Формы социальной помощи семье и детям в условиях ДОУ


Формы социальной помощи семье и детям в условиях ДОУ
Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Изучение исторического опыта позволяет перенимать и внедрять интересные идеи, творческие находки, учиться на чужих ошибках. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т.Н.Дороновой, О.И.Давыдовой, Е.С.Евдокимовой, О.Л.Зверевой и др.
Объект исследования: взаимодействие воспитателей и семей в условиях ДОУ
Предмет: формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить формы взаимодействия воспитателя ДОУ с различными семьями и детьми.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что социально-педагогическая поддержка во взаимодействии с семьями осуществляемая ДОУ существенно повлияет на взаимоотношения родителей и детей в семьях, при условиях:
- планомерной работы с семьями;
- включения родителей в разнообразную деятельность ДОУ.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить формы социально – педагогического взаимодействия педагогов ДОУ с семьями;
2. Рассмотреть психолого - педагогические основы взаимодействия семьи и педагога;
3.  Охарактеризовать основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов дошкольного образования.
Для достижения поставленной цели и решения задач использовался следующий комплекс методов:
Теоретические: анализ отечественных и зарубежных литературных источников; сравнение и обобщение научно-исследовательских работ по выбранной теме.
Эмпирические: анкетирование, методики, беседа.
Статистические: количественная и качественная обработка материалов, методы математической статистики, множественное сравнение.
Практическая часть нашего исследования состояла из двух этапов: констатирующего и формирующего. Цель констатирующего этапа эксперимента - изучить систему социально-педагогической работы с семьей в условиях ДОУ.
В соответствии с целью были поставлены такие задачи:
1.Изучить документацию детского сада, педагога-психолога и воспитателей.
2.Проанализировать годовой план ДОУ №17Лесная сказка».
3.Изучить оснащение методического кабинета.
4.Провести анкетирование педагогов и родителей.
Практика показала, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны - и дошкольное учреждение, и семья. Однако эта потребность зачастую бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обращаются к педагогу с советами, предложениями, просьбами, касающимися каких-либо текущих событий. Таким образом, основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
На формирующем этапе исследования был реализован социально педагогический проект “Дружная семья”
В процессе реализации проекта были проведены такие занятия, как: рисунки детей «Моя семья», сочинения родителей, беседы:«круглые столы», Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг” беседы с детьми о своей семье, родственниках и др. Путешествие в сказку « Сказка - ложь, да в ней намек…» Работала Театральная гостиная, Читали художественную литературу по теме “Моя семья”, о взаимоотношениях в семье: О. Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”, Александрова З.Н.“Посидим в тишине” просмотр видеофильмов о семье (В.Катаев “Цветик-семицветик ,“Снегурочка”, “Морозко” и другие). Составляли таблицы-схемы “Моя родословная”. Были организованы дидактические игры “Кто старше?”, “У кого сегодня день рожденья?”, упражнения “Кем ты приходишься своим родителям?”, “Кто ты для бабушки?”, “Огорчится ли мама, если…”. Разучивали пословицы и поговорки о семье, дружбе, пальчиковые игры. Изготавливали подарки для родителей. Сюжетно-ролевые игры “Семья”, “Дочки-матери”. Выставка рисунков “Моя мама – самая лучшая”. Занятия: “Дружная семья”, “Вместе весело шагать”.
Список литературы
Прищепа, С.С. Сотрудничество педагога с семьей.//Управление ДО, 2006№ 3- 89-101 стМейер, А. Деятельность ДОУ по организации работы с родителями воспитанников (социально-неблагополучными семьями). //Дошкольное образование,2004 № 21- 7 стДанилина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.(Детский сад и семья).// Дошкольное воспитание, 2000 №1- 41-48 ст, окончание-// там же №2- 44-49 стКравцова Е.Ребенок и его семья/Е.Кравцова//Дошкольное образование.-2008.-№19.-С.6.
Загик Л.В., Иванова В.М.. Воспитатели и родители.-М.: Просвещение,.1985.-96 с.
Галагузовой М.А..Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. Высш.учеб.заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –
416ст