Читательская компетенция как метапредметный образовательный результат


Читательская компетенция как метапредметный образовательный результатСетевая лаборатория словесников(МБОУ «СОШ № 12», МБОУ «СОШ № 19», МБОУ «Лицей») Содержание методических рекомендацийФормирование читательской компетентности – актуальная задача учителя-словесника.Чтение как универсальное учебное действие.Чтение и читательская грамотность.Читательская компетенция и метапредметные результаты.От теории к практике. Чтение – вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью чтения является получение и переработка письменной информации. Ф.И.ОСмысловое чтение – осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели; …определение основной и второстепенной информации, свободная ориентации и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей… (Фундаментальное ядро общего образования) Виды чтения углубленное чтениесобственно быстрое чтениевыборочное чтениечтение-просмотрчтение-сканированиеСпособы чтения Читательская грамотность – этоспособность человека понимать и использовать письменные тексты,размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Умения читательской грамотностиЧитательская грамотностьОпора на текстОпора на внетекстовое знание1Найти и извлечь(информацию)2Интегрировать и интерпретировать(сообщения текста)3Осмыслить и оценитьСодержание текстаФорму текста Уровни читательской грамотностиНайти и извлечь информацию из текстаИнтегрировать и интерпретироватьОсмыслить и оценитьНайти один или более независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию.Распознать главную идею или авторские намерения в тексте, когда требуемая информация в нем общеизвестна.Установить простые связи между информацией в тексте и общими повседневными знаниями.1 уровень (самый низкий уровень читательской грамотности) 2 уровеньНайти и извлечь информацию из текстаИнтегрировать и интерпретироватьОсмыслить и оценитьНайти один или несколько отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией.Определять главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории или истолковывать значения в ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы.Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями, либо объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях. Найти и извлечь информацию из текстаИнтегрировать и интерпретироватьОсмыслить и оценитьНайти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией.Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание много критериев. Работать с противоречивой информацией.Делать сравнения или устанавливать связи, оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста.3 уровень Найти и извлечь информацию из текстаИнтегрировать и интерпретироватьОсмыслить и оценитьНайти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Использовать глубокие идеи текста для понимания и применения категорий в незнакомом контексте. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям.Использовать академические и общеизвестные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов.4 уровень Найти и извлечь информацию из текстаИнтегрировать и интерпретироватьОсмыслить и оценитьНайти и установить последовательность или комбинацию глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работать с правдоподобной и (или) достаточно объемной информации.Истолковать значения нюансов языка либо продемонстрировать полное понимание текста и всех его деталей.Критически оценивать или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных и сложных текстов.5 уровень – самый высокий читательская компетенцияЧитательская грамотность Читательская компетенция Читательская компетентностьУ выпускников будет сформирована потребность в систематической чтенииУчащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтенияУчащиеся овладеют различными видами и типами чтения, основными стратегиями чтения Стратегии смыслового чтения и работа с текстом (из ФГОС) Спасибо за внимание!