Семинар-практикум «Роль прогулки в реализации задач духовно-нравственного воспитания дошкольников».


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 7 «Белочка»
Семинар-практикум
«Роль прогулки в реализации задач духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Воспитатель:
Нурисламова О.Д.
2016 г.
г.Зверево
Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. Поэтому важно показать ребёнку экологические закономерности, особенности взаимоотношений человека и природы на примерах своего региона.
Начиная работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой родного края, по воспитанию любви к нему, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края.
Прогулка играет ведущую роль в развитии, образовании, оздоровлении маленького ребенка. В зависимости от вида прогулки, а она может быть типовая, смешанная, в виде экскурсии или похода, воспитатель определяет следующие задачи:
Развивать речь детей;
Расширять кругозор детей;
Учить дошкольников использовать полученные знания и умения в играх, рисовании и т.д.;
Развивать творческую фантазию и воображение;
Развивать память, внимание, мышление дошкольников;
Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы;
Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней.
Для организации прогулок на территории детского сада должно быть создано экологическое пространство:
- Огород – место, где дети обучаются трудовым операциям по выращиванию овощных культур, экспериментальной деятельности.
- Фруктовый сад. Сад имеет большое эстетическое, познавательное и природоохранное значение. Дети могут наблюдать за деревьями, поведением птиц в разное время года.
-Уголки красоты (цветники). На участке вместе с детьми высаживаются клумбы непрерывного цветения, чтобы можно было наслаждаться красотой в разное время года.
-Экологические площадки: птичьи столовые, уголки «нетронутой природы», что позволяет детям наблюдать за ростом и развитием растений на территории, куда не прикасается рука человека.
-Большое разнообразие видов деревьев: береза, тополь, липа, рябина, ива, каштаны, дуб, ясень и другие, что позволяет детям наблюдать за их сезонными изменениями, сравнивать и сопоставлять.Во время прогулки можно выделить 5 основных компонентов:
1.Главный метод знакомства дошкольников с природой родного края – наблюдение!
Во время прогулки взрослый обращает внимание детей на окружающую природу, на погодные изменения, на труд в природе. Это существенно расширяет кругозор ребенка. Ведь можно наблюдать за птицами, за опадением листьев, за цветением растений, за звуками природы. Можно выбрать один объект, например, посадить свое дерево и наблюдать за его ростом, за природными изменениями в нем (почки, листочки, листопад).
В зависимости от объекта и возраста детей, наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение нескольких дней.
На прогулках в младших группах наблюдения должны быть кратковременны, но часто должны повторятся. Очень важно изучаемый объект приближать к детям и их наблюдения связывать с действиями и радостными переживаниями. Помогая выделить основные признаки объекта, воспитатель предлагает малышам провести пальцем вдоль стебля растения, погладить животное. Можно использовать и игровые приёмы, например, приём имитации движений животного, его голоса.
Начиная со средней группе, кроме кратковременных, организуется и более длительное наблюдение. Например, за ростом и развитием растений, посеянных на земельном участке.
2. Трудовая деятельность. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности. Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приёмам выращивания растений и ухода за ними. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда.
3.Необходимо отметить роль игры во время прогулки, так как именно она является основной деятельностью детей дошкольного возраста. Это могут быть подвижные, дидактические, словесные игры).На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Целесообразно использовать разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Во время прогулок для знакомства с народными обычаями и традициями казаков на Дону используются народные и казачьи подвижные игры: «Утица», «Нагайка», «Наездники», «Заря-заряница», «Охотники и зайцы», «Перетягивание каната» и т.д.Использование в речи пословиц и поговорок о природе во время прогулок, способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и др.
Экскурсии – один из видов прогулки.
Экскурсии способствуют формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родному краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку.Темы экскурсий могут быть таковы: «Наша улица», «Почта», «Магазин», «Достопримечательности города», «Экскурсия в зимний парк», «Весенняя экскурсия» и т.д. Итак, воспитание патриотизма, нравственных чувств посредством прогулки – процесс сложный и кропотливый. Он происходит под непосредственным руководством взрослого. Взрослые – воспитатели, являются организаторами всего воспитательного процесса. При этом взрослые, как в работе с младшими, так и со старшими дошкольниками, должны включаться в деятельность детей, вместе трудиться, играть, наблюдать и т.д. То есть руководить процессом воспитания следует не со стороны, а изнутри его. Это приближает взрослых к детям и оказывает большое влияние на нравственное развитие последних.