Конспект открытого урока русского языка, проведенный во 2 классе на тему Безударные гласные в корне слова

Конспект открытого урока русского языка,
проведенный во 2 классе
учителем начальных классов
Гатауллиной Э.А.

Тема: Безударные гласные в корне слова
Цель: Введение новой орфограммы
Задачи:
провести наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне слова;
развивать орфографическую зоркость и навык каллиграфии;
воспитывать культуру ответа.

Оборудование: иллюстрации, карточки.

Ход урока
1.Организационный момент
Заливается звонок.
Он зовет всех на урок.
Вы проверили, ребятки,
Книжки, ручки и тетрадки?
Начинаем наш урок.
2.Чистописание
Чтобы лучше нам писать,
Надо пальчики размять!
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять.
Будут пальчики гулять,
А детишки все писать.
- Сегодня мы повторим написание буквы Вв
Вв вв вв В в
ви вм ву во во- назовите сочетания с верхним соединением, с нижним соединением.
Волга – самая судоходная река в Европе.
Ученик прочитает вслух предложение.
- Ребята, как вы понимаете слово - судоходная? Плавание судов. Судно – плавающее транспортное средство для перевозки грузов и людей и т.д.
Показываю иллюстрацию.
- Запишем это предложение.
3. Постановка проблемного вопроса.
- Найдите в предложении слово из 4 букв. (Река)
- Сделаем фонетический разбор этого слова. (Ученик у доски ставит точки)
- А теперь запишем транскрипцию этого слова (другой ученик)
- Сравните слово с его транскрипцией, В чем разница?
- А можете ли вы сейчас объяснить почему слышится звук и , а мы написали букву е . (выслушиваю все ответы детей)
Наша задача к концу урока постараться узнать причину возникновения этой ситуации и проверить, кто из вас был прав.
4. Поиск решения проблемного вопроса.
Итак, наше слово река.
- Давайте подберем к нему однокоренные слова (выслушиваю всех детей)
- Предлагаю остановиться на 3-х словах.


реки речка речной



Трое учеников работают у доски, делают транскрипцию под словами одновременно.
- Чем отличаются корни этих слов? (чередование ч/к)
- А еще? Давайте поставим ударение (ударением)
- Давайте посмотрим на гласные в этих корнях (выделяю в кружочек)
- В каком случае произношение и написание не отличается? (под ударением)
- А когда отличаются? (без ударения)
- Давайте попробуем определить тему нашего урока (ответы детей)
- Откроем учебник на с.123 и прочитаем тему нашего урока «Безударные гласные в корне слова».
Мы сегодня должны научиться находить безударную гласную в корне слова. Значит правильно ставить ударение, выделять все гласные и находить безударную.

5.Физкультминутка.
6. Первичное закрепление.
- Ребята, при написании какой гласной, ударной или безударной, можно ошибиться? (безударной)
Значит, нужно уметь эту безударную гласную находить.
Парная работа на карточках.
- Найдите и подчеркните слова с безударной гласной в корне. А как найти эти слова?
(Определить корень, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную)
У доски работают двое учеников, на обороте доски.
Проверка с доской.
- Поднимите руки, у кого нет ошибок? Молодцы!
- Итак, что нужно сделать, что бы ни у кого не было ошибок?
- Нужно тренироваться.
Физкультминутка - игра
Игра «На определение положения ударения»
На пальцах с закрытыми глазами определяют ударение (6 – 7 слов)


7.Закреление. Работа по учебнику.
Упражнение 213. Двое у доски, а остальные по вариантам.
Проверили с доской.
- В каком из столбиков слова с безударной гласной в корне слова? (во 2- м)
Выделяем корень, ударение, безударную.
- А в каком из столбиков находятся слова, в написании которых можно ошибиться?
- А кто из вас скажет, как называется эта орфограмма?
- Давайте еще раз прочитаем тему урока в учебнике (прочитали)
- Эта и есть наша новая орфограмма.
8. Итог.
- Давайте вернемся к нашему слову река. Так, почему же у нас написание отличается от транскрипции? (ударение выделяем цветным мелом)
Звук и находится в безударном положении.
- А как ее проверить, эту орфограмму мы узнаем на следующем уроке.
А дома пока потренируетесь определять ударения в словах.
Д/З упражнение 214.
9. Рефлексия.
- Встаньте, кто считает, что хорошо сегодня работал.
- Что нового узнали для себя? Что трудное показалось вам?

























Самоанализ
В классе 23 ученика, уровень развития учебных навыков очень неравномерен. Пять учащихся, отличает высокая степень активности на уроках, при этом 7 – 8 человек на уроках пассивны.
Тип урока – изучение нового материала. Тема: «Безударные гласные в корне слова».
Данный урок является вводным в изучении новой темы, в связи, с чем целью являлось: введение новой орфограммы. Для достижения этой цели ставились следующие задачи: 1) провести наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне слова; 2) развивать орфографическую зоркость; 3) воспитывать культуру ответа.
Из использованных методов одним из главных являлся проблемный, что позволило активизировать деятельность учащихся. Решению поставленных задач способствовало использования фронтальной, парной, индивидуальной работы.
В соответствии с целями с содержанием и формой урока мною были подобраны средства обучения: работа с доской, работа с учебником, работа с карточками.
Первый этап урока – чистописание. 1) способствовало развитию навыков каллиграфии; 2) помог поставить созданию проблемной ситуации.
Кроме этого материал минутки чистописания основан на использовании регионального компонента. Предложение взято из разработанных мною дидактических материалов.
Этап поиска решения проблемного вопроса проводили в форме фронтальной работы. Наиболее оптимальной на данном этапе позволившей определить тему урока самими учащимися.
Первичное закрепление проводилось в форме парной работы, что позволило каждому ребенку проверить свои знания.
Закрепление изученного материала проводилось в форме дифференцированной работы на материале упражнения учебника. Результат этой работы позволило вновь вернуться к проблемной ситуации урока и сформировать ее решения.
Этап рефлексия показал, что дети приняли активное участие в работе на уроке. Урок был для них интересен. В целях сохранения здоровья учащихся, использовалась активно физкультминутка и игра по определению положения ударения, направленная на релаксацию глазных мышц и развитию моторики руки.
Конечный результат показал, что учащиеся тему урока поняли, поставленные задачи решили. Считаю, урок цели достиг. Домашнее задание явилось органическим продолжением данного урока.





15