Дистанционные Образовательные технологии (ДОТ).


Основы методики применения дистанционных образовательных технологий
Основные особенности методики обучения с применением ДОТ и ЭО вытекают из сущностных характеристик данных понятий. ДОТ реализуется в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогов. Общение педагога и ученика происходит через сеть Интернет с помощью различных коммуникационных сервисов. Под электронном обучением понимается-организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействия обучающихся и педагогов.В практике применения ДО используются методики синхронного, асинхронного и смешанного обучения. Методика синхронного ДО предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени. При асинхронной методике больше ответственности возлагается на ученика и на первый план выдвигается самообучение, индивидуальный темп обучения. Смешанная методика ДО подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронной, так и из элементов асинхронной методики обучения. В зависимости от этого существуют типы уроков:
Он-лайн урок
Офф-лайн урок
Смешанный тип 1 (онн и офф-лайн уроки)
Смешанный тип 2 (офф-лайн и очный урок)
Тип №1 Он-лайн урок
Он-лайн урок может быть эффективен при следующих условиях:
сопровождение учащихся во время урока педагогом из числа сотрудников малокомплектной школы;
наличие необходимого компьютерного оборудования у учеников и учителя базовой школы;
наличие доступа в Интернет со скоростью, обеспечивающих качественную устойчивую связь между учителем и учениками;
наличие и достаточно высокое качество учебных и информационных материалов, используемых учителем;
психологическая готовность и мотивированность обучающихся и педагогов.
Возможности учеников в процессе он-лайн урока включают:
видят педагога на экране во время всего урока, при этом качество изображения достаточно для адекватного учебным задачам восприятия и понимания информации;
имеют доступ к учебным материалам, который использует учитель непосредственно на уроке;
могут выполнять задание учителя в режиме надписей или пометок на доске (либо на интерактивной доске, либо на графическом планшете).
Возможности учителя:
видят учеников на экране, при этом качество изображения достаточно для педагогического взаимодействия (понимания состояния учеников, их реакции на материал и т.п.) ;
может передавать учебные материалы ученикам в режиме реального времени непосредственно на он-лайн уроке;
может демонстрировать учебные материалы у интерактивной доски и с рабочего стола своего компьютера.
Важно, чтобы он-лайн уроки были максимально приближены к традиционным урокам, в этом случае, вероятно, мотивация учеников и восприятие материала будут оптимальными, а урок максимально эффективным.
Тип №2 Офф-лайн урок
Урок в режиме отложенного времени может быть эффективен при следующих условиях:
наличие учебных, методических и информационных материалов в рамках учебного дистанционного курса, разработанного педагогом и доступного учащимся;
наличие в учебном курсе необходимого содержания и средств контроля уровня компетентности учащихся в освоении этого содержания;
сопровождение учащихся педагогом с помощью средств коммуникации в реальном или отложенном времени (сообщения электронной почты, форума, чата и т.п.), включая вопросы–ответы, рассылка материалов, сетевые консультации;
наличие доступа у учеников и учителя к необходимому компьютерному оборудованию и электронным образовательным ресурсам, в том числе для самостоятельной работы в школе или дома;
наличие доступа в Интернет со скоростью, достаточной для обмена сообщениями, возможности просмотреть или скачать учебные материалы;
психологическая готовность и мотивированность обучающихся и педагогов, особенно в режиме отложенного времени, когда ученик вынужден работать самостоятельно.
Смешанный тип 1 (онн- и офф-лайн уроки)
Смешанный тип урока в дистанционным обучении предполагает использование средств коммуникации в режиме как реального, так и отложенного времени.
Смешанный тип 2 (офф-лайн и очный урок)
Такой тип урока может применяться, например, при проведении промежуточного контроля: ученики выполняют текст, который учитель разработал и разместил в дистанционном учебном курсе.Непосредственно на уроке можно провести разбор типичных ошибок, допущенных учащимися. Возможны и иные формы уроков смешанного типа, включающие разные комбинации он-лайн, офф-лайн и очного взаимодействия.