Творческий проект Бердюгина Виталия /8 класс/ Головоломки-детская игра?




Республиканская сессия научного общества учащихся
секция « Техническое творчество»


Бердюгин Виталий, 8 класс
МОУ «Кадетская школа № 4 г. Горно – Алтайска»
Научный руководитель: Красиков Евгений Васильевич,
учитель технологии высшей квалификационной категории
Горно-Алтайск
- 2010 -
содержание
Головоломки
Зачем и почему
Объёмные головоломки
От простого к сложному
Технология изготовления
Литература

головоломки
Головоломками называют всевозможные игры и задачи, которые для решения требуют смекалки, сообразительности, находчивости.
По существу – это разновидность познавательных игр, над которыми надо подумать, потрудиться, сделать математический расчёт, открыть определённую закономерность.
Среди головоломок есть немало таких, которые представляют собой не что иное, как последовательный ряд новых элементарных головоломок. Каждый ход в этих играх рождает новые задачи, которые приходится решать.
У головоломок есть одна особенность. В отличие от игр, всегда построенных на соревновании двух или нескольких человек, головоломки как правило предназначены для игры одного человека. Это игры без партнёра. Решая головоломку каждый действует самостоятельно, и его решения не зависят от действий партнёра,
могущего изменить ход игры или создать новую ситуацию.
Конечно, и в головоломках возможно соревнование, но иного порядка чем в играх. Оно состоит в том, кто быстрее, удачнее решит данную задачу. В настоящее время существует пазлспорт, которым увлечены многие во всём мире.
Большинство головоломок не сложно по своему устройству, и изготовление их не представляет больших трудностей в условиях школьных мастерских, но важно, чтобы каждая головоломка была сделана прочно, точно , имела красивый и привлекательный вид.
зачем и почему
Происхождение головоломка берёт своё начало около 4 000 лет назад в Китае. Также миру известны головоломки, созданные Пифагором, Архимедом. В средние века головоломками увлекались уже по всему миру. В наше время головоломка пользуется большим спросом, с ними играют и взрослые и дети.
Одна из головоломок нашего времени потрясла весь мир – кубик Рубика, из серии механических головоломок.
Большую роль в этом сыграли два технологических фактора – появление пластмассы и развитие металлургии. Тот же кубик Рубика практически невозможно сделать из древесины. Но из дерева есть возможность изготовить множество головоломок, которые не уступают по сложности сделанным из других материалов.
Постепенно головоломки завоевали весь современный мир и до появления компьютеров оставались одним из основных интеллектуальных развлечений для большинства взрослых и детей.
объёмные головоломки
Складные объёмные головоломки интересны для детей и взрослых, просты в изготовлении, но сложны в решении. Перед играющими ставится задача – из ряда отдельных брусков с определёнными вырезами собрать объёмную фигуру, соединив все детали в прочный, нераспадающийся узел. Представляет интерес и процесс изготовления деталей игры. Сложность заключается в особой точности размеров, чтобы при сборке части головоломки туго заходили на свои места. Иначе фигура будет разваливаться и «хлябать». Делать детали предпочтительнее из древесины, так как материал легко поддается обработке, не требует больших затрат.
от простого к сложному
Три бруска
Простой вид головоломки, состоящий из трёх брусков. Размер может быть различным, но все три бруска одинаковой длины и толщины. Ширина вырезов соответствует точно толщине бруска.


Головоломка «ОСС»
Головоломка состоит из трёх частей, одна похожа на букву «О», две другие на букву «С». Для изготовления необходимы три небольших бруска.

«Кристалл»
Необычность этой головоломке придаёт форма с острыми краями.
Она состоит из шести геометрических тел призматической формы, пересечённых плоскостями под различными углами. Состоит из шести деталей из которых: а – один экземпляр, б – два, в – три экземпляра. В собранном виде детали образуют красивую симметричную форму, напоминающую многолучевую звезду или кристалл.


Головоломка адмирала Макарова
В кабинете знаменитого русского адмирала Макарова находилась небольшая разборная головоломка, которую он привёз из Китая. Адмирал многим предлагал разобрать и собрать эту замысловатую игрушку, особенно тем кто кичился своим всезнайством и положением.
Происхождение этой головоломки уходит в глубину веков. Её изображение имеется на древней индийской шкатулке, хранящейся в Эрмитаже. Головоломки такого типа известны и под названием «дьявольский узел», «ёж».

Головоломки из шести брусков
Кроме головоломки адмирала Макарова широкую популярность завоевали узлы, состоящие из шести брусков квадратного сечения, попарно пересекающихся в трёх взаимно перпендикулярных направлениях.
Дело в том, что внешне одинаковые узлы могут иметь разные конструкции и каждая из них - по существу новая задача. Для сборки потребуется наблюдательность и умение логически мыслить.
Ниже приведены варианты конструкций таких головоломок.

Три варианта головоломок имеющих разное решение. Но так как последовательность их изготовления в принципе одинаковая, то и описаны они вместе. При всех вариантах один из шести брусков является прямым / без врезок /, поэтому его чертёж не даётся. Размеры врезок зависят от сечения заготовки, их соотношения приведены на чертежах.
lefttop

Две головоломки из 12 и 16 брусков
Эти головоломки отличаются от предыдущих не только количеством брусков, но и сложностью изготовления и сборки. При обработке заготовок и деталей особое внимание необходимо обратить на точность размеров, прямолинейность углов. Большие отклонения не допустимы, они не позволят складывать одну деталь с другой.

Головоломка «БОЛЬШАЯ» из 18 брусков
Одна из сложных головоломок, требующая выполнять различные задачи конструкционного характера, плоских и объёмных геометрических построений, перемещения фигур в определённом математическом или логическом порядке, поиска путей в трудных условиях и различных обстоятельствах.

технология изготовления
Технология изготовления показана на примере головоломки адмирала Макарова.
Последовательность работы Инструменты приспособления
Выбор заготовок /без сколов, сучков, свилеватости и т.д./ Пиление в размер по толщине больше требуемого на 5 – 6 мм Фуговальный станок
Строгание в размер рейсмус
Разметка по длине шести брусков Угольник, линейка, карандаш
пиление Универсальное стуслоРазметка врезок /пазов/ Угольник, линейка, карандаш
пиление Универсальное стуслоВырезание врезок /пазов/ Стамеска, нож
Подгонка в размер Нож, шаблон /брусок/
Первоначальная сборка Зачистка брусков Наждачная бумага - мелкая
сборка Зачистка торцов собранного изделия, снятие фасок Наждачная бумага
Отделка изделия Лак, кисти, краситель
литература
В.Т. Вечёрский Школьная игротека «Просвещение» 1972
Э.В. Рихвк Мастерим из древесины «Просвещение» 1988
Э.В. Рихвк Обработка древесины в школьных мастерских
«Просвещение» 1984
Рецензия на работу Бердюгина Виталия «Головоломка – детская игра?»
В последнее время в наш быт входят всем привычные вещи – стиральные машины, микроволновые печи, посудомоечные машины, компьютеры и т. д. И это хорошо. Человек больше надеется на машину, приходится всё делать быстро, на бегу, всюду успеть. И мы начинаем привыкать, что за нас думают. У детей происходит то же самое, рынок насыщен практически всем.
Тем более важно проявление творчества именно в технологии, в процессе преобразования материала, в процессе изготовления изделия. Для этого очень хорошо подходят такие объекты труда как головоломки.
Несмотря на то, что головоломка внешне выглядит как детская игрушка, она предназначается для любителей интеллектуальных развлечений всех возрастов.
В работе с головоломкой требуется аккуратность, чистота исполнения, наблюдательность, смекалка, внимательность и ещё множество качеств, которые так необходимы школьникам.
Головоломка это ещё азарт и любопытство, усердие и терпение, стремление к познанию нового, и чувство победы после решения сложной задачи, а самое главное – победы над собой.
А тот, кому удалось решить головоломку, испытает ещё множество приятных минут наблюдая за тем, как решает её другой.
Учитель технического труда Красиков Е.В.