Контрольно-измерительный материал по обществознанию для подготовки к ОГЭ (9 класс)


Прочтите текст и выполните задания 26-31.
Конкуренция и монополия
Конкуренция — это экономическое соревнование на рынке. Различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция характеризуется множеством производителей, которые изготавливают одну и ту же продукцию одинакового качества. Один производитель не может влиять на цены и спрос. Рынок совершенной конкуренции является редким исключением (рынок сельскохозяйственной продукции и ценных бумаг). Он подвержен колебаниям в результате изменения конъюнктуры, то есть спроса, предложения и т.д.
Несовершенная конкуренция имеет несколько видов. Олигополия подразумевает наличие нескольких крупных фирм, каждая из которых имеет определенную власть над предложением товаров и ценой. Олигополия может быть двух видов: чистая, когда все фирмы выпускают одну продукцию, и дифференцированная, когда продукция одного функционального назначения (сталелитейная, автомобильная и другие промышленности). Все фирмы в олигополии зависят друг от друга. Их поведение на рынке всегда взвешенно и учитывает поведение конкурентов.
Монополия — это форма конкуренции, когда на рынке действует только одна фирма, продукция которой является уникальной. Власть над ценой абсолютная. Вход на рынок невозможен. Недостатком монополии является отсутствие конкурентной борьбы, которая стимулирует научно-технический прогресс.
Методы государственного регулирования монополий: административный контроль в виде финансовых санкций, применяемых в случае нарушения антимонопольного законодательства; организационный механизм (снижение таможенных пошлин, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования); антимонопольное законодательство, запрещающее слияние крупных фирм. Особую роль выполняет государственный комитет по антимонопольной политике, который ведет реестр компаний с объемом производства 35% и более продукции данного вида. Антимонопольное регулирование применяется с целью уменьшения потерь общества от монополизации рынка.
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
27.Какие два вида конкуренции выделяет автор?
28.Какие два вида несовершенной конкуренции названы в тексте?
29.Автор называет три недостатка монополий. Назовите их и приведите примеры, иллюстрирующие эти недостатки.
30.На рынке государства Г. представлена только одна фирма, которая владеет технологией увеличения прочности металлических изделий. Эта фирма самостоятельно назначает цены на свою продукцию. Какой вид несовершенной конкуренции иллюстрирует данная ситуация? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.
31. Существует мнение, что конкуренция способствует эффективному развитию экономики. Согласны ли вы с этой точкой зрения? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.
Прочтите текст и выполните задания 26-31.
Рабочая сила
Носителем трудовых отношений в обществе является работающая часть населения. Эти люди, а также те, кто хотел бы работать, но не работает по различным обстоятельствам, представляют собой трудовые ресурсы. Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности. Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой законодательных актов. Сейчас граница трудоспособного возраста— 16 лет.
В зависимости от способности к труду различают трудоспособных и нетрудоспособных людей. Иначе говоря, люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте. К трудовым ресурсам относятся: население в трудоспособном возрасте (исключая инвалидов войны и труда I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях), работающие лица пенсионного возраста, работающие подростки в возрасте до 16 лет.
В современном мире существует тенденция к сокращению доли населения моложе трудоспособного и трудоспособного возрастов и увеличения доли населения старше трудоспособного возраста. Прогнозируется сокращение общей численности населения и доли населения в дорабочем возрасте и старение населения. Это может привести в будущем к сокращению численности населения в трудоспособном возрасте.
Различают экономически активное и экономически неактивное население. Экономически активное население (рабочая сила) — это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность этой группы населения включает занятых и безработных. Экономически неактивное население — это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся: учащиеся, студенты дневных учебных заведений; лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях и по инвалидности, лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками. В условиях рыночных отношений реальное значение для экономики имеет численность экономически активного населения — рабочей силы как фактора, образующего рынок труда.
26.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
27.Какие две категории населения автор выделяет в связи с их экономической активностью?
28.Какие три тенденции изменения в составе населения выделяет автор?
29.Автор выделяет две категории людей в зависимости от способности к труду. Назовите их и приведите примеры, иллюстрирующие данные категории.
30.13-летний В. подрабатывает после учебы в школе на мойке автомашин. Можно ли сказать, что В. относится к трудоспособным людям? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.
31.Ученые с тревогой отмечают, что в современном мире происходит сокращение доли экономически активного населения и рост экономически неактивного населения. Эту тенденцию оценивают как нежелательную для общества. Согласны ли вы с этой точкой зрения? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.