Развитие ценностных ориентаций в условиях онтогенеза


Развитие ценностных ориентаций у детей в условиях онтогенеза
Проблема изучения ценностных ориентаций личности привлекала внимание многих отечественных и зарубежных исследователей (Ю.Н. Узнадзе, 1966; Ф. Клакхон и Ф. Стродбек, 1961; А,Г. Здравомыслов, 1967; Е.П.Ильин 2000; Г. Олпорт, 1998; А.В. Миронов, 2007; В.А.Ядов, 1972; М.А. Пономарева, 2008 и другие)Прежде чем говорить об особенности формирования ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста рассмотрим понятие «ценностные ориентации» личности.
Каждое общество имеет индивидуальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему транслируетименно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая размытость общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм [42].
Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации и являются факторами, оказывающими влияние на формирование ценностных ориентаций личности.[62].
Ведущие психологи XIX-XX столетий различных научных школ особое значение в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают дошкольному периоду и раннему детству: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно, и наиболее интенсивен именно период дошкольного детства [56].
Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии, педагогики. Многие ученые, такие как Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский,.Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности.
Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др.
Существует достаточное количество определений этого понятия [11], [32], [50]. Например:
-Ценностные ориентации - ориентация человека на определенные ценности возникает в результате их предварительной положительной оценки. Однако об ориентации на ту или иную ценность можно говорить только тогда, когда субъект запроектировал в своем сознании (или подсознании) овладение ею. А это человек делает, учитывая не только свои потребности, но и свои возможности. 
-Ценностные ориентации –предпочтения личности, позволяющие ей ранжировать объекты по значимости для нее. Могут выступать в качестве побуждающих стимулов к достижению определенных целей, вследствие чего приобретать функцию регуляторов социального поведения.
-Ценностные ориентации- элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. 
-Ценностная ориентация-  определенные устремления, желания, потребности человека,  выступающие для него в качестве важнейших личных ценностей и целей жизнедеятельности.
Исследования ценностей могут проводится на двух уровнях анализа: личностном, т.е. индивидуальных различий и на уровне культуры. Ценности могут быть рассмотрены и как элементы когнитивной структуры личности, и как элементы ее потребностно - мотивационной сферы.
Представители гуманистического направления рассматривают вопрос о регулятивной роли высших человеческих ценностей, как смысловых образованиях. Наиболее существенным звеном теории личности А.Маслоу (1982), выступает самоактуализация, т.е. стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которое является высшей ступенью в иерархии потребностей [4].
Г. Олпорт понимал ценности как смысловые образования. Он считал, что ценности определяют все стремления человека найти порядок и смысл в жизни. Ученый также полагал, что созревание личности это непрерывный продолжающийся всю жизнь процесс становления.
З. Фрейд(1920) напрямую не занимался проблемой ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась. «Суперэго» Фрейда представляет собой по существу хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установок, этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей или цензором деятельности и мыслей «Эго», устанавливая для него определенные границы.
Рассмотрев определения ценностей зарубежных ученых S.H. Schwartz и W. Bilsky, (1992) описывают их основные характеристики [1] :
Ценности – это убеждения(мнения). Это не объективные, холодные идеи, а наоборот, когда ценности актуализируются, они сливаются с чувством и окрашиваются им;
Ценности – желаемые человеком цели и образ поведения, способствующий достижению этих целей;
Ценности не ограничены определенными действиями и ситуациями;
Ценности выступают в качестве стандартов, определяющих выбор или оценку поступков, людей и событий.
Ценности, обычно , упорядочены по рангу относительно друг друга.
Ю.М. Жуков (1976), Б.С.Братусь (1981, 1985), В.П. Зинченко(1998), О.А.Тихомандрицкая, Е.М.Дубовская (1999), Л.Э.Пробет (2001), Б.Г. Ананьев (2001), О.В. Дыбина (2009) и др. указывают на смысловую природу ценностей. Б.С. Братусь отмечает, что личностно-смысловой уровень определяет качество смысловых отношений человека. Указывает на то, что личностные ценности есть осознанные и принятые человеком общие смыслы жизни. Ф.Е. Василюк говорит, что на определенном этапе жизни ценности приобретают форму смыслообразующих мотивов. Д.А. Леонтьев (2003) относит ценности к смысловым структурам подобно тому, как Б.С. Братусь (1994) и Е.З. Басина (1986) понимают их как разновидности смыслового образования [21].
Ценностным ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются. Принятие и освоение ценностей сложный и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов.
Понятие «ценностные ориентации» было введено в послевоенной социальной психологии, рассматривалась как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя «ценностные ориентации» рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надиндивидуальных ценностей, понятия ценностей и ценностных ориентаций различались либо по параметру "общее — индивидуальное", либо по параметру "реально действующее — рефлексивно сознаваемое" в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании [29] [61].
Сейчас более принятым является определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностные ориентации — как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности.
Ценностные ориентации личности формируются в процессе социализации через усвоение ценностей общества, референтных социальных групп и общечеловеческих ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры, в социальных нормах, обычаях, традициях, обрядах и др. Усвоение определенной ценности подразумевает осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность по законам данной ценности (добра, справедливости, порядка, прогресса и др.), выступающей как эталон должного. Ценностные ориентации личности образуют устойчивую иерархически организованную систему, изменения в которой сопряжены с изменениями личности в целом [25]. 
Ценностные ориентации – понятие, выражающие положительную или отрицательную значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности. В данной работе используется термин «ценностные ориентации» в интерпретации, предложенной Б. Мещеряковым и В. Зинченко, в которой ценностные ориентации рассматриваются как важный компонент мировоззрения личности, выражающий в ее стремлении в отношении тех или иных человеческих ценностей (безопасность, здоровье, комфорт, труд, познание, творчество и др.)
В классической психологии обнаруживается использование других понятий, сходных по содержанию с «ценностными ориентациями»: А.Н. Леонтьев (личностный смысл), В.А.Ядов (диспозиция), Л.И.Божович («внутренняя позиция личности»), Б.Д. Парыгин( умонастроение ), А.Маслоу (метамотивы), Д.А. Леонтьев (смысл), Д.Н. Узнадзе (установка), Б.С. Братусь (смысловые ценности). Являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации заключаются внутрь более широкого понятия направленности личности, которое содержит в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, которые проявляются в любой ситуации (F. Kunkel, 1934; Л. Колберг, 1963; Л.И. Божович, 1968; С.Г. Якобсон, 1969; Б.И. Додонов, 1970, Л.С. Славина, 1972; С.Г. Якобсон, В.Г.Щур, 1977 и др) [37].
Начальные этапы формирования ценностных ориентаций относится к дошкольному возрасту, когда воспитание ребенка осуществляется в условиях семьи и дошкольных учреждений. Воспитание призвано способствовать достижению основных ценностей жизни и культурно жизненного опыта.
Согласно психологическим исследованиям (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.С. Мухина и др.) период дошкольного детства имеет переходящее значениев жизни человека для формирования его личности и ценностных ориентаций [41].
Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского развития, длится который с пяти до семи лет. Последний год характеризуется продолжением становления психологических образований, которые появились у ребенка в пять лет. Происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями [19].
Изменения в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным.
Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное) [17].
Ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дошкольники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.
Существует большое количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций. Можно утверждать, что определение ценностных ориентаций начинается с попытки их соотнесения с другими понятиями [23].
Барабанщиков Б.А. в своей статье «Системная организация и развитие психики» в результате анализа основных видов ценностей специалистами выделяет три уровня их организации:
Наиболее обобщенные, абстрактные ценности: духовные, социальные, материальные; духовные ценности в свою очередь дифференцируются на познавательные, эстетические, гуманистические и др., социальные - на ценности социального уважения, социальных достижений, социальной активности и т.д.
Ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность, активность, доминантность и т.п..
Наиболее характерные способы поведения личности, выраженные в реализации и закреплении ценностей свойств.
Индивид осознает мир через призму ценностей; социальный мир, естественно, рассматривается через призму социальных ценностей. Они могут быть разного уровня: глобальные - добро, красота, свобода и пр. и приближенные к обыденной жизни - хорошая семья, благополучие, дети и т.п. Для каждого конкретного человека существует проблема соотнесения ценностей общества, культуры с его собственными ценностями [40].
Формирование ценностных ориентации - длительный процесс, начинающийся в период дошкольного детства. Формирование ценностных ориентации как специально организованный процесс является объективной необходимостью и может осуществляться в старшем дошкольном возрасте на основе психологических механизмов интериоризации, оценки, выбора и экстериоризации устойчивых общечеловеческих ценностей, имеющих нравственное содержание и доступных для восприятия дошкольников.
Особенности формирования ценностных ориентации дошкольников отражает модель, включающая совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих цель, задачи, психологические механизмы, педагогические условия и результаты процесса формирования ценностных ориентаций дошкольников [2].
По мнению Космачевой Н.В. , педагогическими условиями, способствующими эффективности процесса формирования нравственных ценностных ориентации, выступают: повышение аксиологического потенциала современных программ дошкольного образования путем включения в их содержание специальных разделов, связанных с целенаправленным формированием ориентации детей на общечеловеческие нравственные ценности, соответствующие отечественным культурным традициям (Любовь к людям, Семья, Добро, Труд, Мир, Свобода, Совесть, Истина); специальная подготовка педагогов; учет особенностей формирования нравственных ценностных ориентации у дошкольников (приоритет эмоционально-чувственного восприятия в процессе интериоризации нравственных ценностей и норм, необходимость совместной с взрослыми оценочной деятельности, опора на продуктивное воображение дошкольников); комплексный характер воздействия на все компоненты нравственной сферы дошкольников, создание благоприятной психологической атмосферы и другие [64].
Проблема семьи, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка и социализирующие функции семьи становятся все более актуальными.
Как указывает В.В. Абраменкова (2000), семья представляет собой соответствующую исторически сложившимся нормам и ценностям общества социальную группу. От того, как осуществляется воспитание в начальном периоде развития человека, в большей мере зависит будущие ценностных ориентаций молодого человека, входящего в жизнь. Отношения в семье являются для большинства центром их ценностных ориентаций, интересов, потребностей. Именно ранние этапы онтогенеза, с точки зрения С.Л. Рубинштейна (1973), являются максимально сензитивными периодами для становления основ личностного развития, включая систему ценностей [7].
Жизнь современных людей довольно сильно отличается от жизни предыдущего поколения. В семейную жизнь вклинивается множество стрессовых факторов. Это и напряженный график работы, сложности жизни, недостаток времени, финансовая ответственность и многое другое. Удивительно, что появление детей многие современные пары также причисляют к стрессам, испытывающим семью на устойчивость [16].
По данным TheDailyMail современные родители балуют детей гораздо больше и чаще, чем когда-либо в истории. Ученые придумали специальный термин: «поколение сдавшихся»- это те родители, которые готовы купить ребенку все, по первому требованию.
Коренная качественная ломка систем ценностей особенно остро проявляется в кризисе воспитательной функции родителей. Социализация нового поколения протекает на фоне смены иерархии ценностей, а значит, и дестабилизации воспитательных ориентиров в институте семьи. Материальные проблемы вытесняют духовно – нравственные, тем самым ущербно влияют на семью, ее ценностные ориентации, разрушая ее гуманистическую сущность. Функционирование семейной системы и семейное воспитание, по мнению Е.Г. Ермолаевой (2008), будут зависеть от степени значимости тех или иных ценностей и гармоничности ценностно-смысловой сферы личности [39].
Особую значимость сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании семьи, так как в условиях переоценки родителями ценностей современная ситуация отражается в эмоциональной и поведенческих сферах детей. Семья не всегда готова к динамичному приспособлению к существующей объективной реальности, а процесс длительной адаптации отрицательно сказывается на качестве семейного воспитания. Дети отражают все особенности мира взрослых, они живо присваивают их формы взаимодействия с окружающим миром и людьми [27].
Доктор психологических наук, профессор ММСИ им. Семашко Рейнальдо Перес Ловелле в своем интервью обращает внимание на то, что поведение современных детей обусловлено теми ценностями, которые показываются СМИ и компьютерными играми. Е.А.Репринцева (2003) отмечает, что « ценности мира родителей оказались для детей менее значимыми, чем ценности из мира кино и компьютерных игр. Родители перестали воспитывать детей в рамках этической морали и нравственности». Дети живут при иных гуманитарных стандартах и не могут понять мотивации родителей.
Значимость семьи в формировании ценностных ориентаций ребенка заключается еще и в том, что в семье происходит развитие речи ребенка. Подражая речевым образцам взрослых, ребенок одновременно заимствует образы нравственных представлений, чувств, оценок, ценностей.
Старшие дошкольники, указывает В.В.Абраменкова (2000), предпочитают ценности равных себе, связано это, по ее мнению, с «культурным взрывом» последних десятилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров, а также кризисом семьи, потерей традиционного авторитета родителей. На это указывают и другие авторы, например , Е.И. Исакович в своем исследовании отмечает, что « позиции родителей по разным жизненным вопросам имеют все меньший вес для детей, дети перестают быть носителями семейных традиций» [24].
Итак, произошедшие в конце 20-го века реформы в России, внесли радикальные изменения во все функции семьи: отсутствуют однозначные идеалы и образы для подражания, общепринятые нормы поведения, происходит трансформация ценностных ориентаций, деформированы механизмы передачи ценностей от старшего поколения младшему. От ценностного фундамента семьи во многом зависит будущее общества. Зачастую, педагоги и семья не имеют никакого отношения к решениям принимаемые детьми. Они полностью отдалились от своих детей, рожденных в цифровую эру, поскольку между ними выросли большие языковые и культурные барьеры[ 46].
Также, ученые настойчиво указывают, что изменившиеся социокультурные условия, в которых растут дети, оказывают огромное влияния на нарушения развития речи.