Презентация по русскому языку на тему Правописание гласных в корнях с чередованием -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-.


«Правописание гласных в корнях с чередованием -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-»Цели и задачи:учить правильно писать корни равн- / ровн-; мак- / мок-;развить логическое мышление, письменную и устную речь;воспитывать интерес к русскому языку. Синтаксический разбор Взлетает с цветка тяжёлый шмель а цветок ещё долго качает своей головкой.Землю солнце красит а человека – труд. Взлетает с цветка тяжёлый шмель, а цветок ещё долго качает своей головкой.Землю солнце красит, а человека – труд. В корнях -гор-, без ударения пишется о, а под ударением та гласная, которая слышится.Исключение: пригарь.Объяснительный диктантКостёр разг…рается, красивый заг…р, молоко приг…рело, наг…р на свеч(?)ке, обг…релые ветки, уг…рный газ. Ключ:Костёр разгорается, красивый загар, молоко пригорело, нагар на свечке, обгорелые ветки, угарный газ. Корни с чередующимися гласными:написание зависит от суффикса -а-написание зависит от согласной буквынаписание зависит от значения слованаписание зависит от ударения -МАК- «погружать в жидкость» макать сухарь в чай-МОК- «пропускать жидкость» непромокаемый плащ -РАВН- «равный, одинаковый, наравне»решить уравнение -РОВН- «прямой, гладкий, ровный» заровнять яму Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь. Словарно-орфографическая работаПром…кательная бумага, непром…каемый плащ, обм…кнуть перо в чернила, вым…кнуть под дождем, м…кать хлеб в молоко, задачи с ур…внением, подр…вняться в строю, зар…внять поверхность, земная р…внина. Ключ:Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, земная равнина. Промочил, обмакнул, заровнял, приравнял, равнобедренный, равнину, равняйсь, ровняла, непромокаемый. Творческая работаМальчик в луже сильно … ноги.Маляр … валик в синюю краску.Строитель … поверхность комнаты.Физик … две величины.Ученик правильно построил … треугольник.Путешественник взошел на … .Учитель физкультуры сказал: «… смирно».Наша бабушка … грядки на своем огороде.Я надела … новый плащ. Самостоятельная работаМ_кать хлеб в молоко, ботинки нам_кли, м_кать сухарь в чай, обувь пром_кает, обм_кнуть перо в тушь, подм_чил репутацию, м_чить волосы, пром_кашка, сапоги пром_кают, непром_каемое пальто, разм_кло от слез, аккуратно м_кать, пром_кательная бумага, обм_кнул кисточку в воду, вым_кнешь до нитки, отм_кал в горячей ванне, м_кнул и съел, пром_кнуть салфеткой. Рефлексия- Что нужно знать о правописании корней -мок-/-мак-?- От чего зависит правописание корней  -равн-/-ровн-?- Какие слова-исключения вы знаете на изученное правило? Домашнее заданиеСоставить 7 предложений, включив в них слова с чередующейся гласной в корне-мок-/-мак-; -равн-/-ровн-.