Родительское собрание :Воспитание культуры поведения детей в семье

Бушуева Т.Ф.
Родительское собрание на тему:
Воспитание культуры поведения детей в семье
Воспитанные люди уважают человеческую личность, потому всегда снисходительны, вежливы, уступчивы Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и унижает его в глазах говорящего. Они не рисуются, они не болтливы, не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Они не говорят: «меня не понимают» или я «разменялся на мелкую монету!», потому что всё это бьёт на дешёвый эффект, пошло, фальшиво. Они воспитали в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть вокруг грязь, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу Таковы воспитанные. Чтобы воспитаться недостаточно вызубрить Фауста. Тут нужны беспрерывный труд, штудировка, воляТут дорог каждый час.
Казалось всё очень просто: ребёнок мал, а мир огромен. Малыш беспомощен, а родители всесильны. Мир непонятен, а родители знают всё. Вот с этих основ и начинается вхождение ребёнка в мир, и именно родители, старшие  - оказываются Всемогущими Волшебниками, показывающими, как надо с миром обращаться. Их улыбки, шлепки, а потом и слова оказываются путеводителями, которые закладывают картину Мира, понимание окружающих, правила поведения в обществе, из которых складывается сценарий жизни.
В первый день сентября особое внимание всех невольно привлекают первоклассники. Вот они в новеньких отутюженных формах, в белоснежных блузках, с блестящими портфелями и букетами цветов, смущенные, притихшие, счастливые, идут они с отцами, матерями, бабушками и дедушками первый раз в школу. У порога первоклассников встречает их первая учительница. Она поглядывает на своих будущих учеников. В этот праздничный день все они производят впечатление очень вежливых, аккуратных, дисциплинированных детей.
Но проходит торжественность и необычайность первых дней, и учительница, приглядываясь к своим питомцам, начинает замечать, что у Пети уже появилось не одно масляное пятно в тетрадке и на пиджаке, у Зины учебники и тетради потеряли вид, Костя приходит в класс с грязными ушами, ногтями. Дима грубо разговаривает с ребятами, бьёт их в перемену, шалит, толкает всех. Ира любит похвастаться, в перемену часто ест на виду и не делится, а  бумажки разбрасывает где попало. Саша с шумом двигает стул  и закрывает за собой дверь.
Что это? Поведение ребёнка, его маленький культурный уровень, заложенный в небольшой период жизни до школы. Да эти дурные привычки как сорняки, появляются и разносятся очень быстро. если не вести борьбу с ними.
Упустили родители этих учеников время для воспитания первых элементарных навыков и привычек культурного поведения. Искоренять ошибки всегда труднее, чем сразу воспитывать так, как нужно
Мы сегодня не зря говорим о культуре поведения, ведь в начальную школу дети должны прийти уже с рядом сформированных привычек культуры поведения:
Самообслуживание – следить за чистотой и опрятностью внешнего вида.
Заложены привычки вежливого отношения к старшим, должны быть приучены здороваться и прощаться, благодарить, соблюдать тишину, когда кто-то занят делом.
Но за повседневностью вы про это часто забываете или считаете ненужным. И многие дети даже не представляют себе, что значит сказать «здравствуйте», «спасибо». Это говорит о том, что в семье не приняты такие выражения. Учитель старается приучить к этому своих воспитанников, но его труд сведётся к нулю, если не будет поддержки со стороны родителей, каждодневного труда.
Давайте заглянем в одну семью.
Сценка: Славик растёт в благополучной семье. Мама, папа, бабушка (мать мамы) Славик. Мальчик одаренный, занимается в музыкальной школе успешно. В общеобразовательной школе получает плохие отметки. - Какое значение имеет математика или география для будущего музыканта. Мама никого не допускает в процесс воспитания сына. Пусть мальчик привыкает к красоте. Воспитывает в сыне уважение к великим людям, желает, чтобы он был похож на  великих музыкантов. Порой, забывая о главном. -  Когда Славик кладёт ногу на стол (бывает и такое) мама спрашивает: - Сыночек, разве Вайнер так делал? Сними ножку со стола. Славик неохотно спускает ногу. Пообедав, не сказав «спасибо», выходит из-за стола. Мама напоминает: - Бетховен всегда говорил «спасибо». Сын молча подходит к окну, открывает, кричит: -Колька! Дурак! Я выйду сейчас! Мама в ужасе восклицает: - Шопен никогда не разговаривал с друзьями грубо! Тебе не по двору бегать надо, а лечь спать. После обеда это полезно. - Спи сама! Я гулять хочу! (сын отталкивает мать). Мать вслед: -Чайковский никогда не толкал маму! -Ты что, видела? Он умер в прошлом веке.- Славик довольный убегает. (Откуда в нём эта грубость). Мама и бабушка считают, что общепринятые меры воспитания к мальчику неприемлемы. И когда отец вмешивается, на него смотрят как на человека недалёкого ума. При сыне  мама говорит бабушке. -Что ты хочешь от этого идиота? Отец теряется, отступает. Чаще задерживается на работе, воскресенья проводит с друзьями. Сын, убеждённый в своём превосходстве над отцом, относится к нему как к существу низшего происхождения. - Покормила бы этого типа, он весь день вкалывал(реплика сына). О каких нормах культурного поведения в обществе можно говорить, если мальчик своего родного отца и мать не уважает. Упустили родители момент воспитания, да их самих воспитывать нужно. Поступая в школу, ребёнок начинает новую жизнь, которая связана с формированием более сложных навыков и привычек. Вспомним некоторые из них: привычка своевременно приходить в школу, держать в порядке рабочее место, книги, тетради, выполнять правила сидения за партой, входа и выхода из класса, привычка обращаться по имени к старшим, выполнять требования дежурных, привычка прилично вести себя в коллективе. Эти навыки и привычки вырабатываются с первых дней пребывания в школе, однако они успешно закрепляются только тогда, когда родители и дома помогают детям следовать новым правилам поведения. Бывает и так. - Оленька, пора вставать, - ласково уговаривает мать свою дочку. Четыре раза ей пришлось подойти к девочке, прежде чем та поднялась. Оля пролежала в постели 15 минут лишних. Теперь девочку собирает в школу мать. Конечно, она не опоздала, принесла на уроки всё что нужно, явилась в школу опрятной. Учитель может похвалить Олю. Но, пожалуй лучше было бы опоздать, пережить осуждение учителя и друзей, ведь она помешала ходу урока. Но в следующий раз Оля постарается сделать всё сама, ведь чрезмерная опёка родителей тоже очень вредна. Много внимания в семье стоит уделять тому, чтобы младшие школьники уважительно относились к старшим. Чтобы это стало привычкой, он должен видеть вокруг себя образцы такого поведения. Так же в младшем школьном возрасте дети должны приучиться соблюдать и целый ряд правил культурного поведения на улице, в общественном месте: не выходить на улицу в неряшливом виде, не толкать прохожих, вежливо пропускать вперёд старших, детей, женщин, в общественных местах не сорить, не бегать, не шуметь, терпеливо придерживаться очередей, здороваться со знакомыми. В школе учителя в самых разнообразных формах разъясняют ученикам значение этих правил в жизни человека.
Но этого недостаточно, чтобы у детей возникли и укрепились необходимые привычки правильного культурного поведения. Руководить практикой усвоения этих правил в семье, пожалуй проще.
Надзор взрослых за ребёнком нужен до тех  пор, пока хорошее поведение не станет нормой.
Вера Алексеевна, мать третьеклассника Гриши, увидела из окна, что её сын и два товарища усердно рисуют что-то на стене соседнего дома. Она вышла и сказала строго: - Гриша, сейчас же пойди и вынеси ведро с тряпкой! Смывая своё «художество» со стены, Гриша практически усвоил, что делать этого нельзя. Педагогический прием, который даёт возможность убедить школьника на собственном опыте, что его нехорошее поведение доставляет много огорчений, как правило, является очень эффективными в воспитательной работе. Постепенно с помощью взрослых дети к 10-12 годам усваивают основные правила культурного поведения. Многие родители скажут, что это всё пустяки и Славик с мамой, и Оля, которая любит поспать, и здравствуйте, что ребята вырастут и всё позабудется. Но рассуждая так, они снова ошибаются, в воспитании нет мелочей. Эту истину выражает поговорка: «Посейте поступок, поведение  - пожнёте привычку, посейте привычку – пожнёте характер, посейте характер – пожнёте судьбу». Может быть это громко сказано, но грубость и фальш в поведении, вранье, встречаются на каждом шагу. Что же сделать, как помочь, уберечь ребёнка от всего этого? В первую очередь будьте сами культурно- воспитанными людьми.
Тест «Детей воспитывают родители. А родителей?».
Внимательно прослушайте предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о воспитателе, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания.
Считайте только ответы «могу».
Можете ли вы:
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему?
Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
Поставить себя на место ребёнка?
Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз?
Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Смогли бы вы его себе купить?
Можете ли вы требовать от ребёнка то, что сами иногда не выполняете?
Если вы на 7-12 вопросов ответили «могу» это значит, что ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты. Если вы ответили «Могу» на 5-7 вопросов – забота о ребёнке для вас вопрос важный. Вы имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно. Порой вы очень строги, или же чересчур добры. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка. Если вы ответили «Могу» на 1-4 вопроса – У вас серьёзная проблема с воспитанием ребёнка. Вам не хватает либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка культурной личностью. Советую обратиться к психологам, специальной литературе. Метод убеждения, личный пример в сочетании с требовательностью и контролем – вот путь воспитания внутренней культуры. Не надо быть навязчивыми. Плохим примером в семейном воспитании, является грубая, бранная речь взрослых. К сожалению такую речь можно слышать и от детей. Ведь взрослые забывают, что зоркие, пытливые глаза детей всегда наблюдают за ними. Дети замечают и воспринимают всё, чем занимаются взрослые, о чём и как говорят, какую музыку слушают, какой образ жизни ведут. Именно под влиянием окружающей домашней обстановки у них складываются первые представления о культуре поведения
Ну, а что же делать, спрашивают родители, если у ребёнка в силу той или иной причины всё-таки выработалась какая-то дурная манера? Можно ли её искоренить?   Можно. Но только надо набраться терпения. «Если бы для искоренения вредной привычки достаточно было одновременного, хотя самого энергичного усилия над собой, тогда нетрудно было бы от неё избавиться Но в том то и беда, что привычка, устанавливается понемногу и после продолжительной борьбы с нею также в течении времени искореняется».
Вы хотите, чтобы ваши дети были лучше вас, так не растите и не воспитывайте себе подобных, не топчитесь на месте, дети это податливая глина, только нужны умелые руки мастера, будьте этими мастерами.
Заголовок 215