Доклад «Развитие высших психических функций на специально подобранном речевом материале»

Доклад


«Развитие высших психических функций на специально подобранном речевом материале»




Выполнила: учитель-логопед
МДОУ № 101
Семёнова Т.В.

Большинство выпускников детских садов владеет развёрнутой фразовой речью, знаниями и навыками в объёме программы массового детского сада. Однако часть первоклассников обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей.
Одна из распространённых причин – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.
Мыслительная деятельность дошкольников имеет ряд тревожных особенностей:
- поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;
- трудности в синтезировании информации;
- неумение планировать;
- неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сущность проблемы или явления;
- трудности в формировании плана своих действий, их хода и результата.
Не опровергая мнение выдающихся психологов (Эльконина, Гальперина, Штерна, Валлона, Пиаже) о преобладании у дошкольников словесно-образного мышления над словесно-логическим, можно предположить, что чем раньше начать стимулирование логического мышления, тем раньше оно из конкретной формы перейдёт в словесно-логическую.
Для детей без проблем речевого развития воспитатель подбирает игры, сложность которых соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и его успешное выполнение придадут малышу уверенности в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Постепенно подбираются задания, требующие более значительных интеллектуальных и речевых усилий.
Дошкольникам с проблемами в лексическом и грамматическом оформлении фразы словесно-логические игры помогут пополнить и значительно активизировать словарный запас, повысить содержательность и точность высказывания.
Для детей с нарушением произношения словесно-логические игры рекомендуются на этапе автоматизации правильного произношения, т.к. дети контролируют своё правильное произношение только под наблюдением взрослого, а без него употребляют привычные дефектные звуки. Самоконтроль за произношением при сосредоточении внимания на смысловой стороне высказывания в процессе словесно-логических игр, способствует более быстрому переходу скорректированной логопедом отражённой речи к её самостоятельным формам.
Без последнего этапа, т.е. переноса приобретённых фонетических навыков в спонтанную речь, логопедическая работа не может считаться законченной.
При решении сложных интеллектуальных задач малышу требуется подсказка, совет взрослого и, возможно, опора на картинки. Участие в игре взрослого, его заинтересованное общение, помогают справиться с поставленной целью, но и делают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.
Таким образом, взрослые, играя с дошкольниками, имеющими любой уровень речевого и интеллектуального развития в словесно-логические игры, совершенствуют самые ценные для ребёнка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

/Примеры словесно-логических игр, игровых заданий даны в приложении./
Коноваленко С.В.: «Чтобы думать быстрее» // Комплекс игр, упражнений и тренингов для детей 6-7 лет.
Баканова Н.С.: «Найди, придумай, нарисуй» // Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции»
Ткаченко Т.А.: «Логические упражнения для развития речи».








13PAGE 15


13PAGE 14315




15