Внеклассное мероприятие Кара жорга посвящен казахскому национальному танцу летящего скакуна


Кара жорга сөздері
   Текст песни Кара жорга 
Қара жорға болмаса, бидің сәні келер ме,
Қос етек көйлек кимесе, қыздың сәні келер ме.
Ал қанекей жолдастар, біреуің шық тойбастар,
Той дегенде дейді екен, домалайды қу бастар.
 
Ал қалайық билеңдер, билеңіздер сүйгенмен,
Басыңыздар шаттанып, қара жорға биіне.
Қоссын барлық бейнеге, қан тарасын денеге.
Қара жорға болмаса, тойдың сәні келер ме.
 
Қара жорға ойнаңдар, қой десе де қоймаңдар,
Қос жүректің шаттығын, дәл осылай тойлаңдар,
Келе бермес ыңғайға, дәл осындай күн қайда,
Ойнаңыздар жамағат, билеңіздер мұндайда.
 
Шалдар жүрсе шаттанып, жанарынан от жанып,
Би билесін майданда, кемпіріне мақтанып.
Кемпір жүрсін кеңкілдеп, ақ жаулығы желкілдеп,
Шалдарына көз қысып, би билесін селкілдеп.
 
Биле женгем билегім, мына тойдың гүлі едің,
Ағалардың қалайда, дыр-дыр еткіз жүрегің.
Салауатты ағасы, азаматтың сарасы,
Билеп жатқан сылқылдап, келіншектерге қарашы.
 
Биле-биле жігіттер, жанып тұрған үміттер,
Шыққанынша тоқтама, маңдайынан тұнық тер.
Биле қыздар бұралып, сауық сайран құратып,
Жауласын бір от сезім, жүректерде сұралып.
 
Қыздар солай маздасын, жүрек қылын қозғасын,
Көрген кезде жігіттер, талып түсе жаздасын.
Ғашықтарда тіл қатып, жүректерді жыр қатып,
Қыз бен жігіт қосылып, билеу деген бір бақыт.
 
Биле-биле сұлуым, қандай ғажап күлуің,
Сыртылдасын саусағың, былқылдасын бұының.
Анау тұрған бойжеткен, сүйкімді еді-ау ой неткен,
Талайлаған жігіттің, жүректерін сөйлеткен.
 
Қара жорға болмаса, бидің сәні келер ме,
Қос етек көйлек кимесе, қыздың сәні келер ме.
Қара жорға ойнаңдар қой десе де қоймаңдар,
Қос жүректің шаттығын, дәл осылай тойлаңдар. 
«Танец летящего скакуна в расшифровке значения «Кара жорга»»
Методическая разработка внеклассного мероприятии на тему «Кара Жорга»
Разработала : Камзина Д.Р.
Описание работы: Данная разработка будет полезна для классных руководителей, работающих во 2 классах.
Цель: на примере народного танца Казахского народного Кара жорга познакомить учащихся с традициями казахской национальной культуры.
Задачи:
- суммировать имеющиеся у учащихся знания о традициях и обычаях казахской культуры.
- формировать представление учащихся о прекрасном, посредством танцевального искусства казахского народа- вызвать чувство восхищения и гордости за достижения в культуре своей страны.
Подготовить: Видеосюжет к мероприятию, текст к песне-танцу, фонограмму (плюс и минус песни) наглядные пособия.
Ход мероприятия:
Учитель: Сегодня на нашем классном часу мы затронем актуальную тему нашей современности, совершив заочное путешествие в глубь веков, поговорим о танцевальной культуре казахского народа. Почти все музыкально-танцевальное искусство основывается на легендах.
Итак, вашему вниманию легенда о зарождении танца «Кара жогра»
На нашем классном часу помощниками проведения классного часа будут учащиеся вашего класса, которые выступят в роли искусствоведов.
Итак , предоставим слово первому искусствоведу.
Искусствовед № 1:
Легенда гласит, что танец “Кара жорга” зародился на просторах казахской степи в глубокой древности. Когда-то дочь одного казахского бая вместо приданого попросила у отца черного иноходца. Отец не смог отказать любимой дочери и решил подарить ей своего лучшего скакуна. Напоследок баю захотелось посмотреть на стремительный бег любимца.
Учитель: Спасибо Искусствоведу №1
А сейчас продолжая разговор на эту тему предоставляем слово Искусствоведу №2
Искусствовед №2:
Наблюдая за летящим по просторам степи грациозным скакуном, присутствовавший на скачках акын сочинил кюй. Услышав его ритмы, люди придумали танец “Кара жорга”, который отражает плавный и стремительный ритм и грацию скакуна. Конь – составная часть жизни казахского народа, образ его жизни, поэтому казахи подражали грациозным движениям лошади.
Учитель:
Каждое движение танца имеет свое значение, его можно прочитать. В танце очень хорошо работают плечевые, голеностопные, коленные суставы, суставы кистей. Танец полезен тем, кто ведет малоподвижный образ жизни, имеет больные суставы, слабые мышцы. Ну а девушки научатся красиво работать в танце руками, демонстрировать парням свою пластику, нежность, красоту. У неподготовленных людей первое время с непривычки могут болеть суставы, но потом все пройдет.
А сейчас дадим слово 3 Искусствоведу, который с нетерпеньем ждал своей очереди. Итак вам слово:
Искусствовед №3:
– Так получилось, что в революционные годы древний танец “Кара жорга” был незаслуженно забыт. А недавно вместе с этническими казахами он вернулся к нам, на историческую родину, из Китая. Мы решили популяризовать этот очень красивый, самобытный танец. Надеюсь, усилия нашего канала, других людей, которые занимаются популяризацией танца, приведут к тому, что его будут танцевать на всех вечерах, юбилеях и взрослые, и дети. Ведь исполняем же мы танцы других народов – грузинские, украинские, узбекские...
Учитель: А сейчас я предоставляю слово редактору журнала « Музыкальная жизнь» который, расскажет о влиянии музыки на здоровье человека ,в особенности казахского национального танца Кара Жорга. Не жалеем ладошек, встречаем редактора журнала «Музыкальная жизнь».
Редактор журнала «Музыкальная жизнь»:
Считалось, что у казахов нет мужского танца. На самом деле вот он, настоящий мужской и женский танец – “Кара жорга”. Но это не просто древний танец. Уже и врачами не раз доказано, что этот танец оказывает профилактическое и лечебное воздействие. Его можно танцевать вместо утренней зарядки. Клип будет сопровождаться вашими комментариями.
Учитель: А сейчас вашему вниманию видеоклип танца «Кара Жорга».
Учитель: Молодцы ребята вы очень увлеченно смотрели видеофильм , многие из вас сидя повторяли движения танцующих, и мне кажется что изюминкой классного часа станет собственное понимание и исполнение танцевальных движений танца «Кара жорга».
Учитель: Так ,я попрошу вас выстроиться в 2 линии лицом к лицу, в одну сторону мальчики, в другую- девочки.
Я как практикующий учитель буду показывать вам движения, а вы по очереди будете их повторять. Будьте внимательнее, в танце Кара жорга очень много, я лишь покажу вам некотроые.
Звучит музыка танца Кара жорга ,дети за учителем разучивают движения.
А сейчас пригласим редактора журнала и он поможет нам спеть под музыку танца 2 куплета,и так вашему вниманию текст для запоминания.
Қара жорға болмаса, бидің сәні келер ме,
Қос етек көйлек кимесе, қыздың сәні келер ме.
Ал қанекей жолдастар, біреуің шық тойбастар,
Той дегенде дейді екен, домалайды қу бастар.
 
Ал қалайық билеңдер, билеңіздер сүйгенмен,
Басыңыздар шаттанып, қара жорға биіне.
Қоссын барлық бейнеге, қан тарасын денеге.
Қара жорға болмаса, тойдың сәні келер ме.
После заучивания слов песни и танца Кара жорга всем присутствующим на мероприятии в подарок исполнение песни-танца КараЖорга.
Итог мероприятия. Учитель: Ну что ж ребята здорово вы танцевали, великолепно пели, а теперь вашему вниманию искусствоведы подготовили вопросы касающиеся темы.
Вопросы:
Искусствовед №1: Какая легенда лежит в основе танца Кара Жорга?
Искусствовед №2: В чем заключается сила танца Кара Жорга?
Искусствовед №3:Как танцевальные элементы влияют на здоровье человека?
Итог.
В заключении хотелось бы поблагодарить всех присутствующих на классном часу! Мне кажется что не один учащийся не остался равнодушным. И каждый уйдя с классного часа остался гордым за культуру своей страны, с богатыми обычаями и традициями.