Родительское собрание для средней группы Воспитание культуры поведения у дошкольников


РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Родители для ребенка — камертон: как
они прозвучат, так он и откликнется.
Цель: воспитание культуры поведения у дошкольников.
Задачи: актуализировать понятие «культура поведения»; определить основные аспекты воспитания культуры поведения у дошкольников; расширить представления родителей о значении воспитания культуры поведения в жизни дошкольника; привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать условия для обмена семейным опытом; вооружить родителей советами специалистов-психологов, педагогов по воспитанию культуры поведения у дошкольников.
Участники: родители, воспитатель.
Место проведения: помещение группы.
План проведения
1. Вступительный этап:
разминка.
Основная часть:
актуальность проблемы;
анализ результатов социологического исследования;
речевой этикет;
памятка «Правила поведения дошкольника»;
упражнения.
Подведение итогов собрания:
рефлексия.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
Приглашение родителей.
Проведение микроисследований.
Анкетирование родителей
Опрос детей и запись ответов на магнитофон
3. Оформление цитат:
«Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек» (Эпиктет).
«Умение себя вести украшает и ничего не стоит» (немецкая пословица).
«Дети — это счастье, созданное нашим трудом» (В. Сухом линскии).«Родители для ребенка — камертон: как они прозвучат, так он и откликнется».
«Хороший пример — наилучшая проповедь» (А. Чехов).
«Воспитатель сам должен быть воспитан» (К. Маркс).
«Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой» (А. Чехов).
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества» (Т. Рузвельт).
«Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях» (Ж.Ж. Руссо).
Организационный этап
Вступительный этап
(Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».) Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас. Как вы думаете, почему наше собрание началось с этой песенки?
Конечно, улыбка помогает нам показать доброе отношение и внимание к другим людям. И от этого у всех поднимается настроение и становится радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться внимательно и сердечно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.
Как вы думаете, как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно общаться? Верно, вежливым и воспитанным.
Итак, тема нашего собрания: «Воспитание культуры поведения у дошкольников».
День за днём мы занимаемся воспитанием.
Что такое воспитание культуры поведения? ( попросить родителей сформулировать )
Воспитание культуры поведения – это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок, правильных привычек.
Игра
1.Предлагаем передавая мягкую игрушку из рук в руки, каждому назвать по одной хорошей, правильной привычке (родители выполняют предложенное задание, например-не мусорить в общественных местах, не опаздывать и т.д.).
2.Следующим заданием будет назвать вредные, некрасивые привычки, передавая из рук в руки колючий мячик ( вмешиваться в чужой разговор, говорить бранные слова и т. д.)
IV. Основная часть
Актуальность проблемы
Культура поведения дошкольника — совокупность полезных для общества, устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Компоненты культуры поведения:
культура деятельности;
культура общения;
культура речи;
культурно-гигиенические навыки.
До родительского собрания мы побеседовали с детьми. Им были заданы следующие вопросы: «Какие вежливые слова ты знаешь?», «Кто такой вежливый человек?», «А ты вежливый?», «Почему?»
Предлагаем послушать наиболее интересные ответы.
(Включается магнитофонная запись с ответами детей.)
Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. Сегодня наш разговор о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но иногда не придаем им должного значения. А эти мелочи зачастую мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.
Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребенок и вдруг грубит, хлопает дверью... Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в детстве, что заложили в его душу от рождения до 10—11 лет.
Родители для ребенка — камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.
Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей. В нашей повседневной жизни мы больше всего страдаем от недостатка культуры в людях.
Много лет люди создавали правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, разговоре, приеме гостей и сервировке стола — словом во всем, с чем мы входим в общество. Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200—300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали.
Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Именно об этом наш разговор. Надеемся, что вместе мы найдем ответы на многие вопросы.
Анализ результатов социологического исследования
Обратимся к результатам анкетирования родителей.
1. Первый вопрос звучал так: «Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок?»
(Приводятся примеры ответов родителей.)
Педагогические задачи
Обеспечить условия для нравственного воспитания детей.
Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия.
Приучать общаться без свойственной возрасту крикливости.
Продолжать формировать образ «я». Помогать детям осознавать, кто они и какие они. Сообщать им разные сведения (ты девочка, у тебя серые глаза, ты любишь прыгать и т. п.), в том числе сведения об их прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о произошедших с ним изменениях (умеешь рисовать, танцевать).
Формировать доброжелательное отношение ко всем детям группы, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
Формировать такие качества, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку различать состояние человека, решать, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность.
Приучать к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
Учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами.
Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевальной и умывальной комнатах, в спальне и столовой.
Формировать навыки организованного поведения в детском саду, на улице.
Формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности.
Формировать умения выполнять действия в ходе режимных процессов.
Формировать бережное отношение к игрушкам, к труду старших.
— Так с чего следует начинать воспитание культуры поведения?
(Родители высказывают свои предположения, опираясь на опыт семейного воспитания.)
С создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. Учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки. Пусть иногда в комнате ребенка появляется фея в волшебном фартуке, в котором находится секрет. Пусть от нее придет записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которых он допускал оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску: если малыш вел себя прекрасно во всех отношениях — появится улыбающаяся маска феи, если слегка провинился — маска одного из гномов, если ведет себя совсем плохо — маска дракона.
2. Следующий вопрос анкеты звучал так: «Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?»
Одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример родителей. Именно вы, родители, — авторитет для ребенка. И именно с вас в первую очередь он берет пример во всем.
Представьте такую ситуацию. Мама забирает ребенка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребенок, заглядывая в группу, говорит: «До свидания». И мама с ребенком отправляются домой.
Как вы думаете, все ли правильно было сделано для привития ребенку правил культуры поведения? Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми.
3.Третий вопрос анкеты: «Перечислите методы, которые вы используете для привития ребенку навыков культурного поведения и хороших манер».
(Воспитатель перечисляет методы, которые указали родители в третьем вопросе анкеты: личный пример, чтение книг с ярким примером хороших манер, общение с авторитетными для ребенка людьми, постоянство и настойчивость в обучении, уважительное отношение друг к другу в семье, влияние общества (круг общения).)
Все эти методы имеют положительные результаты. В детском саду мы также используем методы и приемы, направленные на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок, обеспечивающие создание у детей практического опыта общественного поведения.
(Далее воспитатель предлагает родителям познакомиться с игрой «Ура и Фу», рекомендованной для детей 3—5 лет).
Предлагает игру «Ура и Фу»
Игра проводится 1 раз в неделю 5 – 7 минут. Следует задавать каждый раз не более - 10 вопросов. Игру можно проводить в любое удобное время. Взрослый предлагает поиграть в игру: «Я буду называть действия детей. Если они поступают хорошо, ты говори «ура», если плохо – «фу»
Прогулка
. Ломает лопатку.. Катает друга на санках.
. Кормит птичек.
. Ломает чужую постройку.
. Помогает почистить снег на участке.
Отношение к другим
. Делится игрушками.
. Кусается.
. Играет с ребятами дружно.
. Дерется.
. Щиплет за руку малыша.
. Бьет малыша рукой по лицу.
. пачкает друга краской.
. Толкает друга в снег.
. Заступается за девочек.
.Помогает малышу застегнуть пуговицу.
. Ломает игрушки.
. Не дает другим свои игрушки.
. Прячет чужую игрушку.
. Обсыпает песком малыша и т. д.
Отношение к животным
. Кидает камнем в кошку.
. Пинает ногой собаку.
. Кормит голодного котенка.
. Наливает птицам воды.
. Разоряет муравейник.
. Вытаскивает рыбок из аквариума.
. Кормит рыбок.
Отношение к природе
. Срывает цветы.
. Поливает цветы.
. Ломает ветки.
Отношение к вещам.
. Убирает игрушки.
. Рвет книги.
. Подклеивает книги.
. Чинит вместе с папой машинку.
. Отрывает у кукол ноги.
. Пачкает книги.
Речевой этикет
Ребенок усваивает родную речь, подражая близким, так называемым материнским способом, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.
Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.
А часто ли вы обращаетесь к своему ребенку в форме не приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете свое одобрение по поводу проявленной им вежливости? Задумайтесь над этим.
Памятка «Правила поведения дошкольника» (раздать)
Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с памяткой. Многие из советов, конечно же, проверены вами на практике и наверняка имеют положительные результаты.
(Звучит спокойная фоновая музыка. Родители читают памятку.)Чаще вспоминайте строки из стихотворения Агнии Барто:
Когда не ладятся дела,
Мне помогает похвала.
Вопросы для обсуждения
- Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребенка надо тогда, когда не все получается, авансом, или же следует хвалить только за результат?
- Как часто и за что вы хвалите своего ребенка: за самостоятельность, проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи?
Похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. В детском саду существует традиция — «Поговорим о хорошем», когда каждый получает похвалу в присутствии всех детей. Продолжайте и дома хвалить ребенка, и вы увидите, насколько быстрее он будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребенок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой тоже обязательно найдите возможность его похвалить и дома в присутствии родственников, соседей, друзей хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.
Упражнение «Поведение детей»
А сейчас мы предлагаем вам как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах. Если ваш ребенок:
выполняет данное правило, то вы кладете на стол фишку красного цвета;
не всегда выполняет или не совсем правильно — желтого цвета;
не выполняет совсем — синего цвета.
Варианты
Ребенок умеет мыть руки.
Моет их всегда перед едой.
Моет их после посещения туалета.
Умеет вытираться развернутым полотенцем.
Аккуратно складывает одежду.
Пользуется носовым платком по мере необходимости.
Зевает бесшумно.
Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто.
Благодарит за оказанную помощь.
Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
Не вмешивается в разговор без надобности.
При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
Не бросает на улице, в помещении бумажки, обертки и т. д.
Не говорит бранных слов.
Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой приемы: похвалу и упражнения.
ЦИТАТЫ (зачитывают родители)
Воспользуйтесь советами, которые вы сегодня услышали, и вы увидите, как мир вокруг начнет изменяться.
V. Подведение итогов собрания
Путь от формирования у детей представлений о хорошем до их правильного поведения очень сложен и требует постоянной кропотливой работы взрослых над развитием нравственного сознания детей.
Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность? На эти вопросы у каждого свой ответ будет сегодня, завтра, спустя многие годы, и зависеть он будет от нашего желания и умения.
Желаем нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения.
Рефлексия
Вариант 2. Ваши впечатления.
Мы с вами проделали большую работу. Поделитесь впечатлениями.
- Насколько полезно было то, что мы делали?
- Что получилось удачно, а что стоило сделать иначе?
- Что важного для себя вы узнали?
(Принятие решения собрания.)
Анкета для родителей
«Культура поведения детей»
Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, анкету, ответы на вопросы которой помогут собрать более полную информацию по данной теме.
Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребенок?
Что, по-вашему, является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
Перечислите методы, которые вы используете для привития ребенку навыков культурного поведения и хороших манер.
Подумайте, каким опытом семейного воспитания по данной теме вы можете поделиться с нами на родительском собрании.
Спасибо за сотрудничество!

Памятка для родителей
«Секреты воспитания вежливого ребенка»
Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители будете соблюдать следующие правила:
Ведите себя деликатно по отношению к окружающим и в том числе к своим детям.
Никогда не оскорбляйте человеческого достоинства сына или дочери, не кричите на ребенка не говорите при нем грубые слова ни в коем случае не принимайте в качестве воспитательной меры физические наказания.
Не делайте бесконечных замечаний по пустяковым поводам, где это возможно, поощряйте самостоятельность ребенка
Предъявляйте к детям единые требования. Если кто-то из взрослых не согласен с замечаниями другого, то осуждайте это в отсутствии ребенка.
Уважайте достоинство маленького человека, исключив в речи выражения: « Ты еще мал», « Тебе еще рано».
Не забывайте говорить ребенку: « Доброе утро! «, « Спокойной ночи», « Благодарю за помощь».
Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.