Научно-методическая разработка на тему Персонифицированный подход — основа профилактики правонарушений и безнадзорности в начальной школе


Персонифицированный подход - основа профилактики правонарушений и безнадзорности в начальной школе
В настоящее время одной из актуальнейших проблем является проблема поиска эффективных путей в области профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
У каждого из нас возникал вопрос: Почему дети совершают различные правонарушения?
Следует отметить, что ответ на данный вопрос является объектом исследований многих ученых: О.Б. Андреевой, К.Л. Бугайчука, С.Ф. Денисова, Е.В. Додина, Т.Л. Кальченко, Я.М.Квитки, А.И. Остапенка, С.Г. Поволоцкой, В.И. Ремнева и других.
Более того, каждый учитель в процессе педагогической деятельности старается помочь ребенку «не оступиться». Однако, несмотря на проводившиеся исследования данного вопроса и накопленный практический опыт, до сих пор не существует «таблетки» от правонарушений и безнадзорности.
Масштаб данной проблемы велик, о чём свидетельствует разработанная на государственном уровне внушительная нормативно-правовая база. В неё входят следующие документы:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс РФ №51-ФЗ (ч.1); №14-ФЗ (ч.2);
- Семейный кодекс РФ № 223-ФЗ от 29.15.1995 г.
- Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях (с изменениями на 1 декабря 2007 года) (извлечение со ст.ст.5.35.;6.1.;6.8.;6.9.;6.10.;6.11.;6.12.;6.13.;7.27.;19.13.;20.1.;20.20.; 20.21; 20.22.);
- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Федеральный закон от 24.06.1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13.01.2001 г., 07.07.2003 г., 29.12.2004 г.) (извлечение ст.
с 1 по 8.1.; с 9 по 31.; 31.1;31.2.;31.3; 32)
и другие.
В ФГОС НОО обозначен портрет выпускника начальной школы, одними из компонентов которого является «человек, уважающий и принимающий ценности семьи и общества»; «готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом» [1].
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обозначен «современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [2].
Всё этого подчёркивает актуальность рассматриваемой проблемы.
Негативной тенденцией современного времени является то, что совершать правонарушения стали и обучающиеся начальной школы.
Психологами установлено, что младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью. Здесь закладываются ценностные основы. Недостатки развития и воспитания будут накладывать отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка.
Поэтому очень важно не упустить момент правильного становления ребенка, законопослушного гражданина.
Как это сделать?
Во-первых, нужно чётко представлять, что такое «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «безнадзорный несовершеннолетний».
Во-вторых, необходимо установить причины, по которым несовершеннолетний совершает правонарушения.
В-третьих, содействовать тому, чтобы ребенок не совершал противоправных деяний.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении [3].
Безнадзорный несовершеннолетний - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц [3].
Среди причин правонарушений можно выделить следующие:
экономическая и социальная незащищённость;
неблагополучие в семье (в том числе недостаточная или избыточная забота о ребенке со стороны родителей, безнадзорность, конфликты в семье и т.п.);
педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к обучению и т.п.);
влияние дурной компании, окружения, социума;
отчужденность детей от семьи, школы и общества;
частые случаи раннего антисоциального поведения.
Убеждены, что профилактические мероприятия приведут к положительному результату только в том случае, если они будут носить системный и персонифицированный характер.
Отметим, что на современном этапе развития воспитательных систем значительный вклад в решение проблемы персонификации вносят Е.Н. Степанов, Г.Д.Кочергина, Е.В.Володина, А.М. Сидоркин, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и многие другие.
С нашей точки зрения, наиболее значимого результата в области профилактики правонарушений и безнадзорности детей можно достичь, реализуя персонифицированный подход, системообразующим компонентом которого является трехмерное взаимодействие в событийной общности: ребёнок (субъект) – семья – школа (включая внеурочную, кружковую, секционную и др. деятельность). Данный подход предполагает создание благоприятных условий для саморазвития, индивидуальной и совместной деятельности ребенка (субъекта) в событийной общности.
Безусловно, нельзя не учитывать то, что оказывать влияние на становление ребенка как законопослушной личности будут и другие члены событийной общности (сверстники и др.).
Ведущими принципами персонифицированного подхода в области профилактики правонарушений и безнадзорности младших школьников являются:
законность;
гуманизм;
демократизм;
конфиденциальность.
Основные направления профилактики правонарушений и безнадзорности в начальной школе следующие:
реализация персонифицированного подхода к формированию личности младшего школьника путем установления трехмерного взаимодействия в событийной общности посредством сотрудничества школы с ребенком и его семьёй;
личный пример родных, в том числе отсутствие вредных привычек;
заинтересованность в ребенке со стороны взрослых;
мотивированность ребенка на успешную деятельность;
сохранение здоровья несовершеннолетнего;
разумный контроль со стороны взрослых (отсутствие безнадзорности);
вовлечение в это взаимодействие социальных, психологических и иных служб с целью своевременного выявления проблемного поля в развитии ребенка, а также для оказания оперативной помощи несовершеннолетним и их семье;
индивидуальная работа с семьёй, построенная на доверии и взаимном уважении;
осуществление классным руководителем индивидуальной траектории развития и воспитания ребёнка;
занятость несовершеннолетнего в различных видах деятельности (учебной, внеурочной, кружковой и т.п.);
ведение «Портфолио» как инструмента для самосовершенствования личности.
Таким образом, проблема, связанная с профилактикой правонарушений и безнадзорности младших школьников, на сегодняшний день является актуальной. Способствовать решению данной проблемы возможно путем реализации персонифицированного подхода, системообразующим компонентом которого является трехмерное взаимодействие в событийной общности: ребёнок (субъект) – семья – школа (включая внеурочную, кружковую, секционную и др. деятельность), предполагающего создание благоприятных условий для саморазвития, индивидуальной и совместной деятельности ребенка.
Список литературы
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
Федеральный государственный образовательный стандарт. - М.: Просвещение, 2009.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г.)