Образовательная программа по кукольному театру для школьников


Пояснительная записка
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его
неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-
образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития
младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-
игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой
деятельности в процессе театральной деятельности.
Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в
занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир
музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно
общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка
потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых не
подозревают ни ребёнок, ни его родители.
Программа предназначена учащимся 1-4 классов начальной школы. Срок реализации
программы- 3 года, по два раза в неделю. В результате занятий в кружке ребёнок должен научиться работать в коллективе,
творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.
Цели и задачи
Цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и
чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие
способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию,
концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.
Основные задачи:
1. Знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, варежковый, теневой, кукольный)).2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения
образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Программные задачи:
1.Прививать любовь к сценическому искусству.
2.Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами
театрального искусства.
3.Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа,
используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
4.Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение,
быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность,
контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других
детей и сравнивать со своими действиями.
5. Учить действовать на сценической площадке естественно.
6. Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать
над интонационной выразительностью речи.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный
вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на
площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев
спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность,
образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;
упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-
эстетические качества.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и
свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию,
разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию;
произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце
слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять
словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями,
профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура
зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами
театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с
пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с
воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и
предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
пополнять словарный запас, образный строй речи.
Итоги занятий будут подведены в форме постановки небольшой пьески с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов школы.
Содержание курса
1. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии.
Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах,
действии, сюжете и т.д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие
«кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы (движение рук, головы куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
2. Устройство ширмы и декораций
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления
(декорации, свет, цвет, звук, шумы и т.п.) спектакля кукольного театра. Первичные
навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объемных
декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.). Понятие о
физико-технических свойств материалов для изготовления театрального реквизита.
Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.
3. Особенности изготовления кукол.
Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления
различных частей куклы. Порядок изготовления головы куклы (куклы-девочки, зайца, волка, медведя, деда, бабушки и т.д.).
Изготовление одежды кукол. Понятие о терминологии изготовления различных
кукольных персонажей. Практическая работа: изготовление различных кукол.
4. Речевая гимнастика.
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного
спектакля (детей, взрослых, персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции.
Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития.
Посещение спектакля кукольного театра.
Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.
5. Особенности работы кукловода.
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движений
куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного
артиста-кукловода.
Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков
движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актер, режиссер, художник, костюмер, гример, осветитель и т.д.).
Практическая работа: расчет времени тех или иных сцен, мизансцен и протяженности
всего спектакля.
6. Выбор пьесы
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание
ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление
аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст)
с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции.
Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актерском мастерстве и о
художественных средствах создания театрального образа. Драматургия. Сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых
обстоятельствах на сцене.
7. Генеральная репетиция. Спектакль.
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка
ширмы и размещение всех исполнителей (актеров). Звуковое, цветовое и световое
оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом,
сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение
гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол, декораций);
показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре
школьных кукольных театров.
Основные знания и умения:
- знать основные слова, связанные с театром (театр, занавес, декорация, режиссер, бенифис и т. д.);- знать и уметь как себя вести в зрительном зале и на сцене;
-уметь управлять куклами;
-уметь использовать жесты и мимику.
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение
1. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре.- Л.:
Дет. лит., 1990.- 159с., ил.
2. Лежнева С.С., Буталова И.И. Сказка своими руками: Минск:
Полымя, 1995.- 63с., ил.
3. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек- сувениров:
пособие для руководителей кружков.- М.: Просвещение, 1983.-176
ил.
4. От Зимы до Осени: Фольклорный праздник в школе.- М.: Дет.
лит., 1982.- 192с.. ил.
5. Путешествие в антресолию или чудесное превращение перчаток в.
М.: СП «Авангард- ХХвек». 1990.-18с., ил.
6. Царев М. И. Мир театра: Просвещение, 1987.- 255с.