», ролевые игры «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел с тренировки» клуб интересных и полезных встреч со специалистами;
информационно- наглядная пропаганда, средства телекоммуникации;
работа телефонной линии, по которой родители могут связаться с педагогами или получить консультацию;
средства телекоммуникации и регулярной почты;
создание родительского комитета;