Разработка урока по кубановедению на тему Промыслы и ремесла на Кубани. (2 класс)


Кубановедение. 2 класс.
Тема урока: Промыслы и ремесла на Кубани.

Задачи:
1. Познакомить с видами промыслов и ремесел на Кубани.
2.Способствовать привитию интереса к урокам кубановедения.
3.Развивать любознательность, расширять кругозор, знания старины, творчество, трудовые навыки и умения.
4. Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край, уважение к людям различных профессий.
Оборудование: выставка изделий народных промыслов, мультимедийная презентация.
Ход урока.
I. Орг. момент. Сдача рапорта атаманом.
II. Введение в тему урока.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в интересное и увлекательное путешествие в прошлое . (1 слайд)
Легенда.
Давно это было, Господь призвал к своему трону все племена человечества и начал делить по справедливости между ними землю. Все народы получили полагающиеся им угодья, дабы жить счастливо, мирно и безбедно. И вдруг предстает перед создателем человек, уставший, наработавшийся до пота.
И сжалился Господь над опоздавшим, который в заботе о хлебе насущном не поспел вовремя. И наградил он его за смиренность и великое трудолюбие оставленным для себя уделом. А было в этом уделе все, что есть на земле: плодородные равнины и крупные горы, бурные моря и полноводные реки, густые леса и неоглядные степи.
- В этой легенде вся наша Кубань.
(2 слайд)
- Посмотрите на карту нашего края: сколько станиц, городов, хуторов и поселков, окружает столицу нашего края.
- Назовите города и станицы, которые вам знакомы.
- А кем знаменит любой населенный пункт?
- Конечно жителями, которые прославляют своим трудом свой край.
Земля моя приметная,
Заря моя рассветная,
Дороженька заветная,
Пшеничные поля.
Отцы, чья стать не старится,
Сыны, что делом славятся
Ты все – Кубань моя.
- А сейчас мы с вами проведем «мозговой штурм» и разгадаем кроссворд.
1714500180848000171450011404601.
001.
2857500114046000262890011404605
005
171450013646150017145001588770003086100114046000308610069151500217170011404600024003001140460002171700158877000194310011404600021717009163050021717006915153.
003.
217170013646150024003002432050024003004673600024003006915150024003009163050030861009163050030861004673607
007
2400300190504
004
24003001364615002400300158877000240030018084800028575009163056.
006.
26289001808480002628900158877000262890013646150028575001808480002857500158877000285750013646150019431001808480001943100158877000194310013646150019431009163052.
002.

1.Не летит, не пьет, в воде клюет. /Рыба./
2.Хлопотун Егорка
Взялся за уборку,
Впляс по комнате пошел,
Оглянулся, чистый пол! /Веник/
3.У реки стеной стоит и все время шелестит. /Камыш/
4.На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается и вытирается. /Полотенце, рушник./
5. Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп , да ложки. /Стол/
6.Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. /Глина/
7. Как написать одним словом « сухая трава»? /Сено/
- Ребята, давайте все вместе прочитаем, какое ключевое слово получилось? /ремесло/
- Что такое ремесло?/ Профессиональное занятие, профессия/
- А что такое промысел? /Добывание чего-нибудь, добыча, охота./
III. Работа по теме урока.
- Прочитайте тему урока.
- По данной теме можно предположить, о чем пойдет речь на уроке?
- С какими промыслами и ремеслами на Кубани вы знакомы? (Работа в режиме поиска)
/ Земледелие, скотоводство, рыболовство, охота, кузнечное дело, гончарное дело, обработка дерева, ковроплетение, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти/ Коренные жители станиц – казаки издавна занимались земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое- либо мастерство занимались этим лишь «для своих нужд». Люди устраивали свой быт, изготавливали мебель, посуду, украшали свой дом, свою одежду. Таким образом, развивались промыслы и ремесла.
- Ребята, сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
- Расшифруйте название ремесел, о которых мы будем говорить на уроке.
ГОНплевытеЧАРшивНОЕкание- Итак, гончарное дело.
Никого не может оставить равнодушным работа гончара на гончарном круге. Это очень большая трудоемкая работа, требующая огромного терпения. Без него не подпускают ученика к гончарному кругу. Вы эту картину можете увидеть в учебнике (стр. 45)
Слайд. Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. Станица Пашковская обладала лучшими на Кубани залежами гончарной глины. Поэтому мастерство Пашковских гончаров славилось. Существовала даже пословица: «Не боги горшки обжигают, а пашковцы». В основном выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки – свистульки для детей в виде петушков(кочетов), утиц, баранчиков, глину так же использовали для изготовления сувениров, черепицы. Форма сосудов была простой, разнообразной и зависела от назначения данного изделия в быту. Из глиняной посуды самым распространенным был «глэчик» - горшок с широким высоким горлом. В этой посуде и в наши дни хранят молоко, сметану . Особого мастерства требовало изготовление кувшина. Считалось, что если сосуд «дышит» , сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил в него частичку души. Для варений и солений, замешивания теста использовались «макитры», для масла- «кубышки» . Изготавливали так же различные миски, плошки. Гончары процарапывали рисунок на поверхности изделия или наносили волнообразные полосы ангобом (белой глиной). Для водостойкости керамическая посуда покрывалась глазурью. На Кубани использовали в основном зеленую и коричневую глазурь. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. В настоящее время традицию гончарного мастерства продолжают керамические мастерские под руководством Виктора Туркова ( г. Краснодар), Алексея Михайловича Максименко (ст. Холмская.)
- Ребята, давайте еще раз хором прочитаем диалектные (устаревшие ) слова.
- Что такое «глэчик»?
- Что такое «макитра?
Слайд. Вышивка.
Искусство вышивания возникло много веков назад, оно всегда ценилось на Кубани. В каждой семье, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. Молодая девушка к свадьбе должна была приготовить не менее 40 рушников: ( к каждому семейному событию: свадьбе. постройке дома, рождению детей и др.) Неумение ткать и вышивать считалось большим недостатком у женщин. Вышивали полотенца-рушники, праздничные рубахи, наволочки, простыни, скатерти. В вышивке использовали геометрический, растительный и животный орнамент. Вышивали на домотканном полотне черными и красными нитками гладью и крестом. Каждая линия, каждый знак вышивки имели свой смысл.
В кубанской вышивке изображали солнце – как символ тепла и жизни, женскую фигуру или цветущее дерево – это символ плодородия земли,
птицы – символ весны, просыпающейся жизни.
Наши предки верили, что вышитые полотенца и скатерти в доме были не только для украшения, но они ограждали от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто ее носит, поэтому располагалась на груди, у ворота, подоле, рукавах.
Когда казаки уходили на войну, женщины им дарили вышитые своими руками рубахи, рушники, платочки, чтобы вдали от дома те охраняли их и напоминали о родных.
В небе солнца золотой клубочек
Сыплет нити лучиков- огней,
Собирают их девичьи руки
И узоры шьют на полотне.
Как нарядны рушники, рубахи, скатерти, украшенные разнообразной вышивкой! /Появляется слово: рушник/
-Прочитаем хором слово.
- Как сейчас мы назовем этот предмет? (полотенце, украшенное по краям вышивкой)
(Показ рушника) Рушник играл большую роль в жизни людей. Ни один обряд-ритуал не обходился без него. В поте лица своего люди добывали хлеб насущный, и когда он появлялся на столе, его клали как святыню на рушник.
Начинали вышивать рушник с детства. Девочку учили вышивать, как только она могла держать иголку в руках, потому что рушники не быстро шьются. Крестик за крестиком, стежок за стежком при лучине в долгие осенние и зимние вечера. Вышивали девушки себе приданое, свадебные рушники. Вышивали и пели песни о своем суженом, казаке чернобровом. И сам рушник был, как песня, в которую женщина вкладывала свою душу–то веселье, то печаль, то надежду и любовь.
Многие мастера и сейчас владеют техникой вышивки, только уже используют разные яркие цвета ниток. Вот перед вами образцы вышивок современных мастеров.
Очень интересный вид народного искусства – плетение из лозы, соломы. Слайд. Лозоплетение на Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце 18 века. Из лозы плели жилища. Из прутьев орешника плели стены, а для того , чтобы были прочными, обмазывали глиной.
-Как называли такие жилища ?Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза. Из нее делали колыбели, погремушки, корзины, короба, (емкость для хранения зерна, овощей).
Плетением из соломы занимались в основном мужчины. Из соломы плели шляпы с большими полями./ брыль/, В качестве материала использовали рожь , она более прочная и гибкая. Сначала плели косичку(зубатку) длиной 15 метров. Затем шляпа сшивалась простыми нитками по форме. сшивали по краю зубатки. В знойное лето шляпа укрывала от жары во время сенокоса.
Слово: брыль.
Что это такое?
На Кубани солому широко использовали в хозяйстве. А чем именно? (в строительстве).
В наши дни мастера достойно продолжают традиции кубанского плетения. На рынках можно купить изделия на разный вкус – хлебницы, этажерки, декоративное настенное панно и даже мебельные гарнитуры.

- В начале XX века в крае стала развиваться торговля, появились ярмарки, базары, в которых ремесленники продавали свой товар.
Приходи, честной народ,
Всех вас ярмарка зовет,
Вот ремесленник трудяга,
Свой товар доставил вам
Он его не продает, а даром отдает
На ярмарке бывайте,
Ничего не забывайте.
На ярмарках люди не только покупали или продавали товар, но и веселились, шутили, играли.
IV. Физминутка. Народная игра «Подкова» Старинное кубанское поверье гласит:
« Кто подкову найдет, тому она счастье принесет» У кого подкова останется в руках – жди счастья./
- Передавая подкову, вы от души желаете друг другу добра и счастья, удачи и здоровья.
Продолжаем играть, в какую сторону наклоняемся, тот глаз и закрываем.
V. Работа с пословицами.А теперь поработаем с пословицей.
Слайд.
- Прочитайте пословицу.
- Назовите общерусский вариант.
- Как вы ее понимаете?
Хто любэ трудытся, таму биз дила нэ лэжитсяА) Работа в группах (по рядам). Найдите правильный вариант ответа. Соедините стрелкой с правильным ответом.
Этот предмет казак надевает на голову,
когда выходит на работу в поле .А в этой посуде хранят молоко и сметану .Попьет казак молоко, а чем он усы утрет?
Лукошко
Плошка
ГлэчикРушник
Макитра
Брыль
Рубаха
Миска
Скатерть
Б) Соедините стрелкой с правильным ответом.
1.Соломенная шляпа с широкими полями.
2.Горшок с широким высоким горлом.
3.Вышитое полотенце.
Лукошко
Плошка
Глэчик Рушник
Макитра
Брыль
Рубаха
Миска
Скатерть
В) К какому ремеслу относятся данные изделия?
(Соедини стрелкой)
1.Брыль вышивка
2.Глэчик плетение из соломы
3.Рушник гончарное дело
-Давайте побудем с вами мастерами – умельцами. Сделайте рисунок своего изделия. (работа учеников под музыку)
VII. Итог урока.
- И заканчивая наше знакомство с ремеслами, мне бы хотелось прочитать вам замечательные слова. (слайд)
Мало гордится искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций.
- Я думаю, что многие из вас захотят стать приемниками народных традиций, и может быть в будущем, своим ремеслом прославят свое имя и свой край.
-Назовите виды кубанских ремесел, с которыми мы сегодня познакомились.
-Что запомнилось? Что вас заинтересовало? О чем бы вы хотели продолжить разговор?
Дом. задание.
Нарисовать рисунок «Изделия кубанских ремесел»