Рабочая программа для учащихся 1-2 классов с ТНР (ФГОС ОВЗ)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №81 города Тюмени
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ лицей № 81
_____________Е.В.Лобовская«____»_____________20__ г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по индивидуальному сопровождению учащегося c тяжелыми нарушениями речи начального общего образования
1-2 класс
Разработчик программы
Ольховская Е.Н. учитель-логопед
2016 –2017_ учебный год

Пояснительная записка
Основа содержания обучения данному предмету
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
Устав МАОУ лицей № 81 г. Тюмени/
АООП НОО обучающихся с ТНР составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию речевых нарушений и социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с ТНР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в речевом развитии.
Основными задачами специального курса «Произношение» являются развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:
--формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голосообразования, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы;
-обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
-коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
-формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:
-произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
-языкового анализа и синтеза;
-сложной слоговой структуры слова;
-фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:
-формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
-освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
-формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех-пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных (со IIкласса).
В I классе, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика дисграфии, дислексии, дизорфографии.
Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).На уроках произношения в I классе необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
-развитие ручной и артикуляторной моторики;
-развитие дыхания и голосообразования;
-формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
-дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
-формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
-коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
-формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Процесс коррекции нарушений звуковой стороны речи делится на следующие этапы:
Первый этап—обследование речи детей и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года (2 недели). Результаты обследования оформляются в речевой карте.
Второй этап—подготовительный. Цель подготовительного этапа – формирование психофизиологических механизмов овладения произношением. Основными задачами этого этапа являются: развитие тонкой ручной и артикуляторной моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении, развитие элементарных форм фонематического анализа.
Третий этап — основной. Он включает формирование правильной артикуляции и автоматизацию звуков в речи, слухо-произносительную дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков, параллельно с развитием слогового и фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения.
Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация - как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.
Последовательность работы над нарушенными звуками определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного ребенка и объемом нарушенных звуков.
В процессе автоматизации и дифференциации звуков речи одновременно ставится задача коррекции нарушений звукослоговой структуры слова, начиная со слов простой звукослоговой структуры. Новая звукослоговая структура закрепляется на артикуляторно простых звуках, произношение которых не было нарушено у детей. Параллельно с коррекцией дефектов звукопроизношения и воспроизведения звукослоговой структуры слова осуществляется работа по нормализации просодических компонентов речи.
Тематика и последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по обучению грамоте, но имеет опережающий характер. К моменту усвоения той или иной буквы по мере возмож-ности дети должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи.
В результате обучения дети овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но и в значительной мере расширяется и уточняется их лексикон, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей. Задачи коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи на уроках произношения ставятся в соответствии с программой обучения грамоте, развития речи, русскому языку.
Конкретное содержание занятий по коррекции нарушений произношения определяется характером речевого дефекта школьников, программой по обучению грамоте (I класс), по развитию речи и русскому языку.
В процессе логопедических занятий осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков учащихся. В связи с этим темы и содержание логопедических занятий носят опережающий характер и подготавливают детей к усвоению программ «Обучение грамоте», «Русский язык», которые предполагают осознание и анализ речевых процессов.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР развития программы коррекционной работы
1* умение правильно и чётко произносить поставленные или исправленные звуки речи в словах различной слоговой сложности;
2* сформированность фонематического слуха;
3* овладение звуко-слоговой структурой;
4* состояние просодической стороны речи — интонация, ритм, выразительность, общая внятность речи;
5* реализация усвоенных речевых навыков на уроке, в спонтанной речи, в естественных коммуникативных ситуациях.
Формы организации коррекционно-развивающего процесса
Занятия по развитию речи, логоритмике, произношению проводятся фронтально. К категории индивидуальных относятся логопедические занятия по формированию звуковой и смысловой сторон речи. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность фронтальных занятий - 35-40 минут, индивидуальных – 15-20 минут.
Планируемые результаты освоения обучающимися коррекционно-развивающей программы на момент завершения начального общего образования
В результате освоения курса коррекционно-развивающей области на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
- осознание языка, как основного средства человеческого общения;
- осознание необходимости изучения родного языка;
- начальное осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения;
- развитие познавательного интереса к родному языку;
- формирование уважительного отношения и иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
- сформированность умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
- умение составлять план решения учебной задачи, умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- овладение умениями моделирующей деятельности (работать с доступными предметными, знаковыми, графическими моделями; создавать простейшие модели);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими);- умение адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решения различных познавательных и коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи;
- умение задавать вопросы;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения в оценке данных.
Предметные результаты:
- формирование способа звукового анализа слова;
- обучение работы с модель как средством организации действия со словом;
- систематизация знаний о звуках и буква, правилах графики, сведений о некоторых орфограммах.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения коррекционно-развивающей программы
начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы призвана обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения коррекционной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования.
К личностным результатам относятся оценка устной речи учащихся, сформированность фонематических представлений, уровня развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.
К предметным результатам относится оценка письменной речи обучающихся.
Системная оценка метапредметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио обучающегося.
В процессе оценки достижения планируемых результатов коррекционно-развивающей программы используются стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, участие в конкурсах, выступления на открытых мероприятиях, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.
Основное содержание специальных курсов
коррекционно-развивающей области
1. Произношение
Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:
- психофизиологических механизмов, которые лежат в основе овладения произношением: правильного речевого дыхания, голосообразования, артикуляционной моторики;
- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем);
- языкового анализа и синтеза;
- сложной слоговой структуры слова;
- формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
- практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;
- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной).
Тематика и последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программами «Обучение грамоте» и «Русский язык», но имеет опережающий характер.
Планируемые предметные результаты освоения
коррекционного курса «Произношение»
1 класс
чёткое и правильное выполнение артикуляционных движений в соответствии с речевой инструкцией;
удержание заданной артикуляционной позы;
правильное произношение гласных [а], [у], [о], [ы], [и], [э] и согласные [м], [м'], [п], [п'], [в], [в'], [к], [к'], [н], [н'], [ф], [т], [т'], [х], [х'], [с], [с'], [б], [б'], [д], [д'], [з], [з'], [г], [г'], [л], [л'], [р], [р'], [ш], [ж], [j'], [щ], [ц], [ч] в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечениями согласных, а также в сочетаниях слогов разного типа с оппозиционными звуками, слоговых рядах с чередованием (ударных и неударных слогов, гласных и согласных), без чередования, в дву- и трёхсложных словах, отдельных четырёхсложных;правильное произношение звука [j'] в начале слова, перед гласной и разделительными мягким и твёрдым знаками;
правильное и слитное произношение звуков в словах со стечением трёх согласных, с оппозиционными звуками;
дифференцирование согласных [м]-[м'], [п]-[п'], [в]- [в'], [к]-[к'], [н]-[н'], [ф]-[ф'], [т]-[т'], [х]-[х'], [с]-[с'], [б]-[б'], [д]-[д'], [з]-[з'], [г]-[г'], [л]-[л'], [р]-[р'], [с]-[ш], [з]-[ж], [р]-[л], [ц]-[т'], [ц]-[т], [ц]-[с'], [ц]-[с], [т]-[ч'], [ч]-[ш], [ч']-[т'], [ч']-[щ'], [щ']-[с'], [ш]-[щ'];
повторение воспринятого на слух слогового ряда из 3-4 слогов;
выделение ударного слога в дву- и трёхсложных словах;
составление схемы дву- и трёхсложного слова;
составление и правильное произношение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности;
умение демонстрировать сформированные произносительные навыки (чёткое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений, адекватное восприятие звучащей речи.
2 класс
произношение в быстром темпе различных слоговых сочетаний с мягкими согласными звуками, а также в слогах разного типа с оппозиционными звуками, слоговых рядах с чередованием (звонких/глухих, мягких/твёрдых), слоговых сочетаний со звуком [j'];
выделение звуков из слов различного звуко-слогового состава;
чёткое, слитное, с правильным ударением произношение трёх-, четырёхсложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов, со стечением двух-трёх согласных в составе слова;
выделение ударного слога в словах, состоящих из трёх-пяти слогов,
осуществление переноса ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм;
правильное и плавное произношение слов с приставками;
слитное произношение предлогов с существительными и прилагательными;
чёткое произношение окончаний слов в связи с изменением его формы;
составление и слитное произношение простых и распространённых предложений с соблюдением правильной интонации и ударения;
чёткое, правильное и выразительное чтение небольших рассказов, стихотворений;
употребление в речи терминов «звук», «слог», «слово», «ударение», «ударный слог»;
знание основных органов артикуляционного аппарата;
умение давать краткую характеристику изученных звуков (гласный/согласный, твёрдый/мягкий, глухой/звонкий), знание их условных обозначений.
2. Развитие речи
Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности детей во всех аспектах:
- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);
- формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
- практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;
- практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений;
- усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.
Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью».
Работа над всеми разделами ведется преимущественно параллельно, однако при необходимости учитель может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над связной речью.
Планируемые предметные результаты освоения коррекционного курса «Развития речи»
1 класс
Предметные результаты освоения специальных курсов коррекционно-развивающей области «Произношение», «Развитие речи» определяются степенью выраженности, механизмом языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР.
• правильное и уместное использование новой лексики по изучаемым темам; слов, близких и противоположных по смыслу; слов с переносным значанием; толкование значения пословиц (2-3 пословицы);• правильное построение распространённых предложений из 5-7 слов;
• умение употреблять в разговорной речи предложения с двумя дополнениями — косвенным и прямым (Девочка кормит петуха кашей);
• знание характерных признаков времён года; названий растений и животных (1 класс не менее пяти, 2 класс не менее десяти), условий жизни растений и животных; представлений о сезонном труде людей и значении его для окружающей природы;
•умение использовать основные формы выражения благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощания, несогласия с собеседником.
• составление кратких и распространённых ответов, требующих сравнения предметов;
• составление диалогов по картине, по заданной ситуации, в связи прослушанным или прочитанным текстом; знание имен художников, композиторов, писателей, воспевающих природу (3-4 имени);
2 класс
• знание характерных признаков времён года; названий растений и животных (2 класс не менее десяти), условий жизни растений и животных; представлений о сезонном труде людей и значении его для окружающей природы;
•беседы на темы из окружающей жизни, по содержанию учебных тем, в связи с наблюдениями за природными явлениями и погодой, анализ различных ситуаций общения по вопросам кто? что? как? кому (сказал)?;
• рассказы о волнующем событии, об экскурсии, предстоящей работе, впечатлениях прошедшего дня, сообщение интересной информации плану;
• высказывание своего отношения к поступкам товарища, герою рассказа, событиям.
3 класс
- формировать умения опознавать и анализировать основные единицы языка, его грамматические категории, использовать их адекватно ситуации общения;
- формировать представления о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
- формировать умения работать с разными видами текстов, различая их характерные особенности;
- формировать умения анализа текстов.
4 класс
- формировать осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры;
- владение учебными действиями с языковыми единицами и умение их использовать для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- формировать умения анализа текстов;
- формировать умения работать с разными видами текстов, различая их характерные особенности;
- формировать умения на практическом уровне создавать тексты разного вида (повествование, описание, рассуждения);
- формировать умения создавать собственные тексты с опорой на иллюстрации, художественные произведения, личный опыт и др.
3. Логопедическая ритмика
Цель курса «Логопедическая ритмика» - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения. Основные задачи реализации курса: развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики; развитие дыхания и голоса, развитие чувства темпа и ритма в движении, воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки, коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.
Содержание курса включает следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса для развития умения расслаблять и напрягать группы мышц.
Артикуляционные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.
Дыхательная гимнастика, корректирующая нарушения речевого дыхания, помогающая выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Фонопедические и оздоровительные упражнения, развивающие основные качества голоса – силу и высоту, укрепляющие голосовой аппарат.
Упражнения на развитие внимания и памяти, развивающие все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.
Чистоговорки, тренирующие правильные движения, отрабатывающие четкое, ритмичное произношение фонем и слогов.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейших стихотворных текстов (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки), которые способствуют быстрому запоминанию игры и облегчают выполнение логоритмических задач.Ритмические игры, развивающие чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов, развивающих память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляющих голосовой аппарат ребенка, способствующих автоматизации гласных звуков.
Пальчиковые игры и сказки.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах, развивающее мелкую моторику, чувство ритма, темпа, улучшающее внимание, память, а также остальные психические процессы.
Мимические и пантомимические этюды, развивающие мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение.
Коммуникативные игры, формирующие у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствующие углублению осознания сферы общения; приобщающие к сотрудничеству.
Подвижные игры, хороводы, физминутки, тренирующие детей в координации слова и движения, развивающие внимание, память, быстроту реакции на смену движений.
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса «Логоритмика»
1 класс
Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
Воспитание правильного речевого и физиологического дыхания.
Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
Знание оздоровительных упражнений для улучшения осанки, дыхательных и пальчиковых упражнений.
Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
Сформированность способности учащихся внимательно слушать музыку, активно отвечать на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, повторять ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения.
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.
2 класс
Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
Развитие модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
Закрепление произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.
Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения.
Умение ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега.
Координация движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстрая реакция на смену движений.
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
3 класс
- формировать умения различать звучания различных по высоте источников звуков;
- формировать умений концентрировать, переключать и распределять внимание между сигналами различной модальности;
- увеличение объема и улучшение качества зрительной, слуховой, двигательной памяти;
- формировать умений регулировать мышечный тонус, выполнять произвольные движения общескелетной/артикуляторной мускулатуры;
- формировать всех параметров общих (ручных), артикуляторных движений, их статической и динамической координации, пространственно-временной организации двигательного акта;
- совершенствование словарного запаса и грамматического строя речи.
4 класс
- продолжать развивать умение слухового восприятия (ритмического, гармонического, звуковысотного, тембрового, динамического слуха);
- формирование сукцессивных функций рядовосприятия и рядовоспроизведения;
- формировать чувство музыкального темпа, ритма и чувство ритма в движении;
- формировать оптимального для речи типа физиологического дыхания, умения изменять его темп и ритм в процессе выполнения двигательных упражнений;
- умение произвольно изменять акустические характеристики голоса, пользоваться разнообразием просодического оформления речи, правильно артикулировать звуки во время пения;
- совершенствование словарного запаса и грамматического строя речи.
4. Индивидуальные логопедические занятия
По результатам обследования для обучающихся со сложной структурой речевого недоразвития составляются индивидуальные программы логопедических занятий. Проводя индивидуальные логопедические занятия в 1-2классах, учителя-логопеды Речевого центра придерживаются следующих этапов работы.
1 класс
Учебно-тематический план курс «Произношение»1 класс (33часа)

п/п Наименование раздела Количество часов
1 Обследование 2
II Коррекция фонетико-фонематических представлений и лексико-грамматической стороны речи на основе формирования и расширения семантических полей слов, развития их валентностей, функций словоизменения 29
1 Автоматизация и дифференциация гласных 2
2 Постановка, автоматизация и дифференциация звуков группы свистящих 7
3 Постановка, автоматизация и дифференциация звуков группы соноров8
4 Постановка, автоматизация и дифференциация звуков группы шипящих 12
III Повторное логопедическое обследование 2
33
1 класс
Учебно-тематический план коррекционныхкурсов «Развитие речи» и «Логоритмика»

п/п Наименование раздела Количество часов в неделю
Лексическая тема Развитие речи ЛогоритмикаНаш класс, наша школа Родственные слова.
Слова, обозначающие предметы.
Уточнить артикуляцию звука [А] в проговаривании чистоговорок.
Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание. 4
Деление слов на слоги. Познакомить с гласными II ряда и выделять их из слогов и слов
Слова, обозначающие действия предметов Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
Уточнить артикуляцию звука [У] в проговаривании чистоговорок. 4
Корень слова. Знакомство с понятием корень слова. Подбор родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных слов и однокоренных слов
Дифференциация слов, обозначающих предметы, и слов, обозначающих действия предметов Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
Развивать силу голоса в упражнениях и играх. 4
Корень слова. Знакомство с понятием корень слова. Подбор родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных слов и однокоренных слов
Слова, обозначающие признак предмета.
Подбор слов-признаков к словам –предметам. Простое двусоставное нераспространенное предложение Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
Закрепление артикуляции звука [И] в фонематических упражнениях. 4
Осень Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Простое двусоставное нераспространенное предложение
Корень слова. Знакомство с понятием корень слова. Подбор родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных слов и однокоренных слов
Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных.
Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух. 4
Корень слова. Знакомство с понятием корень слова. Подбор родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных слов и однокоренных слов
Интонация предложений. Соотнесение предложений с графической схемой Уточнение артикуляции звука [О], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
Развивать навыки двигательных импровизаций под текст. 4
Однокоренные слова
Знакомство со словосочетанием и предложением. Виды связи в словосочетаниях и предложениях Уточнить артикуляцию звука [Ы] в длительном и коротком пропевании.
Формировать правильное речевое дыхание. 4
Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки
Простое распространенное предложение. Распространение и грамматическое оформление предложений Уточнить артикуляцию звуков [М – м’] и закрепить их чистое произношение в речевых играх.
Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх. 4
Наш город – Тюмень Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания
Согласование слов –признаков со словами –предметами в разных падежах Закрепить правильную артикуляцию звука [В] в пропевании слоговых рядов.
Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения. 4
Образование новых слов при помощи приставок
Согласование слов –признаков со словами –предметами в разных падежах
Учить детей правильно пропевать звук [Н] в логопедических распевках.
Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла, для формирования правильной осанки. 4
Повторение. Предложение. Построение сложных предложений различного типа
Образование новых слов при помощи приставок
Закрепить правильное произношение звука [Ф] в дыхательных играх.
Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения. 4
Образование новых слов при помощи приставок
Выделение предлогов из предложения. Предлоги: в, из, на, с. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей. Учить детей дифференцировать звуки [Ф - В] в речевых играх.Развивать у детей устойчивое слуховое внимание, слуховую и двигательную память. 4
Зима Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов
Распространение простого предложения с помощью определения. Предлоги: у, к, от Закрепить умение детей дифференцировать звуки [М - Н], выделять их из ряда согласных звуков.
Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения. 4
Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением
Предлоги в, за Уточнить артикуляцию звука [Б], учить детей находить позицию этого звука в словах.
Развивать чувство ритма, метра, темпа, умение слышать сильную долю такта. 4
Выбор суффикса.
Предлоги в, за Закрепить правильную артикуляцию звука [П], учить детей пропевать прямые и обратные слоги.
Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений. 4
Морфологический состав слова. Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании.
Распространение простого предложения с помощью определения. Предлоги: у, к, от, в, за Учить детей дифференцировать звуки [П - Б] в речевых играх, логопедических распевках.
Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук. 4
Моя семья. Наш дом Правила переноса слов по слогам
Морфологический состав слова. Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Уточнить артикуляцию звука [Д], вырабатывать силу выдоха в речевых и оздоровительных играх.
Формировать устойчивое слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения. 4
Предлоги. Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога
Логическое ударение Закрепить правильную артикуляцию звука [Т]
Развивать правильное речевое и физиологическое дыхание. 4
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога
Главные и второстепенные предложения, (нахождение, обозначение, постановка вопроса) Закрепить умение детей дифференцировать звуки [Т - Д] в оздоровительных и подвижных играх.
Учить детей петь выразительно, слушать друг друга. 4
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога
Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые. Уточнить артикуляцию звука [Г], учить детей выделять этот звук из ряда согласных звуков.
Развивать способность детей изменять голос по тембру, динамике, высоте. 4
Весна Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. Закрепить правильную артикуляцию звука [К] в речевых играх.
Формировать правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру. 4
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. Учить детей определять позицию звука [Х] в словах.
Развивать общую, ручную, мелкую моторику в общеразвивающих и оздоровительных комплексах упражнений. 4
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. Закрепить умение детей дифференцировать звуки [К - Г] в пальчиковой игре
Формировать выразительность и эмоциональную окрашенность речи в играх-диалогах. 4
Логическое ударение
Правила переноса слов по слогам
Закрепить умение детей дифференцировать звуки [К - Х] в чистоговорках.
Закреплять умение согласовывать движения со словами. 4
Родная страна Логическое ударение
Правила переноса слов по слогам
Закрепить правильную артикуляцию звука [С] в дыхательных играх.
Формировать артикуляционную моторику и дыхательную мускулатуру. 4
Логическое ударение
Правила переноса слов по слогам
Закрепить правильное произношение звука [З] в прямых и обратных слогах, логопедических распевках.
Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со сменой музыкального материала. 4
Логическое ударение
Правила переноса слов по слогам
Закрепить умение детей дифференцировать звуки [С - З] в речевых и оздоровительных играх.
Развивать слуховое внимание и память. 4
Логическое ударение
Правила переноса слов по слогам
Уточнение артикуляции звука [Ц], пропевание чистоговорок слоговых рядов с этим звуком.
Совершенствовать четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи. 4
Лето Логическое ударение
Правила переноса слов по слогам
Закрепить артикуляцию звуков [П - Б] в речевых и пальчиковых играх.
Формировать правильное речевое и диафрагмальное дыхание. 4
Логическое ударение
Правила переноса слов по слогам
Закреплять правильную артикуляцию звуков [Ф - В] в дыхательных играх.Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх, умение соблюдать правила игры. 4
Логическое ударение
Правила переноса слов по слогам
Развивать слуховое внимание и слуховую память.
Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук. 4
Повторение Закреплять навыки правильного физиологического и речевого дыхания.
Развивать умение согласовывать ритмичные движения с речью под музыку. 4
Повторение Закреплять навыки правильного физиологического и речевого дыхания.
Развивать умение согласовывать ритмичные движения с речью под музыку. Итого 132
2 класс
Учебно-тематический план курс «Произношение» 2 класс (34часа)

п/п Наименование раздела Количество часов
1. Обследование 2
2. Коррекция фонетико-фонематических представлений и лексико-грамматической стороны речи на основе формирования и расширения семантических полей слов, развития их валентностей, функций словоизменения 2.1 Автоматизация и дифференциация гласных 2
2.2 Постановка, автоматизация и дифференциация звуков группы свистящих 8
2.3 Постановка, автоматизация и дифференциация звуков группы соноров8
2.4 Постановка, автоматизация и дифференциация звуков группы шипящих 12
3. Повторное логопедическое обследование 2
Итого 34 уч. недели
Учебно-тематический план коррекционныхкурсов «Развитие речи» и «Логоритмика»

п/п Наименование раздела Количество часов в неделю
Лексическая тема Развитие речи Логоритмика1 Окружающая природа Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале стихотворений, песен, динамических упражнений.
Развивать у детей чувство ритма, метра посредством речевых игр со звучащими жестами. 2 Развивать память, умение размышлять, анализировать.
Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память. 3 Развивать у детей чувство ритма, мелкую моторику, зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза.
Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений. 4 Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
Развивать продолжительный выдох дыхательными упражнениями. 5 Вспомним лето Развивать мимику и пантомимику, умение импровизировать в движении.
Вырабатывать навыки правильного речевого дыхания, укреплять голосовой аппарат с помощью фонопедических упражнений. 6 Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса.
Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза, фиксацию взгляда. 7 Развивать зрительное внимание.
Тренировать детей согласовывать движения со словами, определять начало и конец фразы, распределять движения на всю музыкальную фразу, умение детей ходить «змейкой». 8 Учить детей петь выразительно, чисто интонировать мелодию, четко проговаривать слова, удерживать дыхание до конца фразы.
Развивать у детей внимание, умение строиться в круг по ориентирам, определять направления направо, налево. 9 Осень Учить детей говорить эмоционально, правильно брать дыхание, отчетливо произносить слова.
Совершенствовать технику ходьбы, бега, ориентирования в пространстве, развивать ловкость, зрительное внимание. 10 Формировать у детей правильную артикуляцию и четкое произношение слов.
Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, четко и правильно по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях, координировать слово с движением. 11 Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаз.
Развивать правильное дыхание, мелодико-интонационные и просодические компоненты, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук. 12 Развивать координацию слова и движения, чувство ритма.
Развивать умение точно выполнять движения по тексту. 13 Наш город Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта.
Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических и оздоровительных упражнений.
14 Развивать фонематический слух и слуховое внимание детей.
Развивать умение детей импровизировать мелодии на заданную тему. 15 Развивать темпо-ритмическое восприятие детей.
Развивать речевое дыхание с помощью дыхательных упражнений. 16 Формировать правильную голосоподачу и плавность речи.
Развивать мелкую и общую моторику. 17 Зима Развивать навыки правильного речевого дыхания.
Развивать творческую активность детей, эмоциональный отклик на прослушанное музыкальное произведение. 18 Формировать умение детей согласовывать движение со словами.
Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале песен, стихотворений, танцев. 19 Развивать коммуникативные способности детей.
Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале песен, стихотворений, танцев. 20 Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под музыку.
Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение. 21 Весна Тренировать умение детей дифференцировать звуки в слоговых рядах и логопедических распевках.
Развивать речевое дыхание, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики. 22 Тренировать умение детей дифференцировать звуки в дыхательных упражнениях.
Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух и чувство ритма. 23 Развивать силу и модуляцию голоса, чистоту интонирования мелодии.
Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, выразительно двигаться в соответствии с текстом, передавать движениями данный образ (имитация действий спортсменов в различных видах спорта). 24 Учить детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни и между фразами.
Развивать координацию движений под музыку. 25 Родная страна Развивать речевое дыхание, долгий выдох, умение произносить фразу целиком на одном дыхании.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику 26 Развивать силу и модуляцию голоса, мелодико-интонационные и просодические компоненты речи.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику 27 Тренировать умение детей дифференцировать звуки в слоговых рядах и логопедических распевках.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику 28 Тренировать умение детей дифференцировать звуки в слоговых рядах и логопедических распевках.
Развивать слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие музыкального материала. 29 Скоро лето Тренировать умение детей дифференцировать звуки в слоговых рядах и логопедических распевках.
Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух и чувство ритма. 30 Тренировать умение детей дифференцировать звуки в слоговых рядах и логопедических распевках.
Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение. 31 Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух и чувство ритма.
Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение. 32 Развивать силу и модуляцию голоса, чистоту интонирования мелодии.
Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, выразительно двигаться в соответствии с текстом, передавать движениями данный образ (герой сказки) 33 обследование 34 обследование итого
Список литературы
Буйко В.И., Сыропятова Г.А. Комплект тетрадей «Логопедические игралочки» для детей 6-9лет. – Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2010.
Грибова О.Е., Бессонова Т.П.. Формирование грамматического строя речи у учащихся начальных классов школы для детей с ТНР. М., 1992.
Гавришева Л.Б. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. С.-Петербург: «Детство-пресс», 2007.
Ермакова И.И.. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. М.: Просвещение, 1996.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальной школы. – М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2003.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль, Академия развития, 2006.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2001.
Российская Е.Н.. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. М.: «Айрис-пресс», 2005.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1999.
Филатова Ю.О. Логоритмика. Развитие ритма, движений и речи у детей с заиканием. М.: Национальный книжный центр, 2011.
Ястребова А.В. Преодоление ОНР у младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000.
Логопедическое обследование младших школьников, страдающих олигофренией и детским церебральным параличом, методические рекомендации. Составитель: Трубникова Н.М. УрГПУ. 1992.
Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми нарушениями речи. Учебное пособие. УрГПУ. Екатеринбург, 1995.
Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М. 2000.
Альбом для логопеда. Иншакова О.Б. Москва, «Владос», 2000.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. Д