Заглянем мамочке в глаза — круглый стол для мам и детей с элементами психологического тренинга

КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ МАТЕРИ
«Заглянем мамочке в глаза»
Для учащихся 10 класса
Форма проведения: круглый стол с элементами психологического тренинга
Цели: способствовать сближению детей и родителей, помочь им лучше понять друг друга.
Воспитывать у учащихся чувство ответственности перед родителями; чувство любви и уважения к маме.
Развивать кругозор учащихся
Вызвать положительные эмоции и чувства, связанные с темой классного часа.
Оборудование: бумага, фломастеры, свечи, компьютер, компьютерная презентация «Фото наших мам»,
1.Вступление
Присутствующие (дети и родители) встают в круг
Здравствуйте, дорогие друзья. Мы очень рады видеть вас на нашем празднике. Улыбнитесь друг другу. Давайте согреем свои ладошки. А теперь пусть ваши ручки встретятся друг с другом. Им хорошо вместе, они соскучились друг по другу. Подарите друг другу частичку своего тепла.(прикладывают ладони к ладоням соседа). Кажется, что в нашем классе стало чуточку теплее и светлее.
Мама! Какое великое слово! Мать даёт жизнь своему ребёнку. Мать волнуется и печалится, чтобы ребёнок её был здоров, сыт, счастлив. Мать - это окно в мир!
Она помогает ребёнку понять красоту мира. У мамы самое доброе, самое ласковое сердце, самые нежные, самые заботливые руки, которые умеют всё. В её сердце никогда не гаснет любовь!
Сегодня замечательный праздник «День Матерей России»
На свете добрых слов живёт немало.
Но всех добрее и нежней одно:
Из двух слогов
Простое слово «мама»
И нету слов роднее, чем оно!
Мама, мамочка!
Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека:
Каждую минуту на планете происходит чудо. Это чудо - рождение ребенка, появление нового человека на свет. Когда рождается маленький человечек, то, конечно же он ничего не понимает и практически ничего не знает. Почему практически? Да потому что я уверена, что малыш точно знает, что где-то рядом должна быть его мама – самый родной и близкий человек. Да-да, мама и ребенок неразрывно связаны друг с другом, и эта связь начинается в утробе матери.

Именно слово мама первым произносят младенческие уста. И не мудрено. Ведь мама составляет с ребенком единый организм: не из рук, а из груди материнской мы питаемся первые месяцы нашей жизни, находясь в полной зависимости от родившей нас. Какими бы взрослыми, умными, красивыми мы не стали, как бы далеко жизнь не увела нас от родительского крова, мама всегда останется для нас мамой, а мы – ее детьми, слабости и недостатки которых никто не знает лучше, чем она. И никто, конечно, не сумеет пожурить, а вместе с тем и пожалеть нас так, как это делает мама.
2.История праздника
Праздник День Матерей России был установлен в 1998 г и отмечается в последнее воскресенье ноября
- Какие традиции сложились в нашей стране, в нашей школе, в вашей семье в связи с празднованием этого дня?
А теперь несколько слов о том, как празднуется этот праздник в других странах (сообщения ребят) День Матери – это, без сомнения, один из наиболее трогательных праздников в мире.
Его отмечают ежегодно во второе воскресенье мая вот уже более ста лет. Этот праздник отмечают не только у нас, но и во многих других европейских странах, а также в Китае, США, Японии и Китае и множестве других стран. Однако впервые День Матери начали праздновать в США еще в 1910 году. В этот день все сыновья, независимо от их отношений со своими родителями, должны навестить маму, подарить ей символический подарок и побыть с ней рядом какое-то время. Многие дочери и сыновья приезжают издалека, чтобы навестить в этот день родителей, даже если в родительском доме тесно и приходится останавливаться в гостинице.
В Австралии этот праздник также отмечают с удовольствием. Австралийцы стараются выразить искреннее признание и благодарность своим матерям, поэтому взрослые дарят более серьезные подарки, а дети – открытки и цветы. По традиции, австралийцы в этот день прикрепляют к одежде цветок гвоздики. Если гвоздика цветная, то это значит, что мама этого человека жива и здорова, а белый цветок крепят в память об ушедших матерях.
В Италии на праздник все дети несут своим мамам сладости, цветы, небольшие подарки, стараясь выразить благодарность и любовь.
В Мексике День Матери считается настоящей данью любви и уважения к женщине. Дети приглашают музыкантов, что бы те исполняли для их мам любимые песни. Во всех мексиканских семьях уже стало традицией отмечать этот праздник веселым и шумным застольем.
День Матери в Австрии очень напоминает традиции празднования 8 Марта. Дети преподносят матерям небольшие букетики из весенних цветов, а в школе их учат праздничным стихотворениям и мастерить подарки. В этот день проходит множество развлекательных мероприятий, а в кондитерских и ресторана предлагаются праздничные торты и другая выпечка.. 
Финские дети дарят в этот день своим матерям цветы и открытки, которые сделали своими руками. Заслуженным матерям вручают орден Белой розы, его получают матери-героини. В последние годы такую награду стало принято вручать тем матерям, которые воспитывают детей-сирот. В День Матери в Финляндии поднимают государственный флаг, к тому же в этот день в стране официальный выходной.
3.Женщина-мать в произведениях искусства
- Женщина – мать стала воплощением кисти великих мастеров: Рембранта, Венецианова, Тропинина, Серова и других. Посмотрите на эти картины. (Слайды)
- Женщина – песня поэтов. Сколько прекрасных строк вышло из-под пера великих мастеров лирического стихотворения. Давайте послушаем некоторые стихи (учащиеся читают стихи о маме- по выбору учащихся).
- Наши дети, конечно, пока не писатели. Но они тоже написали свои небольшие сочинения о маме. Это очень теплые строки, и я хочу, чтобы мамы прочитали шедевры своих детей, почувствовали их любовь и тепло.
4.Игры, тренинги, упражнения.
В конкурсах принимают участие пары «мама и ребенок»
Найди меня, мама. С завязанными глазами надо угадать свою маму по руке. (Как узнали маму? Что вы почувствовали, узнав мамину руку?)
Совместное рисование. Вместе держа карандаш, с помощью мимики и жестов договариваются, что и как рисовать.(Трудно ли было выполнить это задание? Что помогало?)
Зеркало. Говорят, что дети – это копии своих родителей.Стоя друг перед другом копировать все движения напарника.

Хорошо ли вы знаете свою маму.
Детям и мамам раздаются анкеты. Потом ответы сравниваются, и выясняется, на сколько хорошо дети знают свою маму.
(Любимое блюдо мамы, любимая телепередача, умеет ли мама пользоваться интернетом, какую песню напевает чаще всего, что ее особенно сильно может огорчить, расстроить и т.д.)

5. Упражнение «Семейная фотография» Ведущий читает текст: «Глубоко три раза вздохните, сядьте как вам удобно, закройте глаза и представьте себе все, что я сейчас буду вам говорить. Представьте себе, что вы сидите на мягком диване в уютной комнате. Вам очень спокойно, тепло, комнату освещает приглушенный свет торшера. Субботний вечер, все дела уже сделаны, никуда не надо спешить, вы листаете семейный альбом, листая страничку за страничкой. Найдите самую любимую вашу фотографию, на которой запечатлены самые запоминающиеся моменты вашей жизни. Рассмотрите ее получше – кто на ней изображен? Какое событие отмечается? В каком месте это происходит? Какие чувства вы испытываете?» А теперь откройте глаза, потянитесь. Кто хочет рассказать о своей фотографии? (ответы детей и мам) (Упражнение взято из сборника «Права детей – детям!», 2012год)

У нас есть фотографии ваших мам, давайте посмотрим на них, все они очень разные, но такие любимые своими детьми. (слайды)


5.Обсуждение Качества идеальной женщины.
Все вы, когда вырастете, станете родителями. Создадите свой дом, будете обустраивать семейный уют. А кого мы называем хранителем семейного очага, хранителем любви в семье?
Женщина – это мама, жена, хозяйка. Многое приходится ей успевать за день, приготовить еду, постирать, прибрать, уделить внимание мужу, детям. Подсчитано, что женщина за год моет 18000 ножей, вилок и ложек, 13000 тарелок и 8000чашек. Без помощи близких ей не обойтись, ведь большинство мам еще и работают.
- А как вы представляете себе качества идеальной женщины: жены, мамы, хозяйки дома. (обсуждение, совместно с родителями)
Как и раньше, сегодня ценятся качества женщины, в первую очередь связанные с материнством: нежность, доброта, заботливость и.т.д.
- Современные женщины часто в стремлении к карьере откладывают материнство или даже отказываются от него. Как вы думаете, правильно ли это? (обсуждение)


6.Звание Матери-героини.

Знаете ли вы, что существуют государственные награды для матерей? Какие?
Может быть у кого-то в семье были женщины, имеющие такое звание?
Кто, по-вашему, его достоин?
«Мать-героиня» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , присваиваемое многодетным матерям, и название одноимённого ордена в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . Звание и орден учреждены [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Согласно «Положению о звании „Мать-героиня“», оно присваивается с одновременным награждением орденом матерям, родившим и воспитавшим 10 и более детей, по достижении последним ребёнком возраста 1 года и при наличии в живых остальных детей этой матери.
Одновременно с орденом «Мать-героиня» появились «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] » и орден «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ». В нашей Ульяновской области существует книга Материнской славы.
Самая известная мать-героиня.
Епистини
·я Фёдоровна Степа
·нова ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] женщина, кавалер [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], девять сыновей которой погибли в различных войнах.
Степановы (простая крестьянская семья) жили на хуторе 1-го Мая (ныне хутор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Родила Епистиния Фёдоровна пятнадцать детей, из которых выжили только 10 – 9 сыновей и одна дочка.
Александр, Николай, Василий, Филипп, Федор, Иван, Илья, Павел и еще младший Александрвсе они, кроме старшего Александра, погибшего в гражданскую войну, и Федора, павшего в бою с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол, были призваны на Великую Отечественную. С матерью осталась дочка Валя. А Николай, единственный, кто вернулся с фронта, умер после войны от последствий фронтовых ранений.
...Смотришь на фотографию Епистинии Федоровны в музее и видишь добрую, усталую, мудрую, с каким-то просветленным взглядом женщину.

На Кубани, в станице Днепровской, открыт музей. Он носит имя братьев Степановых. В народе его называют еще музеем русской матери. После войны собрала здесь мать всех своих сыновей. После войны о семье Степановых узнала вся страна. О русской Матери написана книга, создан музей ее имени. И еще есть фильм. Он снят при жизни Епистинии Федоровны, когда она шагнула на свой девятый десяток.
Образ солдатской матери, сидящей на лавочке, запечатлён на гербе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на родине ей установлен памятник. (Материал из Википедии) (демонстрация слайда)


7.Подарок для мам (исполняется песня маме)
Юноша читает стихотворение, все дарят мамам открытки.

Как часто невниманьем обижаем
Мы в юности отцов и матерей!
Домой из институтов приезжая,
К своим друзьям торопимся скорей,
На завтра отложив все разговоры,
Едва успев костюм дорожный снять,
В заречные зовущие просторы
Стремглав летим мы детство догонять.
В своих подруг бросаем мы цветами,
Забыв назвать для матери букет.
А мать все ждет, живет и дышит нами,
Обновы шьет, готовит нам обед.
Нас держит лес, не отпускает Волга.
Уже темно, поужинать и спать.
И лишь во сне мы повторяем: «мама!»,
И наши сны оберегает мать (Л.Татьяничева)
Действительно, часто мы забываем о мамах. Вырастая, погружаясь в свои заботы, мы забываем о той, которая часто вспоминает о нас. А ведь это так просто – набрать знакомый номер и сказать маме несколько теплых слов.
8.Рефлексия
Ведущий Наша встреча подходит к концу, и я хочу рассказать вам одну притчу. (Ведущая выполняет описанные в ней действия – зажигает свечи)
Однажды к маме пришли ее дети, споря между собой, кого из них она любит больше всех.
Мать молча взяла большую свечу, зажгла ее и сказала:
- Вот большая свеча - это я. Ее огонь - моя любовь.
Затем она взяла свечу поменьше и зажгла ее от большой свечи.
- Это мой первенец, я дала ему часть своего огня, свою любовь. Разве от того, что я дала огня, огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним.
Так она зажгла столько маленьких свечей, сколько у нее было детей, и расставила маленькие свечки вокруг большой. Дети увидели, что огонь большой свечи оставался таким же ярким и всем маленьким свечкам дарил одинаковое количества света и тепла.
Ведущий Давайте постараемся ежедневно делать жизнь наших мам немного легче и праздничнее. Цените своих матерей, дарите им минуты радости, будьте заботливы и всегда помните, что мы все перед ними в неоплатном долгу. Пусть светом и добром отзываются в наших душах бесконечные заботы, терпение, любовь и преданность мам.
Предлагаю всем встать со своих мест и расположиться полукругом. Передавая друг другу горящую свечу, почувствовав её тепло, прошу каждого сказать добрые слова мамам (звучит фоном инструментальная тема, все говорят пожелания мамам).
Храните, берегите в душе тепло сегодняшней встречи и помните, что какой бы ветер не дул, именно огонь материнской любви дарит нам радость и свет.







Вопросы анкеты «Хорошо ли вы знаете свою маму?»
1.Ф.И.О.мамы___________________________________
2.Кем работает мама?______________________________
3.Любимое блюдо_________________________________
4.Любимая телепередача____________________________
5.Умеет ли мама пользоваться Интернетом?____________
6. Какую песню напевает мама чаще всего?_____________
7. Что особенно может огорчить, расстроить маму?______________________________________________
8. О чем мечтает мама?_______________________________













15