Разработка урока по теме: «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» 8 класс


Разработка урока
по теме: «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
8 класс

Девиз урока:
«Границ научному познанию и
предсказанию предвидеть невозможно»
Д.И. Менделеев.

Интегрирующая цель. В результате работы над учебными элементами (УЭ-1 - УЭ-4) создать активную познавательную среду для систематизации и обобщения полученных знаний по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов».

СХЕМА ДВИЖЕНИЯ ПО МОДУЛЮ

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Цель. Систематизировать знания учащихся об атоме: о составе, строении, свойствах (работа по вопросам).
УЭ-1.
1.Что такое атом?
2.Как мы пришли к такому определению?
УЭ-1-1. Состав атома.
1.Из каких частиц состоит атом?
2.Что является самой существенной частицей атома?
3.Как это мы выявили?
4.Что такое «изотоп»?
5. Что такое «ион»?
6.Кто может сказать количество атомов на земле?
УЭ-1-2.
Строение атома.
1.Какое строение имеет атом?
2.Каким способом мы изучали строение электронной оболочки атома?
3.Что такое энергетические уровни?
4.Что такое электронная орбиталь?
5.Какова последовательность заполнения орбиталей атомов электронами?
6.От чего это зависит?
УЭ-1-3.
Свойства атома.
1.Какой смысл мы вкладываем в выражение «свойства атома»?
2.Что такое «восстановление»?
3. Что такое «окисление»?
4. Что такое «восстановитель»?
5. Что такое «окислитель»?
6. Что такое «степень окисления»?
УЭ-2. Цель. Систематизировать знания учащихся о химическом элементе (работа по вопросам).
Что такое «Химический элемент»?
Каково количество известных науке химических элементов?
Каким способом мы выстроили систему химических элементов?
УЭ-2-1.
Работа с использ.комп.
Что изображено на мониторе? Что можно узнать по упрощенному варианту Периодической системы химических элементов?
Что можно узнать по обычному варианту Периодической системы химических элементов?
Какими данными еще можно было бы дополнить таблицу?
(название элемента, год открытия, атомная масса)
Из масс каких частиц складывается масса атома любого химического элемента?
В чем закономерность изменения относительных атомных масс химических элементов?
Привести формулировку Периодического закона в трактовке Д.И.Менделеева.
Привести современную формулировку Периодического закона.


Объяснить разницу в первом и во втором определениях.
УЭ-2-2.
(Дополнение Периодической системы значениями атомных масс.)
От чего зависит величина атомного радиуса химического элемента?
Как можно узнать о количестве энергетических уровней, опираясь на периодическую таблицу элементов?
Что такое период?
Охарактеризуйте периоды.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Номера периодов: ? ?
Количество элементов
в них соответственно: ? ?
5.От чего зависит величина радиуса атома элемента в периодах?
6. Что такое группа?
7.Охарактеризуйте группы.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Элементы каких
периодов входят
в состав: ? ?
Элементы каких
семейств относятся: ? ?




8.Как изменяется состав, строение, свойства элементов в периодах?



9. Как изменяется состав, строение, свойства элементов в группах?


















13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415










УЭ-3.
Работа с компьют. Ф.Х.
Этот модуль не оценивается. Учащиеся, работая с компьютером изучают каждый элемент в отдельности. 1.Функцион. таблица по цветам. На что указывает цвет? (самопроверка)
Учитель показывает информацию об Н. Далее учащиеся самостоятельно изучают по компьют. АI. Работа по вопросам; а) сколько изотопов у меди ?
б) определите электронную конфигурацию серы;
в) определите количество нейтронов у кислорода.
Используя компьют. можно также определить степень окисления элемента в соединении. Показывает на H2O. Учащиеся определяют степень окисления элементов в СО2, в С12Н22О11.
УЭ-4.
выполнение теста.
Рефлексия.

Инструктивная карта
Учебный элемент
Набранные баллы
Сумма баллов
Оценка

УЭ-1





УЭ-1-1





УЭ-1-2





УЭ-1-3





УЭ-2





УЭ-2-1





УЭ-2-2





УЭ-4







Если ты набрал 12-15 баллов (оценка «3»), то при выполнении УЭ-2 пользуйся тетрадью с конспектами. Если набрал 16-18 баллов (оценка «4»), то дома внимательно изучи конспекты, пока же переходи к следующему УЭ. Если ты набрал 19-20 баллов (оценка «5»), переходи к следующему.

Учитель химии
МОБУ Гимназия №2 с.Бураево
Алиева Э. Х.








13PAGE 15


13PAGE 14415



УЭ-4

УЭ-3

УЭ-2-2

УЭ-2-1

УЭ-2

УЭ-1-3

УЭ-1-2

УЭ-1-1

УЭ-1

Периоды

?

?

Группы

?

?


















15