Программа кружковой работы по нравственно патриотическому воспитанию


Программа кружковой работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Пояснительная записка
Малая Родина... У каждого человека она своя,
но для всех является той путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни определяет очень многое,
если не сказать — всё.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
В обобщенном мною опыте решены следующие проблемы:
- создание предметно-развивающей среды в детском саду, способствующей воспитанию гражданина, патриота;
- разработано перспективное тематическое планирование по реализации системы работы;
- установлены тесные связи с семьей.
Задачи :1. Создать в окружении ребенка эмоционально благополучную атмосферу, включающую в себя книги, иллюстрации, оформление интерьера.
2. Подобрать художественную литературу, методические пособия, где рассказывается о Ставропольском крае, знаменитых людях, об искусстве, о родном селе .
3. Организовать деятельность детей, способствующую развитию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семьей, детскому саду.Педагогические средства
1.Формы проведения: НОД, развлечения, викторины, экскурсии, чтение художественных произведений, самостоятельная игровая деятельность.
2.Форма организации: подгрупповая.
3.Методы:
- словесные – беседы, рассказы, чтение художественной литературы.
- наглядные – рассматривание книг, иллюстраций, фото, слайды.
4. Приемы: разъяснения, указания.
Технология
Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого –
любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому, настоящему,
ко всему человечеству.
В настоящее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края, связано с изучением механизмов социализации, формирование социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирование знаний о трудовой деятельности взрослых.
Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, так как общество сегодня предъявляет новые требования социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложение сил и максимально полная личностное развитие.
В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.
Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родное село. Это мир взрослых, с которым ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему понять окружающую действительность.
Одной из воспитательно-образовательных задач в дошкольном возрасте является ознакомление детей с окружающим им миром, с обществом, в котором дети живут. Решение этой задачи осуществляется в повседневном общении с детьми в быту, так и на занятиях.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.
Цель моей темы это создание системы работы, предметно-развивающей среды в детском саду, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
В рамках данной темы мною разработан и систематизирован методический инструментарий:
- перспективный план работы;
- конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с малой родиной;
- цикл экскурсий и наблюдений;
- консультационный материал для родителей и педагогов ДОУ;
- оформлен фотоальбом «Папа, мама, я - дружная семья»;
- оформлены авторские выставки родителей, фотогазеты.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В группе был оформлен патриотический уголок. Родители проявили интерес к нашей работе и помогли в создании и оформлении, котором содержится информационный материал и наглядный материал, необходимый для проведения НОД.
« С чего начинается Родина?»
Научное обоснование
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Актуальность проблемы
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Цель разработки
- формирование социально-активной личности;
- развитие чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
- воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите.
Тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому, социально- личностному развитию в старшей группе ДОУ.
Основные задачи и разделы
раздел задачи
Мой дом – моя семья Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.
2.Приобщение к истокам Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
3.Родной край Расширять знания детей об истории села; воспитывать любовь к родному краю, его жителям.
4.Земля наш – общий дом Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны.
5.Защитники Отечества Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
6.Беседы о правах ребёнка Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка».
7.Открой себя Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей.
Отбор содержания занятий по разделам, с учётом патриотического воспитания детей дошкольного возраста, осуществляется через включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.

Перспективное планирование
Сентябрь Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. Цель: определение уровня знаний детей о Родине.
Октябрь 1.«Давайте познакомимся»
2. «Земля – наш общий дом»
3. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский»
4. «Рассказ о животном мире Ставрополье» Цель: уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.
Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.
Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному селу, народному творчеству.
Цель: расширить представление детей о природе Ставрополья, его животном мире; воспитывать любовь к родному краю.
Ноябрь 1. «Малая родина. За что мы любим своё село»
2. «Щедрые дары природы Ставрополья»
3. «Если ты узнаешь Ставрополье – не забудешь никогда»
(викторина)
4. «Государственные символы России – флаг, гимн, герб» Цель: уточнить представление детей о родном селе, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Цель: познакомить детей с лекарственными растениями; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Цель: активно поддерживать инициативные высказывания на вопросы викторины; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные суждения; воспитывать любознательность, интерес к своей Родине – России, стремление узнать природу Земли.
Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.
Декабрь 1. «История возникновения герба Грачёвского района»
2. «Что такое генеалогическое дерево»
3. «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию»
4. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье» Цель: закрепить и обобщить знания детей о символе Грачёвского района – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким , осознание важности семьи для человека.
Программное содержание:
1.Ребёнок имеет право на имя, отчество, фамилию.
2.Имя ребёнку даётся по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.
3.Фамилия ребёнка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей - по их соглашению.
Программное содержание:
1.Ребёнком признаётся лицо, не достигшее 18 лет.
2.Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье.
3.Ребёнок имеет право на общение с родителями и другими родственниками.
Январь
Февраль 1. «Право ребёнка на охрану физического здоровья»
2. « Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья»
3. «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении»
4. «Права и обязанности ребёнка»
1. «Как жили славяне»
2. «Забавы вокруг печки»
3. «Защитники земли русской»
4. «Есть такая профессия – Родину защищать»
Программное содержание:
1.Ребёнок имеет право на охрану здоровья.
2.Детям оказывается бесплатная медицинская помощь, предусматривающая профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-профилактическую работу, санаторно-курортное лечение.
Программное содержание:
1.Ребёнок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред духовному здоровью, нравственному и психическому развитию.
Программное содержание:
1.Дети имеют право на воспитание в образовательных учреждениях.
2.Образовательные программы должны быть направлены на формирование у детей:
гражданственности, патриотизма;
представлений о нравственности;
трудолюбия;
экологической культуры;
эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное;
коммуникабельности в общении со сверстниками и взрослыми людьми;
физической культуры и навыков здорового образа жизни.
Цель: закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду.
Цель: познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине.
Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине.
Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
Цель: познакомить детей с различными видами родами войск , с их воинской службой; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.
Март 1. «Мужчины и женщины в семье»
2. «Отражение народных традиций в национальном костюме»
3. «Русские народные промыслы»
4. «Как живут в деревне? Добрые избы» Цель: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу.
Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.
Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.
Цель: вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка , украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни.
Апрель 1. «Многонациональная Родина»
2. «Что такое героизм?»
3. «Боевая слава нашего народа»
4. «Знаменитые земляки» Цель: формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.
Цель: формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них.
Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.
Май 1. «День Победы»
2. «Моё село: вчера и сегодня»
3. « Поляна детства»
4. «Мы – патриоты» Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну.
Цель: познакомить детей с историей возникновения села, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма.
Цель: диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине.
Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике.
Продолжительность занятий – 25 минут
2 подгруппы по 12 человек
1 занятие в неделю для каждой подгруппы
Литература:
1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера», 2004
2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007
3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: ТЦ « Сфера»,2005
4.Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008
5. Литвинова Р.М. Дошкольник в пространстве Ставрополя и Ставропольского края. С. СКИПКРО. с.-66-80.
6. Литвинова Р.М. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С. 2010.-390с.сб-к1.
7.Литвинова Р.М. Казаки на Ставрполье. С. 2009.-220с.
8.Литвинова Р.М., Пащенко А.Т. Региональная культура: художники, писатели, композиторы. С. 2010.-250с.