ПРОГРАММА «Формирование патриотических качеств личности школьника в воспитательном процессе»


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа п. Томызь
Афанасьевского района Кировской области
ПРОГРАММА
«Формирование патриотических качеств личности школьника в воспитательном процессе»
Автор: Бузмакова Лидия Аркадьевна
МКОУ ООШ п. Томызь
учитель физической культуры высшей категории
Стаж работы: 31 год
2012г
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………...3
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………..................5
Сроки реализации программы………………………………………………….5
Циклограмма школьных мероприятий по формированию патриотических качеств личности школьника в воспитательном процессе………………………………………………………………………….5
Ожидаемые результаты………………………………………………………..10
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (далее – Программа) является продолжением государственных программ  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы», государственная программа констатирует необходимость обращения к ресурсу патриотизма как наиболее востребованному средству стабильного развития России и рассматривает формирование патриотического сознания Российских граждан, как одного из факторов единения нации. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияния на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования.
В условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений, утраты духовно-нравственной ориентации проблемы патриотического воспитания школьников особенно актуальны и определяются следующими основными причинами:
расширением неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства российских граждан;
усилением бездуховности, падением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения;
внедрение чуждых российскому менталитету, главным образом проамериканских ценностей, вытесняющих отечественную историю, культуру, традиции.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…”
В условиях вхождения России в пространство глобального мира патриотическое воспитание призвано конкретизировать современное понимание феномена патриотизма как приоритета и носителя целевых характеристик общественно-государственного развития России, источником, ресурса и движущей силы преобразовательной деятельности её граждан, основанной на идее служения Отечеству.
Деятельность педагогов в сфере воспитания патриотизма представляет собой целесообразное сочетание форм и методов патриотического просвещения с организацией патриотически-сообразной деятельности, стимулирования патриотически выраженного сознания школьников через взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса.
Данная программа представляет собой современное понимание значимости патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом.
Новизной программы является интеграция основных направлений патриотического воспитания в образовательном учреждении.
Приоритетными направлениями в системе патриотического воспитания в МКОУ ООШ п. Томызь были выбраны: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое.
Программа содержит систематизированное изложение концептуальных основ подходов школы, к патриотическому воспитанию обучающихся, определяет пути совершенствования содержания этой деятельности, предполагает воспитание гражданственности, формирование и коррекцию социально значимых ценностей, их углубление в процессе овладения знаниями и стимулирования социальной активности личности. Необходимо создание условий для реализации возможностей и способностей личности в различных видах социально значимой деятельности - развивающей и включающей творческое начало.
Основной целью программы является совершенствование системы патриотического воспитания в школе, обеспечивающей развитие у обучающихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решить задачи:
Формирование духовно-нравственных качеств личности.
Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Формирование общности интересов детей и родителей, через совместные творческие дела и знакомство с историей своей семьи, и чувства сострадания, заботливости по отношению к людям пожилого возраста.
Развитие у обучающихся патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите; гордости за русское оружие, уважения к русской военной истории, военной службе, военной форме одежды, воинским традициям отечественной армии.
Формирование в процессе занятий физической культурой и спортом опыта служения отечеству и готовности к защите Родины; развитие морально-волевых качеств личности детей.
Программа построена на принципах, позволяющих воспитывать образованную, нравственно и физически здоровую личность с активной гражданской позицией:
Принцип гуманистического воспитания (объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия); принцип природосообразности предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет;
деятельный подход (ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой);дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Сроки реализации программы
Программа реализуется в МКОУ ООШ п. Томызь с 2010года и была разработана на основе традиций воспитательной системы школы, основными составляющими которой являются:
изучение обучающимися истории Отечества и своей малой родины;
воспитание патриотизма;
работа по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса;
эстетическое развитие школьников;
экологическая деятельность;
развитие общей культуры личности;
воспитание толерантности.
Программа реализуется через все возрастные категории обучающихся в школе.
Циклограмма школьных мероприятий по формированию патриотических качеств личности школьника в воспитательном процессе
Наименование мероприятия Форма проведения Сроки проведения Направленность в системе патриотического воспитания Ответственные за проведение
Объект: младшие школьники
Урок России урок сентябрь гражданско-патриотическое кл. руководители
Пристрастия, уносящие жизнь беседа октябрь духовно-нравственное, спортивно-патриотическое социально-патриотическое кл. руководители
Баня моет, баня парит, и здоровья нам прибавит театрализованная игровая программа ноябрь духовно-нравственное историко-краеведческое, спортивно-патриотическое. зам. директора по ВР, учитель физической культуры
Споемте, друзья! конкурс инсценированной песни декабрь духовно-нравственное, историко-краеведческое,
военно-патриотическое учителя музыки, литературы, библиотекарь
Русский народ и его истоки
(возникновение русской земли) беседа январь духовно-нравственное, историко-краеведческое учитель истории
Мама, папа, я — спортивная семья семейный спортивный праздник март спортивно-патриотическое, социально-патриотическое учитель физической культуры
Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя! викторина апрель духовно-нравственное, историко-краеведческое учитель экологии
Салют победы! конкурс рисунков май духовно-нравственное, историко-краеведческое,
военно-патриотическое учитель рисования, кл. руководители
Поселок, в котором мы живем смотр знаний июнь социально-патриотическое, историко-краеведческое зам. директора по ВР
Объект: подростки
Урок России урок сентябрь гражданско-патриотическое кл. руководители
Думаем о будущем сегодня… просмотр презентаций октябрь духовно-нравственное, спортивно-патриотическое социально-патриотическое кл. руководители
Флаги России урок - викторина ноябрь гражданско-патриотическое, историко-краеведческое Учитель истории
«Я – гражданин России» классный час декабрь гражданско-патриотическое, духовно-нравственное кл. руководители
Возьми себе в пример героя
(по литературным произведениям о войне) читательская конференция январь духовно-нравственное, военно-патриотическое библиотекарь, учителя литературы
Истоки и угрозы международного терроризма конференция март гражданско-патриотическое, духовно-нравственное учитель ОБЖ, кл. руководители
Земля – наш общий дом познавательная игра апрель духовно-нравственное, историко-краеведческое учитель биологии
Приведение в порядок захоронений воинов, отдавших свою жизнь за нашу Родину акция май историко-краеведческое, военно-патриотическое, социально-патриотическое зам. директора по ВР
Солдатами не рождаются, ими становятся Устный журнал (встреча с интересными людьми) июнь духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, военно-патриотическое, социально-патриотическое зам. директора по ВР
Общешкольные мероприятия
Жизнь – территория здоровья спортивные состязания сентябрь социально-патриотическое, спортивно-патриотическое. учитель физической культуры
Подготовка к районному конкурсу художественной самодеятель-ности театрализованная постановка ноябрь -февраль духовно-нравственное, историко-краеведческое, военно-патриотическое, социально-патриотическое зам. директора по ВР, педагог - организатор, учителя музыки, литературы, библиотекарь
И помнит мир спасенный… конкурс творческих работ январь духовно-нравственное, историко-краеведческое, военно-патриотическое кл. руководители
Память жива конкурс плакатов март историко-краеведческое, военно-патриотическое, социально-патриотическое учитель рисования
Военная реликвия выставка апрель военно-патриотическое, социально-патриотическое библиотекарь
Ветеран живет рядом трудовой десант апрель военно-патриотическое, социально-патриотическое зам. директора по ВР
Мы участники Победы встреча с ветеранами, тружениками тыла май социально-патриотическое, военно-патриотическое педагог-организатор, кл. руководители
Посадка деревьев в честь Великой Победы акция май историко-краеведческое, военно-патриотическое, социально-патриотическое кл. руководители
К дню Победы в Великой Отечественной войне посвящается … праздничный концерт май духовно-нравственное, военно-патриотическое, историко-краеведческое педагог - организатор, зам. директора по ВР, кл. руководители
Турстарты семейный конкурс июнь духовно-нравственное, спортивно-патриотическое социально-патриотическое учитель физической культуры
Традиционно каждый год в феврале проводится месячник военно-патриотического воспитания обучающихся:
Название мероприятия, форма проведения Ответственный
Торжественная линейка к Дню Защитника Отечества зам. директора по ВР, педагог - организатор
Презентации:
-«Живая память» (посвящается памяти погибшим воинам в Афганистане)/15.02/;
-«Солдат войны не выбирает» (Об участниках боевых действий в Афганистане и Чечне, о моряках с подводной лодки «Курск);
- «Солдатушки бравы ребятушки» учителя ОБЖ и литературы
Игра «С поля боя – на «поле чудес»» библиотекарь
Утренник посвящённый «Дню памяти юного героя-антифашиста» /08.02/ педагог-организатор
Игра: «Зарница и зарничка» учитель физической культуры, кл. руководители
Урок мужества: « Герои Сталинградской битвы» учитель истории
Подборка материалов для оформления стенда «Ветераны войны и труженики тыла нашего посёлка» зам. директора по ВР
Литературно-музыкальная композиция «Фестиваль военной песни» учитель музыки
Конкурсная программа «Я готовлюсь стать защитником Отечества!» учитель физической культуры
Конкурс «А, ну-ка, мальчики!» учитель физической культуры
Поделки открыток поздравлений ветеранам войны и труженикам тыла, папам к 23 февраля учитель технологии
Поэтическая гостиная: «Русская воинская доблесть» библиотекарь, учителя литературы
Соревнования «Юный снайпер» учитель физической культуры
Видеоролик «Я служу России» учитель ОБЖ
Соревнования по «Зимнему полиатлону» учитель физической культуры
Соревнования по «Лыжным гонкам». учитель физической культуры
Общешкольная линейка. Подведение итогов месячника гражданско-патриотического воспитания у учащихся. зам. директора по ВР
Ожидаемые результаты
В результате работы по формированию духовно-нравственных качеств личности, гражданской ответственности и правового сознания ожидается:
создание системы патриотического воспитания на основе единства деятельности школы и различных структур;
активизация деятельности жителей поселка по воспитанию подрастающего поколения на духовно-нравственной, трудовой, культурной основе;
создание системы социально-педагогической и психологической защиты детей и подростков;
достижение сформированности у обучающихся гуманистического отношения к окружающим, культуры речи и поведения, внутренней потребности в саморазвитии;
активизация у подрастающего поколения жизненной гражданско-патриотической позиции;
оздоровление внутрисемейных отношений, формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений;
формирование образа выпускника – социально значимой личности.