Программа внеурочной деятельности «Студия эстрадной песни»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»










ИТОГОВАЯ РАБОТА

Программа внеурочной деятельности
«Студия эстрадной песни»
(Вариативный блок, 36 часа)








Слушатель ________________ Ю.Э. Апряткина
(подпись, дата)



Руководитель ________________ С.В.Апасова
(подпись, дата)







Самара
2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время существует много различных форм творческой деятельности, но одна из самых интересных, эффективных, эмоциональных, захватывающих и доступных – эстрадное пение.
Эстрадное музыкальное искусство точно соответствует интересам современных детей и подростков. Студия эстрадного вокала является сегодня одной из основных форм массового приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству и решения одной из приоритетных проблем педагогики и психологии - развития творческих способностей детей. Именно творческие способности стимулируют формирование особых качеств ума: наблюдательности, умению сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – качеств, необходимых любому молодому человеку 21 века.
Студия эстрадного вокала - творческое объединение, деятельность которого базируется на содружестве нескольких видов искусства. Вокал, музыка, хореография, литература, актёрская игра – все эти виды творчества обладают огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка, развивают его музыкально-творческие способности: голос, слух, чувство ритма, память, речь, мышление, двигательные навыки, координацию и пространственную ориентировку.
Предмет эстрадного вокала – основа для формирования музыкально-эстетического отношения к миру. Пение принадлежит к основным видам исполнительства и занимает важное место в музыкальном обучении, помогает решать задачу музыкально-художественного и нравственного воспитания подрастающего поколения.
Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности: учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты, толерантности.

Инновационность и актуальность образовательной программы

Программы XXI в. возможны только на полихудожественной основе. Концепция полихудожественного развития дает фундамент для программ тех дисциплин, на которых даются основы нескольких жанров искусства одновременно в их взаимосвязи и взаимодействии, включая первоначальные навыки культуры, речи, пения, хореографических движений (пластики), эмоционального исполнительства.
Меняются вкусы, пристрастия, музыкальный язык, изменилась вся звуковая атмосфера, в которой растут наши дети. Музыка, которую они слышат вокруг, определяет их вкус, формирует духовные склонности. В связи с этим, в программе большое внимание уделено подбору репертуара.
Актуальность данной программы состоит в том, чтобы, опираясь на огромный интерес подростков к эстрадной музыке, и, особенно к песенному эстрадному жанру, формировать их музыкальный вкус на примерах высокохудожественных произведений в рамках данного жанра: совершенствовать их исполнительские способности на основе работы по постановке голоса и развитию слуха учащихся; стимулировать их творческую активность, инициативу в поисках интерпретации исполняемых произведений, самостоятельность, потребность в общении с музыкой других жанров (народной и классической), а так же в возможности раскрыть перед детьми диалектическую взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, показать и помочь осмыслить развитие традиций и жанров, научить отбирать истинные ценности.
Детское вокальное эстрадное творчество – один из самых активных и востребованных видов музыкально-практической деятельности детей, требующий не только таланта, но и образования, высокого интеллекта, профессионального мастерства преподавателя.
Существование эстрадного музыкального искусства определяется общественными условиями жизни и соответствует интересам современных детей и подростков. Интерес – прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке, в частности.
Движение на сцене – одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителями, а так же, как выходить из неприятных курьезных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь актерское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актером, героем песни. Сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А для того, чтобы выполнить поставленные актерские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу.
Цель данной программы - создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
формировать основы сценической культуры;
развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
развивать творческую активность детей;
воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру
развивать образное мышление и желание импровизировать;
развивать артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
развивать в ученике эмоциональную устойчивость к публичным выступлениям;
развивать художественный и музыкальный вкус
приобщить обучающихся к музыкально-художественной культуре через активизацию творческих способностей в сфере эстрадного музыкально-сценического искусства;
воспитывать самостоятельную творческую личность.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Данная программа разработана для учащихся 4 классов. Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства, способности к творческой деятельности.
Формы и режим занятий:
1 раз в неделю, продолжительность занятий – 1 учебный урок. Всего в году – 34 занятия. Состав участников студии не более 15 человек. Программа предусматривает возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио
Содержание программы «Студия эстрадной песни» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности музыкальной культуры.




Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД
Формирование музыкальной потребности выражающейся в творческой
деятельности в вокальном искусстве.
Формирование эстетических чувств и художественного вкуса.
Формирование эстетических потребностей, ценностей.
Познавательные УУД
Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного.
Формирование умения работать с моделями, схемами.
Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать и слышать музыкальный текст.
Формирование умения умение выражать свои мысли, чувства через песню.
Регулятивные УУД
Формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке.
В основу программы заложены:
принципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальной память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха, что имеет большое значение в музыкальном развитии детей и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Метод В.В.Емельянова принят как один из основополагающих, при реализации данной программы. По его системе ежедневно дети, будут петь забавные упражнения, что даст положительный результат в развитии выразительности их голоса, правильном интонировании.
Классические методики Кабалевского Д., Ветлугиной Н., и др.,  позволят научить обучающихся слышать и слушать себя, осознать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приёмами, снимающие мышечные и психологические зажимы, что необходимо для детей с речевыми нарушениями и задержкой психического развития.

Принципы реализации программы:
принцип единства художественного и технического развития пения;
принцип гармонического воспитания личности;
принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
принцип успешности;
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
принцип творческого развития;
принцип доступности;
принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребёнка;
принцип индивидуального подхода;
принцип практической направленности.
В основу разработки данной программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
технология развивающего обучения;
технология индивидуализации обучения;
личностно-ориентированная технология;
технология компетентностного и деятельностного подхода.
Формы занятий:
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актёрские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Условия реализации программы

Воспитание эстрадного вокалиста возможно при учете ряда условий и средств:
наличие контингента обучающихся и профессиональных специалистов в области эстрадного вокального искусства;
разработка методики вокальной работы, включающей в себя использование комплекса ТСО, позволяющего активизировать зрительное и слуховое восприятие звучания собственного голоса, а, следовательно, усиливать самоконтроль во время пения;
использование в качестве учебного репертуара образцов высокохудожественных произведений, отвечающих интересам и возрастным возможностям подростков;
организация эстрадно-сценической деятельности учащихся при использовании электронной техники и возможностей студии звукозаписи при подготовке к концертным выступлениям;
использование технических средств обучения, включающих в себя современную аппаратуру звукозаписи, позволяет создавать такие акустические условия, которые могут способствовать не только одномоментному улучшению звучания глосса певца, но и оптимизировать пролонгированность процесса формирования певческих навыков.

Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Ожидаемые результаты изучения программы.
Предметные результаты изучения курса отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
формирование устойчивого интереса к вокальной музыке и ее видам.
владение вокально-певческими навыками;
владение вокально-хоровым дыханием;
умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, понимание его значения для создания ансамбля;
умение эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий:
Регулятивные:
Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных произведений;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания песни.

Коммуникативные:
Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере музыки;
Формирование умения составлять устно тексты, связанные с размышлениями о музыке;

Познавательные:
Овладение навыками смыслового прочтения содержания песни;
Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения в процессе интонационно-образного анализа песен;
Умение осуществлять практическую деятельность с использованием различных средств информации.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
Чувство гордости за свою Родину на основе изучения русской народной песни;
Участие в музыкальной жизни класса, школы;
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
Формирование этических чувств доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Развитие музыкально-эстетического чувства;
Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Уровни воспитательных результатов по трем уровням

Уровни
воспитательных
результатов

Приобретение школьником новых социальных знаний
1 уровень
Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям
2 уровень
Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия
3 уровень

Формы внеурочной деятельности
-практические занятия по отработке специальных умений;
- творческие акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера и т.п.), организуемые педагогом.




- творческие акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей школы;



- творческие акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.


Содержание курса по внеурочной деятельности
Учебно-тематический план

Название темы
Всего часов
Формы и содержания занятия

1
Вводное занятие
1
Беседа-инструктаж.
Тренинг на знакомство.
Дать представление о занятиях в кружке. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения. Познакомить детей друг с другом.


Пение как вид музыкальной деятельности – 4 часа

2
Понятие о сольном и ансамблевом пении.
1
Беседа.
Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио),хоровом пении Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении.

3
Вокально-певческая установка.
1
Практическое занятие.
Прослушивание детей, пение знакомых детям песен, беседа о музыке. Определение диапазона.

4
Правила охраны детского голоса
1
Беседа

5
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
1
*Практическое занятие на природе (парк,сквер). Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».


Формирование детского голоса – 4 часа

6
Звукообразование. Певческое дыхание.
1
Беседа и практическое занятие. - Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

7
Голосо-речевой тренинг.
1
*Практическое занятие в библиотеке с психологом-логопедом, тренинги.


8
Дикция и артикуляция.
1
Речевая разминка (скороговорки по выбору). Распевание с ритмическими упражнениями. Дети
проговаривают скороговорки, увеличивая темп и используя динамику (тихо-громко) хором и индивидуально по желанию.

9
Упражнения на развитие певческого дыхания и голоса
1
Музыкальные игры.


Слушание музыкальных произведений, разучивание
песенного репертуара – 12 час

10
Прослушивание произведений русских композиторов - классиков. Произведения современных отечественных композиторов.
2
*Походы в оперный театр, филармонию.

11
Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие
вокалисты прошлого и настоящего

1
История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения:
романс, опера, авторская (бардовая) песня, блюз, рок-н-ролл и др.
*Нотная библиотека – прослушивание пластинок и просмотр видеороликов

12
Разучивание песенного репертуара.
(отдельных номеров музыкальной сказки Р.Бойко «Песенка в лесу»)
9
Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Распределение ролей в спектакле.Работа над образом исполняемого произведения.


Как звучат слова – 2 час

21
Голос и речь человека.
1
*Посещение театрального спектакля

23
Жест, мимика, движение.
Творческое взаимодействие с партнером
1
*Творческая встреча
в актовом зале школы. Рассказ о театре и видах театрального искусства. Виртуальная экскурсия в театр.


Элементы хореографической грамотности – 3 часа

24
Музыкально-ритмические упражнения.
1
 Ритмопластика: “Повтори за мной ”Упражнения на расслабление мышц, укрепление осанки: “Волны шипят”, “Ныряние”. Элементы релаксации.

25
Хореографическая импровизация.
1
Практические занятия, театрализованные игры. Игры-упражнения; спонтанный танец. Танец – импровизация “Лягушка и Капельки” Игры-путешествия «Лесные приключения», «На лесной опушке». Инсценировка сказки «Репка» без словё используя мимику и жесты

26
Сценодвижение, сценическое мастерство
1
Выступление с музыкальными номерами. Оригинальность исполнения. Раскрытие характера. Выразительное исполнение партий. Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка.
Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество
людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки.
Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу
жестов.


Музыка и театр, театрализация-4 часа

27
Знакомство с музыкальной сказкой.
1
*Понятие «музыкальная сказка». Соединение музыкального материала с танцевальными движениями.
Просмотр детского мюзикла в театре, беседа.

28
Постановка музыкальной сказки «Песенка в лесу» Р. Бойко
3
Работа над постановкой. Интонационная отработка вокальных партий. Проигрывание отдельных эпизодов. Создание декораций, подбор костюмов. Умение ориентироваться и размещаться на сцене.



Концертно-исполнительская деятельность – 4 час

29
Репетиции
2
Показ и отработка движение на сцене.
Массовая работа.

30
Выступления, концерты, показ музыкальной сказки.
1
Развлекательная программа как итог проведенной работы. Практическое применение музыкальных, художественно-творческих умений, знаний, организаторских способностей, проявляемых при проведении собственных досуговых мероприятий.
Исполнительское мастерство. Выступление в школе

31
Выступления, концерты, показ музыкальной сказки.
1
*Показ сказки в детсаду



*отмечены внеаудиторные занятия.


Ожидаемые результаты:

наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому
самовыражению (пение соло, ансамблем);
владение некоторыми основами, использование голосового
аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и
заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы,
правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно
произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато,
правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе,
усовершенствовать свой голос.


Материально-техническая база
Минимальный комплекс технического оборудования, необходимый для использования в процессе обучения эстрадному вокалу
музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор);
микрофоны со стойками и без;
колонки (мониторы) – 2 шт. (для принятия стерео сигнала);
CD-дека, (MD-дека по необходимости);
микшерный пульт;
усилитель (если эту функцию не берет на себя одно из активных устройств: колонки или микшерный пульт);
видеозаписывающая и видеовоспроизводящая аппаратура;
акустическая обработка звука.
В работе преподавателю необходимо иметь богатую фонотеку и видеотеку лучших образцов эстрадного вокального искусства, нотную библиотеку, учебные пособия, инструментальные фонограммы.
Требования к помещению
Занятия должны проходить в хорошо проветриваемом, просторном помещении, желательно со сценой, зеркалами. Репетиционная должна быть не только звукоизолирована, но и акустичеки заглушена, так как объем создается искусственным образом при помощи обработки звука ревербератором (если этого прибора нет, то можно воспользоваться встроенной функцией микшерного пульта).
Заключение

Программа направлена на социализацию личности учащихся начальных классов. Использование предложенных образовательных технологий позволит сформировать личность младшего школьника, способную к самообразованию, думающего и чувствующего, активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
В основу разработки программы положены:
концентрический принцип;
художественно-эстетический принцип;
коммуникативно - деятельностный подход;
личностно-ориентированный подход.
Такой подход позволяет выявить природные способности ребят, снять физические и психологические зажимы, развивать у детей креативность, толерантность, повысить качество образования.


Список литературы:
Асафьев Б. В., Ветлугина Н. А. Творчество и обучение. М., 1983
Виленский М.Я. Образовательное пространство как педагогическая категория, научно-методический журнал - 2002
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
Горностаева А.В. Методические рекомендации по преподаванию эстрадного вокала. – К., 2007
Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2004
Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. М., 1982
Емельянов В. В. Фонопедические упражнения. Комплекс начинающий. М., 1967
Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001
Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М., 2004
Кирнарская Д.К. Комплект методических материалов. – М., 2004
Малая медицинская энциклопедия Дыхание (том 2). М., 1995
Малышева Н. М. О пении (из опыта работы с певцами), 1988
Меерзон Б.Я. Аккустические основы звукорежиссуры. – М.: ГИТР, 2001
Попков Н.Н. Постановка голоса для не академических вокалистов. – М., 2002
Рябенко Н.Н. Уроки музыки в 1-7 классах. М., 2006
Сетт Ригс. Как стать звездой. Аудиошкола для вокалистов. М., 2005
Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика. М., 1974
Фролкин В. А. Поиск способов фиксации темпа в музыке (к истории метронома) // Материалы Междунар. Научн. Симпозиума «Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный подход» / Под ред. Балима Г. М., Петрова В. М., Рыжова В. П. Таганрог: Издательство радиотехн. Ун-та, 1998
Якобсон М.П. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 2008









13PAGE 15


13PAGE 141415




 
·