ПРЕЗЕНТАЦИЯ по истории образование и наука в Средневековье


Образование и наука Средневековья Образование и наука УниверситетыКоллегииКнижный попитКакой была наука в средние века?4 Направления в наукеТенденции в алхимии“Канон” Образование и наука В эпоху Средневековья высокого уровня достигло образование и наука. Остановимся на образовании. Школьная и университетская наука была на одном из первых мест. Для обучения клириков использовались епископские и монастырские школы, в которых Боецием и Ф.Клесидором (487-578) было введено разделение «семи вольных искусств» на 2 части: тривиум ( 3 пути знаний грамматика, риторика, диалектика и кведриум (четыре пути знаний: геометрия, арифметика, астрономия и музыка). Университеты В ХІІ-ХІІ ст. на базе таких школ возникли университеты. В 1200 р. во Франции основано Парижский университет. В Англии были такие известные школы, как Болонская юридическая и Солеринская медицинская. В ХІІ ст. появляются и другие университеты: Оксфордский, Кембриджский в Англии, Соломонский в Японии, на медицинском факультете университета занималось не больше 50 человек. Главным центром образования стала академия в Ахени. Сюда были приглашены наиболее образованные люди той Европы. Известным деятелем Керомичного возрождения стал Алкуин. Он призывал не пренебрегать “человеческими науками”, обучать детей грамоте и философии, чтобы они имели добраться к вершине науки (мудрости). С ХІV ст. география университетов расширяется. Коллегии Набирают развитие коллегии (отсюда- колледж). Сначала так назывались общежития студентов, но постепенно коллегии становились центром знаний, лекций, диспутов. Основанная в 1257г. духовником французского короля Габеротом де Сорбон коллегия, названная Сорбоною, помалу разрослась да так закрепила свой авторитет, что по ее имени стал называться весь Парижский университет. При церкви Св. Апостолов было создано высшую медицинскую школу. Книжный спрос С развитием школ и университетов расширился спрос на книгу. В раннем средневековье книга была предметом роскоши. Книги писали на пергаменте. Листы пергамента сшивались при помощи тонких крепких шнуров и размещались в переплет из дощечек, обтягивались кожей, иногда были украшены драгоценными камнями и металлами. Написанный переписчиками текст украшался нарисованными большими буквами-инициалами, заставками, а позднее – чудесными миниатюрами. С ХІІ ст. книга стала более дешевой, открываются городские мастерские по переписыванию книг, над которыми работают не монахи, а ремесленники. Какой была наука в средние века? Наука в средние века бала в основном книжной оправой. Она опиралась на абстрактное мышление и лишь незначительной мерой на эксперимент, поскольку еще не ставила перед собой прагматичной цели, не вмешивалась в природный ход событий, а старалась понять мир в процессе наблюдений. 4 Направления в науке В науке выделяют 4 направления: первый физико-химический, ядром которого было учение о движении на основе натурфилософии аристотелизма. Второй - учение о свете; оптика была частью общей доктрины - "метафизики света". Третий - наука о живом; она охватывала комплекс вопросов о душе, как источник растительной, животной и человеческой жизни, в духе аристотелизма. Четвертое направление касалось астролого-медицинских знаний, в том числе алхимии. Своеобразие алхимии заключалась в том, что она объединяла в определенную целостную систему научные обобщения и фантазию, рациональную логику и мифологию, будучи связана с особыми средневекового мышления. Алхимия представляет собой специфический феномен средневековой к-рн - нечто целостное, что включает в себя такие компоненты, как научные обобщения. Алхимический рецепт - это форма познания природы. Согласно христианской догматики мир является изделием (Лактанций), т.е. мир вышел из рук бога завершенным, совершенным. Вот почему любое действие - лишь комментирования мира, копирование образца. Тенденции в алхимии Тем временем в алхимии якобы вместе происходят нерационалистическая и рационалистическая тенденции средневековой культуры Запада. Выдающимся в то время популяризатором науки был Ибн-Сина (Авиценна) - врач, философ (980-1037). Свое детство и юность провел в Бухаре, где под управлением учителей изучал философию, математику, медицину и начал научную и врачебную деятельность. Слава о нем, как о враче росла очень быстро и он был приглашен к заболевшему эмиру Нух ибн Мансуру, за успешное лечение которого Ибн Сине было разрешено пользоваться богатыми книгохранилищами эмира. Здесь он занимался медициной. Основная медицинская работа Ибн Сины - «Канон врачебной науки", над которой он работал много лет. “Канон” "Канон" является фундаментальной энциклопедией медицинских знаний эпохи Восточного средневековья. В этой работе изложена теория медицины (анатомия, физиология, симптоматология), учение о лекарственных веществах, частная патология и терапия. В нем последовательно проводилась мысль о защите организма от болезней, о роли физических упражнений в укреплении здоровья; излагаются вопросы гигиены и диететики, гигиены жилья, питания; описанные операции камнесечения, лечение ран и травм, кровопускание (показания и противопоказания). Раны Ибн-Сина рекомендовал обрабатывать вином. Известные греческим, индийским врачам древности, лекарственные методы он дополнил новыми, особенно ртуть в качестве минеральных средств (путем втираний) для лечения сифилиса. При обследовании больных Ибн-Сина рекомендовал слушать грудь ухом, прослушивать живот, различал звук тупой и темпатический, почти на 1000 лет опередил методы аускультации и перкуссии. Его работа "Канон" переиздавалась 35 раз в др. Пол. 17 века и была на уровне с работами Галена, основное руководство которого велось преподаванием медицины. Ибн Сена также был талантливым популизатором науки, мастером поэтического слога. До нас дошли некоторые его работы.