Выступление на педсовете Работа с одаренными детьми

Работа с одаренными детьми в школе.
                                                                       Дети - национальное
достояние любой страны,
а одаренные дети - ее
интеллектуальный
творческий потенциал.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест.  Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий.  Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями.  И,  прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности.   Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения.  И именно высоко - одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Также  давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве. Поэтому раннее выявление, развитие и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых,  в особом внимании и руководстве.  Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
У одаренных детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию.
Вслед за исследователями одаренности школьников, выделяю три группы таких обучающихся в своих классах.
Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей. К сожалению, в малокомплектной школе с численностью менее 100 человек, таких детей очень мало.
Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний.
Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.
В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать пути их достижения, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.
Однако нередко в современной школе одаренные дети испытывают дискомфорт из-за отсутствия отмеченных выше условий и, особенно дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний, проявления интересов и потребностей в применении знаний на практике.
 Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.  Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни.  Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта. Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного.  Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению - это внутреннее условие умственного роста.  Окажется ли оно устойчивой, особенностью на последующих возрастных этапах, не известно.
Творческие устремления ребенка,  продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренной личности.
Одаренные дети,  демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей: талантливый человек талантлив во всем.
За 23 года работы в школе, мне посчастливилось  работать с одаренными детьми.  На самом деле эти дети одаренны во всем. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.  Как правило,  их отличает высокая любознательность и исследовательская активность.
Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему.  Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности.
В настоящее время в психологической литературе представлены два основных взгляда на процесс установления одаренности.  Один из них основан на системе единой оценки. Например, ребенок считается одаренным, если он набрал количество баллов по шкале Станфорд-Бине, превышающее некоторое пороговое значение.  В разных источниках указываются различные значения этого порогового показателя для отнесения ребенка к группе одаренных.  Другой подход основан на комплексной оценке, включающей множество оценочных процедур (тестирование, опрос учителей и родителей и т.д.).  Однако  и комплексный подход не избавляет полностью от ошибок.  Печальна судьба тех детей, которые были отнесены по результатам обследования к числу одаренных, но затем никак не подтвердили этой оценки.
Однако даже при весьма квалифицированном использовании и лучшие тесты не застраховывают от ошибок. Кроме того, необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности.
Одним из хороших  методов является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему. То есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.
Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают.  Применяют и так называемое включенное наблюдение, когда сам наблюдатель является участником происходящего. Некоторые современные исследователи охотно разрабатывают такие формы эксперимента, в которых важная роль отводится наблюдениям.
Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным. Одаренность - «дело штучное», это всегда индивидуальность, и здесь каждый случай требует прежде всего индивидуального лонгитюда, то есть монографического описания и анализа. Имеется в виду систематическое наблюдение за испытуемым на протяжении ряда лет. Наблюдение может быть непрерывным, изо дня в день, а может, и с перерывами. Для эффективного применения этого метода я как учитель математики в основной школе, в этом году разработала курс «Занимательная математика » для младших школьников, который рассчитан на 4 года, обучение начинается с 1 класса.
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию.  Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Моя первоочередная задача, как учителя, при работе с одаренными детьми правильно составить индивидуальный план работы с каждым ребенком.  
Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития.  Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он  начнет подстраивать  выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии. Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.
Считается, что ускорение  - наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями. Существуют некоторые формы ускорения, например, раннее поступление в школу.  С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой - есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и эмоциональном развитии детей. Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей,  когда интеллектуальной готовности соответствует и личностная зрелость ребенка.
В нашей школе ведется  большая работа по выявлению, развитию и воспитанию одаренных детей. Учителя привлекают их к участию в различных конкурсах, заочных и очных олимпиадах,  чемпионатах.  Многие одаренные дети нашей школы участвовали и стали призерами и победителями международного математического конкурса «Кенгуру»,  межрегионального  конкурса по русскому языку «Русский медвежонок», конкурса Мультитест и Олимпус, Молодежных предметных чемпионатов по биологии, обществознании.
В  заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми  - это сложный и никогда не прекращающийся процесс.  Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.  К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, только высоко - одаренные  люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и  не развивать таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.
                                                            Литература
Давыдов В.  В. Теория развивающего обучения. М.,1996.
Левашов В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование? // Психологическая наука и образование. 2009. № 4.
Парето В. Компендиум по общей социологии. М., 2007.
Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 2003.
Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М., 2002.
Рубцов В.  В. Социально-генетическая психо логия развивающего образования: деятельност ный подход. М., 2008.
Юркевич В.  С. Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества // Пси хологическая наука и образование. 2009. № 4.
Vђ Заголовок 215