Непосредственная образовательная деятельность Матрёшка-символ России

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большовская основная общеобразовательная школа имени М.Д. Чубарых»
структурное подразделение
«Большовский детский сад «Матрёшка»
















Непосредственная образовательная деятельность на тему:
«Матрёшка – символ России»
образовательная область
Художественно – эстетическое развитие





Подготовила и провела
воспитатель
Кованова
Юлия Игоревна







2016
Непосредственная образовательная деятельность
Тема занятия:
«Матрёшка – символ России»
Образовательная область:
художественно-эстетическое развитие

Интеграция образовательной области:
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Физическое развитие»

Цель: знакомство с народным промыслом русского народа и самой популярной игрушкой (символом России) через народный фольклор

Задачи:
Познакомить детей с русским прикладным искусством;
Познакомить детей с историей народной игрушки, особенностями её росписи;
Формировать интерес к народному творчеству и традициям;
Учить аккуратно работать с цветной бумагой, ножницами и клеем;
Развивать творческую фантазию детей;
Развивать мелкую моторику рук;
Воспитывать у детей бережное отношение и любовь к изделиям народного творчества;
Прививать любовь к русской культуре;
Воспитывать у детей желание самим создавать по мотивам русского народного творчества.

Виды деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная, музыкальная, игровая

Материал (оборудование):
волшебная шкатулочка, ИКТ, бумажные силуэты матрёшек, заготовки из цветной бумаги, клей, ножницы, салфетки по количеству детей, русские народные костюмы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент
Дети под русскую народную музыку входят в группу и становятся полукругом.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в далёкое путешествие, в прошлое, чтобы познакомиться с народным творчеством наших предков и путь наш будет долгим:
(Дыхательная гимнастика)
- Едем на поезде (дети встраиваются в колонну и изображают движение поезда),
- Теперь полетим на самолёте (дети изображают звук и движение самолета)
- Ребята, кажется, мы прибыли! (Воспитатель подходит к домику).

Основная часть
- Пойду, посмотрю, кто там живёт!
(Воспитатель входит, надевает русский народный сарафан, платок и выходит к детям)
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Матрёна! Скажите, вам нравится мой наряд? Как называется такое платье как у меня? (Дети отвечают: сарафан)
- Что у меня на голове? (Платок)
- Чтобы узнать, какая русская игрушка носит сарафан и платок, отгадайте загадку:
ЗАГАДКА
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока,
А внутри секреты есть,
Может три ,а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Наша русская(матрешка)
-Посмотрите у меня есть волшебная шкатулочка ,а в ней настоящая матрешка(Воспитатель показывает детям матрешку и как она раскладывается .Игровое упражнение»Разберем матрешек по росту»)
-Что за наряд на матрешке ?Сарафан ,платочек)
-Как называется узор на ее наряде?(Роспись)
- А вы знаете, что у разных мастеров и матрёшки разные?
Показ презентации
Матрешка из села Загорска-Заморская матрешка.Посмотрите на нее-округлая,одета в сарафан,кофту с вышивкой,поверх сарафана передник с вышитым узором или цветами,на голове платочек.На всем наряде ее декоративная роспись.Эти узоры называются пеструшкой.
Семеновская матрешка.Мастерят их в городе Семенове.Главное в росписи этой матрешки-букеты цветов на фартучке.
Матрешка из Полхов-Майдана.Ее наряд украшен цветами,лепестками,ягодами.
Практическая часть
- Посмотрите, ребята, я для вас приготовила заготовки, чтобы вы как истинные русские мастера могли сделать настоящих матрёшек. А так как в разных деревнях они разные, то и мы будем делать разных, но для начала немножко разомнемся.

Физминутка
Украшай матрешек смело,
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Чтоб матрешек украшать,
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали-сжали,
Кулачки разжали-сжали.
Вот и пальчики размяли.
-Приступаем за работу!
Самостоятельная деятельность детей
(Младшим детям раздаются шаблоны и цветы для украшения. Детям старшего возраста – цветная бумага, шаблоны)

Наклеивание деталей

- Молодцы, ребята! Очень яркие у вас получились матрёшки! Скажите, вам понравилось создавать наряд? (Ответы детей)
- Какая получилась матрёшка? (Ответы детей)
- Ваши матрёшки такие разные и непохожие друг на друга!
-У меня есть стихотворение о наших чудесных матрешках!


Чтение стихотворений о матрёшке
Вот сколько кукол деревянных,круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у вас живут,
Всех матрешками зовут!
Кукла первая толста,а внутри она пуста.
Раскрывается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой-будет третья во второй.
Половинку отвенти,плотную,притертую-
И сумеещь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая,куколка пузатая!


Итог занятия. Рефлексия
Воспитатель:
- Ребята, что мы сегодня нового узнали о матрёшках? (Ответы детей) - В чем вы испытали сложность? (Ответы детей)
- Что вам понравилось? (Ответы детей)
- Как вы думаете, у нас получилось создать необычных и красивых матрёшек? (Ответы детей)
- Да! У вас все получилось! Вы молодцы!






15