Воспитательское занятие «Учимся принимать решения»


ГКОУ Шафрановская санаторная школа-интернат
Воспитательное занятие
6 класс
Тема «Учимся принимать решения»
Воспитатель: Аипова Р.Т.
с. Шафраново, 2016 г.
Цель:
формирование умения принимать правильное решение в зависимости от ситуации.
Задачи:
1) рассмотреть ситуации, требующие принятия того или иного самостоятельного решения, часто встречающиеся в школьной жизни;
2) помочь осознать степень ответственности за принятое решение, и его последствия;
3) рассмотреть приемы, помогающие принимать решения.
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Форма проведения: дискуссия.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, фломастеры, лист ватмана А4 (либо специальная доска), таблички с надписями «ЧУВСТВА», «РАЗУМ»; 11 бумажных самолетов, видеоролик «Круговорот добра».
Ход занятия:
Организационные моменты.
Ребята, Здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга. Сегодня у нас очень интересная тема для обсуждения. С этим явлением мы часто сталкиваемся в жизни и от того, насколько хорошо мы умеем это делать, зависит, как хорошо будет складываться наша жизнь. Поэтому прошу быть всех внимательными, принимать активное участие, надеюсь на нашу с вами плодотворную работу.
определение темы занятия:
«Цепь событий».
А о чем пойдет речь, вы должны определить сами. Что же за таинственное умение, которое необходимо каждому, и от которого зависит, будет ли наша жизнь хорошей или вообще прекрасной?
Итак, разберем простую житейскую ситуацию.
На слайде фото бездомного котенка, на доске лист ватмана для схематического разбора ситуации, в руках педагога фломастер.
Педагог: Посмотрите на этого котенка. Он вам нравится? Какие чувства он у вас вызывает? А он, между прочим, бездомный, ничей. Вам его жалко? У меня возникает вопрос: «Пройти мимо или Позаботиться о нем».
Ребята, предлагают возможные в данной ситуации варианты ответов: «забрать», «подойти», «пройти мимо».
Педагог, совместное с ребятами коллективное обсуждение ситуации, сопровождает одновременным построением схемы развития событий фломастером на ватмане.

Педагог: Каждый из предложенных вариантов ответа предполагает возникновение уже других вопросов. Какие могут быть ситуации дальше?
Ребята снова предлагают возможные ситуации развития события.
Если «забрать», то «прятать (если родители не одобрят твое решение)» или «просить помощи у взрослых (ведь самостоятельно ты пока не сможешь обеспечить за ним уход)»;
Если «подойти», то возможно «покормить» или «отнести в приют»
Итак, далее, идет обсуждение.
Педагог: Ребята, возможно, вы просто шли в магазин или к другу, или вообще, у вас были планы на вечер, а тут встреча с котенком. В голове у вас начинают возникать вопросы, вы быстро ищите на них возможные ответы, затем из них выбираете наиболее правильный на ваш взгляд ответ и начинаете по нему действовать. Как в жизни называется это явление, происходящее с каждым человеком, когда в жизненной ситуации он быстро выбирает возможный ответ и начинает действовать? (Принимать решение)
Правильно тема нашего занятия: «Учимся принимать решения».
Схема на ватмане, которая получилась у нас с вами при обсуждении вроде бы совсем простой ситуации, встречи с котенком показывает, насколько сложно принимать решения, потому что возможно много вариантов ответов, из которых нужно выбирать. И насколько это ответственно принимать решение, так как могут случиться разные последствия иногда и плачевные.
Какая будет цель нашего занятия, отталкиваясь от его темы? (Научиться принимать решения).
Сформулировать задачи нашего занятия, может помочь крылатое выражение: «Учиться надо на чужих ошибках».
Рассмотреть разные ситуации принятия решений;
Проанализировать эти ситуации;
Сделать вывод, что значит принимать решение.
2 часть: «Выбор в борьбе»
Педагог: Принимать решение – это сложно. Часто, в нас как будто борются две личности. И каждая из них считает себя правой. А наша задача – сделать правильный выбор, о котором вы потом не пожалеете.
Сейчас мы будем учиться принимать решения. Для этого разыграем сценки. Разделимся на группы по три человека. Представим, что мы на ринге, где борются «Чувства» и «Разум». Один из вас будет в роли бойца чувств, который склоняет главного героя действовать под импульсом нахлынувших переживаний, а другой – бойца разума, который пытается оправдать «виновника» ситуации и склонить главного героя поступать согласно чести. А третий будет главным героем, в голове которого идет бой. Он должен принять решение. По окончании предполагаемого боя главный герой должен поднять руку победителя и объяснить нам, почему он сделал такой выбор.
Ситуации:
Мимо проходящая девочка наступила случайно тебе на ногу.
Ты выбегаешь без куртки в холодную погоду. Воспитатель кричит тебе «Сорванец, вернись и надень куртку немедленно! Не хватало тебе заболеть! Кто тебя лечить будет?!»
3. Ты пыталась, но не смогла в очередной раз выучить урок. Учитель на это говорит: «Бестолковая ты голова! Что из тебя только вырастит!»
Обсуждение актуальности разыгранных ситуаций, принятых главным героем решений.
Педагог: Разыгранные вами ситуации помогли сейчас нам с вами посмотреть со стороны на ситуацию принятия человеком решения. Давайте попробуем сделать вывод, какие умения важны при принятии решений?
(Ответы: Умение поставить себя на место другого участника ситуации, умение держать себя в рамках общих правил поведения).3 часть: «Быстрый выбор».
Педагог: Жизнь не всегда дает нам время подумать, в момент принятия решений. Бывает, происходит так, что решение необходимо принимать быстро. Сейчас, предлагаю проверить насколько вы готовы быстро принимать решения.
Для этого всем желающим поучаствовать предлагаю взять из мешочка бумажный самолет, можете взять два. Каждому участнику я задам ситуацию, в которой он не задумываясь долго должен быстро озвучить свое решение, как он поступит. В зависимости от вашего ответа я буду просить вас смять самолет или его сохранить.
Ситуации:
Взрослых нет дома. Услышав звонок в дверь, ты:
(спросишь: «Кто там?», посмотришь в глазок и откроешь только знакомому);В помещении возник пожар. Комната задымлена. Твои действия:
(нагнешься, прикроешь нос и рот влажным полотенцем и побыстрее выйдешь)
В квартире запахло горелой резиной. Что будешь делать:
(Найдешь источник запаха и постараешься устранить причину, либо звонить 03)
Ты далеко заплыл и у тебя свело ногу. Твои действия?
(не паниковать! позвать на помощь, либо постараться разогреть ногу руками и аккуратно доплыть до берега на спине)
Ты играешь с другом на игровой площадке. Он падает с турника, кричит от боли и не может встать. Твои действия? (Не трогать и позвать взрослых, либо позвонить 03)
*Ты идешь по улице и видишь, как на котенка напала собака. Твои действия? (Ответ без оценки, оставляю открытым для размышлений. Выбор совести и здоровья.)
Гуляя в лесу, ты нашел очень аппетитные, но неизвестные тебе ягоды. Что решишь? (Не есть незнакомые плоды)
*Ты идешь по своим делам и замечаешь, как твоего друга обижают ребята явно сильнее вас обоих. Сделаешь вид, что не видишь или подойдешь? (Ответ без оценки, оставляю открытым для размышлений. Выбор совести и здоровья)
Выйдя из магазина, ты заметил, что случайно прихватил с прилавка товар за который не расплатился. Что делать? (Вернуть товар)
Младший по возрасту и по статусу огрызается и нагло ведет себя с тобой. Как быть? (Нужно уважать всех)
Весь класс решил сбежать с урока. А ты? Что делать будешь? ((Ответ без оценки, оставляю открытым для размышлений. Вопрос доверия и совести).Педагог: Как вы думаете, почему некоторые самолетики я просила смять?
(Так как решение принято неверное). Коллективное обсуждение некоторых решений.
Педагог: Эти самолетики олицетворяют ДОВЕРИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЧЕСТЬ. Посмотрите, эти понятия также хрупки, как эти самолетики, которые легко смять. К этим понятиям нужно относиться бережно. Одно неверно принятое вами решение может привести к потере и доверия и здоровья и чести, не оставив вам ни одного шанса вернуть их.
Рефлексия: «Выбор в пользу добра».
Педагог: Ребята, принимать решения - сложно? (Да.)
Кому было сложно сегодня, поднимите руки?
Ребята, принимать решения - ответственно? (Да)
Кто почувствовал, что за свое решение ему придется отвечать?
Ребята, принимать решения - страшно? (Да)
Так вот, ребята в заключении мне хочется отметить, что при принятии решений:
Когда мы переступаем черту сложности, мы получаем СИЛУ.
Когда берем ответственность, мы получаем ВЛАСТЬ (в той или иной степени)
Преодолевая страх, что мы получаем СМЕЛОСТЬ.
Но все эти качества вы можете получить только в одном случае, если принято правильное решение. А как понять, что решение правильное?
Коллективное обсуждение.
Педагог: действительно, если решение принято в пользу добра и честности!
Дорогие ребята, всегда старайтесь идти «дорогою добра». Это сложно, это ответственно, это страшно. Но этот путь самый правильный. Приняв правильное решение, вы почувствуете, как расправились ваши плечи, поднялось ваше настроение, и все люди вокруг вам улыбаются. И это есть счастье!
Демонстрация видео. «Круговорот добра». Самоанализ
Целью воспитательного мероприятия ставила – показать детям на примерах жизненных ситуаций сложность принятия решения и ответственность за него.
В первой части занятия в целях раскрепощения ребят, создании ситуации доверия использовала коллективное обсуждение, так как дети чаще замкнуты и вступают в дискуссию по одному неохотно.
Во второй части запланировала рассмотреть более детально ситуации с которыми, по моему мнению, чаще всего дети сталкиваются в своей повседневной жизни. И по моим наблюдениям эти конфликтные ситуации вводят их в замешательство и в растерянность. Хотела научить детей иначе (или со стороны) смотреть на бытовые конфликты, чтобы они были к ним готовы.
В третьей части, предложив детям так называемый блиц опрос, рассчитывала продемонстрировать, сложность ситуаций, в которых нужен быстрый ответ, и важность правильного решения в таких случаях.
При планировании воспитательного занятия учитывала то, что дети имеют ограниченный словарный запас. Чаще всего они неуверенные в себе, бояться ответить неправильно и попасть впросак, в связи, с чем не сразу вступают в открытый диалог.
Опасения были оправданы частично. Дети активнее обычного участвовали в дискуссии и охотно шли на контакт. Наблюдала их заинтересованность в происходящем и заметила процесс их внутренних размышлений по ходу занятия.