Статья Использование методов визуализации на уроках математики



Статья опубликована в блоге ГМО по адресу
http://gmomatematik.blogspot.ru/p/blog-page_1383.htmlИспользование методов визуализации на уроках математики
Кузнецова Наталья Николаевна,
учитель математики БОУ г. Омска «СОШ № 68»
Визуализация в общем смысле — метод представления информации в виде оптического изображения (например, в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т. д.). Очень эффективно визуализация используется для представления изначально не зрительной информации (например, температуры, плотности населения, распределения уровней электромагнитных полей и т. д.).
Считается, что зрение обеспечивает человеку около 90 % информации. Рассматривание изображений позволяет исследовать пространственные структуры, имеющиеся в объекте; распределение оптических плотностей и цветов — отражает важнейшие сведения о свойствах реальных и виртуальных объектов окружающего мира. К основным способам визуального представления функциональных зависимостей, изучаемых в курсе математики средней школы, относят: текстуальный, табличный, аналитический, алгоритмический, графический.
При изучении темы «Действия с десятичными дробями» в 5 классе, я использовала приём, с которым нас познакомили на курсах: «Выглядит, как… . Звучит, как…».
Я разработала и применила на уроке карточку, которая состоит из 4 колонок:
- номер правила;
-понятие;
-выглядит, как…;
-звучит, как… .Разрабатывая колонку «Звучит, как…», я использовала прием работы с текстом «Ключевые слова».
Карточку я использовала при организации групповой работы по 4 человека. Работая в группах, учащиеся повторили правила, выбрали выступающего от группы и сформулировали 8 правил.
Предлагаю ознакомиться с карточками, разработанными мною, к уроку (Приложение 1).
Приложение 1.
Прием «Выглядит, как… . Звучит, как….»
Тема «Десятичные дроби»

п/пПонятие Выглядит, как… Звучит, как…( ключевые слова)
1 Сложение, вычитание + 1,2 - 3,700
4,56 2,651
5,76 1,049
При сложении десятичных дробей запятая__________________ _____________________, аналогично поступаем и при __________________, если необходимо, то приписываем _______________________________________________________
2 Умножение х 18
0,0008
0,0108
х 0,254
0,03
0,00762
При умножении десятичных дробей на запятую ________________________________ , а умножаем как _____________________________, но в произведении _______________________________________________________ ,
сколько их в обоих множителях___________________
3 Умножение
на 10, 100, 1000 и т.д. 4,6 ∙ 10 = 46
4,6 ∙ 100 = 460
4,6 ∙ 1000 = 4600 При умножении десятичной дроби на 10, 100, 1000,…___________________________________________ вправо___________________________________________
4 Умножение
на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д. 4,6 ∙ 0,1 = 0,46
4,6 ∙ 0,01 = 0,046
4,6 ∙ 0,001 = 0,0046 При умножении десятичной дроби на 0,1; 0,01, 0,001,…___________________________________________ влево___________________________________________
5 Деление на натуральное число 19,2 8
- 16 2,4
32 - 32 0 При делении десятичной дроби на натуральное число в частном ставим запятую тогда, когда__________________________________________________
6 Деление на 10, 100, 1000 и т.д. 4,6 : 10 = 0,46
4,6 : 100 =0,046
4,6 : 1000 =0,0046 При делении десятичной дроби на 10, 100, 1000,…___________________________________________ влево___________________________________________
7 Деление надесятичную дробь 0,5:0,4=5:4=1,25
5 4
- 4 1,25
10 - 8 20 - 20 0 0,05:0,2=0,5:2=0,25
0,5 2
- 0 0,25
5 - 4 10 - 10 0 При делении десятичной дроби на десятичную дробь сначала в делимом и в делителе___________________________ вправо
_________________________ сколько их ____________________,
а затем выполняем деление на ___________________________
____________________
8 Деление на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.
4,6 : 0,1 = 46
4,6 : 0,01 = 460
4,6 : 0,001 = 4600 При делении десятичной дроби на 0,1; 0,01, 0,001,…опять же в столбик не____________ , а запятую двигаем в__________ ,т.е. поступаем так, как ______________________________________
________________________________(смотри правило 3)