Рабочая программа по биологии 6 класс


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Курская средняя школа»
Белогорского района Республики Крым
Рассмотрено и одобрено
МО учителей естественно- математического цикла
протокол № ____ от «___»_________2015г. Согласовано
Зам.директора по УВР:
_________/И.Ш. Кодирова / «___»___________2015г. Утверждаю Директор______/Е.Шафрановская/ принято педагогическим советом протокол №______ от «___»__________2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по учебному курсу «Биология. Живой организм»
для 6 класса
на 2015 – 2016 учебный год
Количество часов: 35
Учитель: Каялиева Л.С.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании»
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004 года Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006/2007 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;
Письмо Минобрнауки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
Примерной программы основного общего образования по биологии и базовой авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой, Л.В.Воронина, которая разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. содержание курса «Биология. Живой организм. 5-6 класс».
Данную рабочую программу реализуют следующие учебники:
Биология. Живой организм. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт. Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко. Проект «Сферы» — один из современных инновационных образовательных проектов, который осуществляется в рамках общей стратегии издательства «Просвещение» по формированию в российском образовании единой информационно-образовательной среды в виде взаимосвязанной системы образовательных ресурсов на бумажных и электронных носителях.
Учебно-методические комплекты «Сферы» по биологии представляют систему взаимосвязанных компонентов на бумажных и электронных носителях и включают различные типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, методические рекомендации учителю.
Цели и задачи изучения курса
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, мегапред- метном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
• формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;
• овладение научным подходом к решению различных задач;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,
проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Общая характеристика курса
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:
многообразие и эволюция органического мира;
биологическая природа и социальная сущность человека;
структурно-уровневая организация живой природы;
ценностное и экокультурное отношение к природе;
практико-ориентированная сущность биологических знаний.
Место биологии в учебном планеПрограмма разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1 ч в неделю) в 5 классе, 35 (1 ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Количество часов 1 час в неделю – всего 35 из них 2 часа на контрольные работы.
Результаты освоения курса биологии
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Метапредметные результаты обучения в основной школе состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.Предметные результаты обучения в основной школе включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмамиСОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«БИОЛОГИЯ. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ. 6 классы»
6 класс
I. Органы и системы органов живых организмов
Орган. Системы органов. Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений. Побег ̶ система органов: почка, стебель, лист. Почка ̶ зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение стебля и листа, их функции. Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем. Видоизменённые надземные и подземные побеги. Видоизменения корней. Системы органов животных: опорно-двигательная. Пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная. Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания.
Лабораторные работы:
11.Внешнее строение побега растения. Строение вегетативной и генеративной почек.
12.Строение стебля.
13. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья.
14.Строение корневого волоска. Стержневая и мочковатая корневые системы.
15.Видоизменения подземных побегов.
II. Строение и жизнедеятельность организмов.
Движение живых организмов. Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных. Значение опорно-двигательной системы. Приспособления различных групп животных к движению в водной, наземно-воздушной и почвенной средах. Питание живых организмов. Питание производителей ̶ зелёных растений. Почвенное питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Воздушное питание растений. Фотосинтез, краткая история его изучения. Доказательства фотосинтеза. К.А.Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зелёных растений. Испарение воды листьями. Листопад, его значение. Питание потребителей ̶ животных. Пищеварительный тракт. Значение кровеносной системы в обеспечении питательными веществами всех органов животных. Разнообразие животных по способу питания: растительноядные животные, хищники, падальщики, паразиты. Питание разрушителей ̶ бактерий и грибов. Гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии – симбионты. Особенности питания грибов. Микориза. Значение деятельности разрушителей в природе. Дыхание живых организмов. Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении энергии. Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза. Практическое значение знаний о дыхании и фотосинтезе. Дыхание животных. Строение дыхательной системы в зависимости от среды обитания. Жаберное, лёгочное, трахейное дыхание. Роль кровеносной системы в обеспечении органов дыхания животных кислородом. Круги кровообращения. Дыхание бактерий и грибов. Брожение. Транспорт веществ. Опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у растений. Значение кровеносной системы в транспорте веществ. Строение и функции сердца. Выделение у живых организмов. Значение выделения. Выделение у одноклеточных организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у многоклеточных животных. Размножение живых организмов. Биологическое значение размножения. Способы размножения – бесполое и половое. Особенности размножения бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Бесполое размножение многоклеточных растений и грибов: вегетативное и с помощью спор. Половое размножение, его значение для эволюции. Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия. Опыление, его способы. Двойное оплодотворение. Плоды и семена, их строение и разнообразие. Особенности размножения многоклеточных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Развитие нового организма из оплодотворенной зиготы. Яйцекладущие, яйцеживородящие, живородящие животные. Индивидуальное развитие и расселение живых организмов. Периоды индивидуального развития растений: зародышевой, молодости, зрелости, старости. Периоды индивидуального развития животных: зародышевый, формирования и роста организма, половой зрелости, старости. Развитие с полным и неполным превращением. Прямое развитие. Расселение грибов и растений. Приспособления для распространения спор, семян и плодов. Расселение животных. Миграция, её значение. Сезонные изменения в природе и жизнедеятельность организмов. Биоритмы. Длина светового времени суток как сигнальный фактор, ориентирующий живые организмы на формирование приспособлений к сезонным изменениям. Весенние и осенние явления в жизни живой природы. Фенологические наблюдения, их практическое значение.
Лабораторные работы:
16. Строение цветка
17. Строение яйца птицы
18. Определение плодов
19. Развитие насекомых
Практические работы:
1. Вегетативное размножение растений
2. Способы проращивания семян
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пНаименование разделов Кол-во часов В том числе на:
Кол-во лабораторныхработ Кол-во практическихработ Кол-во
контрольных
работ
1 Глава IV. Органы и системы органов живых организмов 12 5 - 1
2 Глава V. Строение и жизнедеятельность организмов. 22+1 ч 4 2 1
Всего 34 9 2 2
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляется как урочная, так и внеурочная форма учебно-воспитательной деятельности с учащимися.
Перечень оборудования МРСО
Лабораторный инструментарий
Датчик pHДатчик влажности почвы
Датчик давления газа
Датчик звука
Датчик мутности воды (турбидиметр)
Датчик силы (ручной динамометр)
Датчик содержания O2
Датчик содержания СО2Датчик температуры поверхности
Датчик УФ-излучения спектра B
Датчик частоты дыхательных движений (поясной тонометр)
Датчик частоты сердечных сокращений (пульсометр)
Устройство визуализации и регистрации данных с блоком питания.
Адаптер с программным обеспечением для подключения датчиков к USB порту компьютера
Комплект по основам биологического практикума (на класс)
Лупа препаровальная – 8 шт.
Микроскоп школьный с подсветкой – 1.
Видеокамера для работы с оптическими приборами – 1.
Набор микропрепаратов - 1
Набор препаровальных инструментов (для ученика) – 8 шт.
Набор препаровальных инструментов (для учителя) – 1.
Прибор для сравнения СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе - ПУГД (раздаточный) – 13шт.
Термоскоп по ботанике (демонстрационный) – 1.
Натуральные
Влажный зоопрепарат «Внутреннее строение рыбы»
Влажный зоопрепарат «Тритон»
Влажный зоопрепарат «Уж»
Влажный зоопрепарат «Черепаха болотная»
Влажный препарат «Ящерица»
Влажный препарат «Беззубка» (двустворчатый моллюск)
Влажный препарат «Внутреннее строение брюхоногого моллюска»
Влажный препарат «Внутреннее строение лягушки»
Влажный препарат «Гадюка»
Влажный препарат «Развитие костистой рыбы»
Влажный препарат «Сцифомедуза»
Гербарий «Деревья и кустарники» (22 вида с иллюстрациями) – демонстрационный
Гербарий «Дикорастущие растения» (30 видов с иллюстрациями) – демонстрационный
Гербарий «Культурные растения»(30 видов с иллюстрациями) – демонстрационный
Гербарий «Лекарственные растения» (22 вида с иллюстрациями) – демонстрационный
Гербарий «Основные группы растений. Грибы. Лишайники» (53 листа, с иллюстрациями и фотографиями) – демонстрационныйСкелет голубя
Скелет костистой рыбы
Учебные модели
Комплект моделей строения мозга позвоночных – 1
Модель «Череп человека с раскрашенными костями» - 1
Модель объемная «Cтебель растения» - 1
Модель объемная «Скелет человека» (170 см) на роликовой подставке разборная – 1
Модель объемная «Строение клеточной оболочки» - 1
Модель объемная «Строение корня» - 1
Модель объемная «Строение листа» - 1
Модель структуры ДНК (разборная) - 1
Технические и информационно-коммуникативные средства
Акустическая система -1
Гарнитура компьютерная -1
Портативный компьютер Педагога -1
Многофункциональное устройство - 1
Интерактивная система: интерактивная доска со специализированным программным обеспечением, с ультракороткофокусным проектором и настенным креплением для проектора
комплект состоит из:
Интерактивная доска 78' ActivBoard Touch Dry Erase 6 касаний, ПО ActivInspire
Мультимедиа-проектор Panasonic PT-TX310E, 3 200 лм, LCD, XGA, 10000:1
Настенное крепление для проектора УКК, штанга 700-1200 мм
VGA кабель 15M-15M PROFESSIONAL, черный 15 метров
Комплекты печатных демонстрационных пособий
Комплект портретов выдающихся учёных биологов -1
Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Биология 10-11 классы. Цитология. Генетика. Селекция» (12 таблиц + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя
Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Биология 10-11 классы. Эволюционное учение» (10 таблиц + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя
Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Биология 6 класс. Растения. Грибы. Лишайники» (14 таблиц + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя
Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Биология. 8-9 классы. Человек» (12 таблиц + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя
Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Введение в экологию» (18 таблиц + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя
Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Вещества растений. Клеточное строение» (12 таблиц + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя
Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Общее знакомство с цветковыми растениями» (6 таблиц + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя
Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Растение – живой организм» (4 таблицы + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя
Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Растения и окружающая среда» (7 таблиц + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя
Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Строение тела человека» (10 таблиц + 80 карточек +  CD диск) с методическими рекомендациями для учителя
Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Химия клетки» (3 таблицы + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя
Интерактивное пособие с комплектом таблиц из 12 листов «Биология 7 класс. Животные» (12 таблиц + CD диск) с методическими рекомендациями для учителя
Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология. Введение в экологию»
Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология. Животные» 7 класс
Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология. Растение – живой организм»
Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология. Растения. Грибы. Бактерии» 6 класс
Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология. Химия клетки. Вещества, клетки и ткани растений»
Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология. Человек. Строение тела человека» 8-9 класс
Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология. Эволюционное учение» 10-11 класс
Планируемые результаты изучения курса биологии.
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебнопознавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом. В структуре планируемых результатов выделяются:
ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;
планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
В результате изучения биологии выпускник должен
знать /понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение.Литература и средства обучения
1. Программа: Сухорукова Л.Н. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников. Сферы,. 5—9 классы пособие для учителей общеобразовательных учреждений / ЛН. Сухорукова, В.С. Кучменко. — М.Просвещение, 2011. — 144 с.
2. Учебник: Биология. Живой организм. 5—6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. /Авт. Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я.Колесникова; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования,изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.:Просвещение,2014
3. СD: Биология. Живой организм. Электронное приложение к учебнику Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я.Колесниковой
4. Рабочая тетрадь: Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажёр. 5-6 классы. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 частях / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, О.Г.Котляр; Рос. акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». - М.:Просвещение,2012.- 47 с.: ил.- (Академический школьный учебник) (Сферы).
5. Рабочая тетрадь: Биология. Живой организм. Тетрадь-практикум. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко; Рос. акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». - М.:Просвещение,2012.- 63.с.: ил.- (Академический школьный учебник) (Сферы).
6. Рабочая тетрадь: Биология. Живой организм. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко; Рос. акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». - М.:Просвещение,2012.- 48 с.: ил.- (Академический школьный учебник) (Сферы).