Формирование личности младшего школьника средствами изобразительного искусства в условиях ФГОС.

Ю.В. Баутина
МБОУ «Боевая средняя общеобразовательная школа»
п. Боевой, Исилькульский район

Формирование личности младшего школьника средствами изобразительного искусства в условиях ФГОС.
Слайд 1
Изобразительное искусство, как часть школьного художественного образования, направлено на формирование художественной культуры учащихся, что предполагает умение ценить и понимать прекрасное в природе, окружающей жизни, а также собственное участие в художественном творчестве.
Слайд 2
Изобразительная деятельность развивает восприятие, воображение, эстетическое чувство (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета). Занятие изобразительной деятельностью даёт возможность реального развития творческих способностей ребенка, его индивидуальности.
Слайд 3 Младший подростковый возраст – чрезвычайно важный период в развитии творческого потенциала личности, так как в 7-10 лет закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности; формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе её творческого отношения к действительности.
Слайд 4 Создавая условия, способствующие развитию личности, в своей повседневной практике отдаю предпочтение тем методам, приёмам, средствам, которые позволяют ребёнку раскрыться, проявить инициативу, стимулируют самовыражение личности.
Слайд 5 К числу наиболее эффективных методов относится создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация заставляет ребёнка рассуждать, выдвигать гипотезы, фантазировать. Младшим школьникам можно предложить следующие проблемы: «Если бы всё на свете было одинакового цвета»; «Что делать, если художник пришел писать поляну цветов, а у него всего три краски?»; «Если бы не было художников», «Как нарисовать ветер»? «Как изобразить «пушистое», «нежное», «колючее»?
Слайд 6 Линия рассуждений выстраивается следующим образом: проблема (как изобразить пушистое облако?) – побуждающий к гипотезам диалог (с помощью каких линий можно нарисовать пушистое облако?) – гипотезы детей (с помощью прямых линий, волнистых линий, округлых линий, завитых линий) – открытие знания путём исследования каждой гипотезы. Постепенно дети приходят к выводу, что пушистое облако лучше рисовать с помощью округлых линий, хотя можно использовать и другие линии, кроме прямых. Аналогично идёт работа над понятиями «нежное», «колючее». Возможен и другой вариант. Без предварительной подготовки даётся задание: «Нарисовать пушистое облако, нежный цветок, колючий куст». Дети выполняют задание, исходя из собственного понимания и представления. Затем высказывают суждения, кому и почему с их точки зрения удалось передать «пушистость» облака, «нежность» цветка, «колючесть» куста. В ходе дальнейшей беседы они приходят к пониманию, что «пушистое» чаще всего изображается с помощью округлых линий, в изображении «нежного» решающую роль играет цвет (светлые тона), а «колючее» передаётся с помощью коротких, прямых линий.
Проблемные ситуации не привязаны к какому-то определённому возрасту младшего школьника, классу и теме урока. Применение этого метода зависит от желания учителя и уровня подготовленности детей.
Проблемный урок обеспечивает многократный эффект: развитие интеллекта и воображения, желания к исследованию, а в целом – воспитание активной личности. Такие уроки особенно необходимы детям с выраженными художественными способностями, т.к. они нестандартно мыслят, необычно видят мир и себя в нём.
Слайд 7 Развитию творческих способностей младших школьников способствует проектная деятельность. Темы декоративно-прикладного искусства наиболее ярко отражают возможности для реализации проектной деятельности. Декоративное искусство нацелено на развитие эмоционального восприятия народного творчества, а художественный образ находится в прямой зависимости от назначения вещи и материала, из которого она изготовлена, поэтому так понятно и близко детям. Золото Хохломы, яркая синева Гжели, завораживающие узоры и сочные краски городецкой росписей, красота и необычность дымковской, каргопольской, филимоновской игрушки привлекают детей, вызывают желание творить. В рамках уроков они знакомятся с народными промыслами (история, традиции), особенностями той или иной росписи, делают эскизы по заданию учителя. Желающим предлагается выполнить проект «Дымковская игрушка», «Каргопольская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Чайная пара», «Русская матрёшка». Программой по ИЗО предусмотрен всего один час в неделю, поэтому воплощение проектов происходит, в основном, во внеурочное время.
Слайд 8 В рамках одного урока возможна реализация краткосрочных проектов: «Иллюстрации к народным сказкам» (3-4 класс),
Слайд 9
«Новогодние открытки», «Открытки к 8 марта и 23 февраля» и т.п. (1-4 класс). Проектная деятельность способствует воспитанию художественного вкуса, развивает кругозор и интерес к художественному творчеству. Отмечено, что дети, выполняющие проекты, более самостоятельны, уверены в себе; умеют находить необходимую информацию и работать с ней под руководством учителя.
Слайд 10. Развитию познавательной деятельности и творческих способностей учащихся способствуют ИКТ - технологии. Они помогают отправиться в различные “путешествия”, в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения, поэтому в качестве домашнего задания предлагаю найти в интернет-источниках иллюстрации к сказкам, репродукции изучаемых картин, информацию о художниках.
Слайд 11 Очень интересным видом деятельности на уроке является создание коллективных композиций, в процессе которых развиваются творческие способности. Например, на уроке в первом классе создается панно «Поляна бабочек». Дети самостоятельно конструируют бабочку, вырезая её из бумаги, украшают крылышки в технике монотипия, получая удивительной красоты смешение цветов. Затем эти бабочки «слетаются» на цветочную поляну. Детям предлагается составить композицию. Особенность данного вида работы в том, что вначале ребёнок индивидуально выполняет какую-то часть картины (по выбору), затем в процессе «сборки» она превращается в коллективную композицию.
Слайд 12. Процесс создания коллективных композиций развивает не только творческие способности младшего школьника, но и коммуникативные качества личности, такие, как толерантность, терпеливость, доброжелательность. Ощущение своей значимости в общем деле придаёт ребёнку уверенность в себе, дарит радость общения и коллективного труда.
Слайд 13
Одним из эффективных средств развития личности младшего школьника является игра. Игра для детей этого возраста продолжает оставаться необходимой составляющей жизни, способом самореализации, самовыражения, самооценки. Она тесно связана с воображением, отвлекает детей от шаблонного, стереотипного мышления, позволяет активизировать их внимание. На уроках ИЗО в 1-4 классах провожу познавательные, дидактические и сюжетно-ролевые игры (игровые ситуации в данном контексте не рассматриваются).
Игра может занимать часть урока и выступать как метод, направленный на решение определённой задачи (развитие воображения, внимания, наблюдательности; тренинг по распознаванию художественных средств: линия, пятно, цвет, колорит и т. п.) Урок-игра разрабатывается на весь урок и организуется в виде цепочки познавательных и дидактических игр. Частью такого урока может быть сюжетно-ролевая игра. Чаще всего урок-игра проводится как форма обобщения по большой теме, итоговый урок четверти или года. Например, урок в 1 классе «Как говорит искусство?» - повторение техники работы гуашью, акварелью, цветными карандашами.
Слайд 14
Подбор и составление игр происходит на основе индивидуального подхода. Так, в игру-соревнование «Кто составит больше оттенков определённого цвета» (зелёной, красной гаммы и т.п.) вовлекаются дети, плохо различающие оттенки цветов (1-2 класс). В увлекательной форме они учатся смешению красок; сознательно различать тонкие оттенки цвета, попутно усваивая множество наименований цветовых оттенков, что помогает избавиться от стереотипов в изобразительной деятельности. Дидактическая игра «Цветовые угадайки» (2-3 класс) ориентирована на умение подбирать цветовую палитру красок. Ребёнок, получив карточку с различными цветовыми пятнами, должен определить, какие краски из ограниченного набора были использованы для получения данных цветов и воспроизвести этот результат. Умная, творческая, эмоциональная игра может стать не только эффективной формой приобретения и расширения знаний в области изобразительного искусства и действенным средством восприятия произведений искусства разных жанров, но и способствовать развитию коммуникативных качеств личности. Примером такой игры является сюжетно-ролевая игра «Художник и зрители» (4 класс). Дети делятся на две группы – художники и зрители. Зрители задают вопросы художникам по содержанию картины, её художественным особенностям; художники представляют себя в роли Шишкина, Поленова, Рембранта и как можно полнее отвечают на вопросы. В ходе игры дети меняются ролями. После её окончания с ними проводится беседа по процессу и результату ролевой игры.
Слайд 15
Действенным средством привлечения учащихся к творчеству с целью развития интереса к изобразительной деятельности являются выставки детского творчества: «Золотая осень», «Новогодняя сказка», «Портрет моей мамы», «Наши защитники» и другие. В школе они проходят регулярно и самые активные участники выставок - младшие школьники.
Слайд 16
Хорошим стимулом для учащихся является организация персональных выставок. На них представляются работы детей, достигших определенных успехов в художественном творчестве, в том числе проектные работы. Школьники охотно участвуют в районных и областных мероприятиях: ежегодных конкурсах рисунков «Красота спасет мир», «Белая берёза», «День птиц», «Международный день земли», «Полиция глазами детей». Жюри конкурсов отмечает нестандартность мышления и оригинальность художественного замысла наших детей. Лучшие свои работы, как с уроков, так и выставок школьники помещают в портфолио. Это говорит о значимости изобразительной деятельности в их жизни.
Таким образом, методы, приёмы, средства, формы работы на уроках изобразительного искусства способствуют индивидуальности развития личности младших школьников.
Слайд 17




Используемая литература
1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. – М. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004.
2. Бондарева С.А. Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. - Волгоград: Учитель, 2010.
3. Павлова О.В. Изобразительное искусство: обучение приемам художественно – творческой деятельности. - Волгоград: Учитель, 2008
4. Пожарская А.В. Изобразительное искусство. 2 – 8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков. - Волгоград: Учитель, 2011.
5. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006.













13PAGE 15


13PAGE 14415




Заголовок 115