Программа социальной адаптации подростков


Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению.
Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям.


Программа социальной адаптации подростков


Обоснование:
Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.
Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.
Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром.
Относительно данного вопроса представляют интерес интеллектуальные способности человека, а именно те из них, которые обеспечивают понимание людей и социальных ситуаций. Эти способности определены в психологии как социальный интеллект.
Термин социальный интеллект был введен для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Социальный интеллект представляет собой способность адекватно понимать поступки и действия людей, обеспечивающую гладкость во взаимоотношениях с ними.
Социальный интеллект включает следующие аспекты:
умение предвидеть последствия поведения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации;
способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям;
уровень речевой экспрессии (чувствительность к характеру и оттенкам речи);
способность анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, находить причины определённого поведения.
Чаще всего «дальновидность в межличностных отношениях» формирует опыт, который у подростков еще слишком ограничен. Хотя сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своём поведении являются основными новообразованиями в подростковом возрасте, для того, чтобы эти новообразования формировались, необходима активная включенность подростка в выполнение самых разных форм общественно-полезной деятельности, предусматривающих определённые отношения со сверстниками и взрослыми.
То есть, важно целенаправленно развивать способности подростков к пониманию людей и социальных ситуаций. Необходимо определять действенные адаптивные механизмы и создавать специальные программы для подростков, ведущие к повышению их адаптивных возможностей.
Программа социальной адаптации подростков создает условия для развития социального интеллекта подростков, что способствует их адаптации в социуме.
Целью программы социальной адаптации является развитие адаптивных возможностей подростка.
Задачи:
1. Развитие каждого из аспектов социального интеллекта.
2. Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
3. Обучение подростков некоторым приёмам общения и расширения ролевого репертуара.

Для решения поставленных задач выбраны следующие средства:
1.Групповая деятельность – социально-психологический тренинг.
2.Индивидуально-коррекционная работа с подростками.
3.Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель – ученик».
Программа предназначена для подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением - учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и пр.
Количество подростков, принимающих участие в групповой коррекционной работе – 10-12 человек.
Объём тренинговой работы – 21 час.
Режим работы:
тренинг – семь 3-часовых занятий 1 – 2 раза в неделю;
индивидуально-коррекционная работа – обязательна по результатам диагностики; далее – по запросу.
Для проведения групповой работы необходим кабинет, можно учебный класс, и помещение для индивидуального консультирования.
Коррекционную работу проводят два педагога-психолога, владеющие методами индивидуального консультирования и имеющие опыт ведения групп (ведущий и соведущий тренинга).
При проведении индивидуальных коррекционных занятий эффективно использование техник нейро-лингвистического программирования, элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии.
Использование перечисленных техник и методов предоставляет возможность прекращения нежелательного поведения путём предоставления лучших вариантов поведения; изменения эмоционального состояния или реакции человека в данной ситуации; переоценивание причиняющих беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта.
В социально-психологическом тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения.
Завершение тренинга эффективно работой с метафорой изменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста и в качестве диагностического средства, которое позволяет определить возможные направления последующей индивидуальной коррекции.

Шаги реализации коррекционно-развивающей программы.
Измерение социального интеллекта подростков.
Проведение индивидуальных консультаций для подростков с целью их ознакомления с уровнем развития своих способностей понимать поведение окружающих и согласовывать свои поступки с реакцией окружающих. Во время консультации необходимо проводить мотивирование подростков на участие в социально-психологическом тренинге.
Проведение социально-психологического тренинга, состоящего из 7 занятий длительностью 3 часа, общий объем – 21 час.
Итоговое измерение социального интеллекта подростков.
Для диагностики эффективно использование методики исследования социального интеллекта Михайловой Е.С., представленной адаптацией теста Дж.Гилфорда и М.Салливена.

Логика построения групповых коррекционных занятий:
1 занятие – создание благоприятных условий для работы группы, самопознание;
2 занятие – развитие самоанализа и углубление самораскрытия; развитие коммуникативных навыков;
3 занятие – развитие невербальной экспрессии, формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации;
4 занятие – сопоставление информации о себе «изнутри» и «извне»; формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;
5 занятие – приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач, развитие вербальных средств общения;
6 занятие – закрепление полученных умений и навыков самоанализа и самокоррекции;
7 занятие – самокоррекция развития на подсознательном уровне при помощи метафоры изменения, активизации ресурсных механизмов возраста.
Сроки реализации программы социальной адаптации, включая индивидуальную и групповую коррекцию – 2 – 3 месяца.














Занятие. Умение жить среди людей
Цели:
создание благоприятных условий для работы группы;
принятие правил работы;
определение индивидуальных кооперативных стилей отдельных участников;
начальное освоение способов самораскрытия и активного стиля общения.
Знакомство (проверить, как запомнили друг друга, включив перемену мест).
Принятие правил работы в группе.
Ожидания, связанные с работой в группе
Назначение: получить первый опыт – говорить в группе.
Игра «Встаньте в круг».
Назначение:
создание общей атмосферы тренинга;
построение доверительных отношений участников.
Участники собираются вокруг ведущего. По команде они начинают передвигаться с закрытыми глазами в любом направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить разговоры). Через некоторое время ведущий подает сигнал хлопком в ладоши. Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток.
Обсуждение: как себя чувствовали во время игры; что помогало, что мешало выстроиться в круг.
Игра «Меняются местами те, кто»
Назначение:
интенсивное физическое взаимодействие;
создание общей атмосферы тренинга;
диагностика динамики поведения участников.
Упр. «Мои добрые дела»
Назначение:
развитие умений анализировать свои поступки;
настрой на доброе отношение друг к другу.
Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом.
Разминка.
Изобразить, как ходит:
глубокий старик;
младенец, только начавший ходить;
солдат;
пьяный;
влюблённый, ожидающий свидания;
робот;
горилла и т.п.
Назначение: снять напряжение и усталость.
Упр. «Мои сильные стороны»
Назначение:
формирование доверия к самому себе;
развитие умений думать о себе положительно.
9.Подведение итогов.
Очень часто участники находят, что сказать по поводу занятия вслух. Актуальным является ответ на вопрос «Как вы себя чувствуете?»

























Занятие. Пути к успеху
Цели:
способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа;
совершенствовать коммуникативные навыки.
Приветствие «Я рад тебя видеть».
Напоминание о правилах работы в группе, необходимые уточнения.
Упражнения на представление чувства собственного достоинства
Участники перебрасываются мячиком и объясняют.
а) «Ругать – это значит»
б) «Если человека ругают, то он»
«Скульптор» изображает скульптуру человека, которого ругают.
Обратная связь:
какие чувства испытывает человек, находящийся в роли скульптуры;
какую позу принял бы, если бы сам был своим «скульптором».
а) «Хвалить» – это значит»
б) «Если человека хвалят, то он»
«Скульптор» изображает скульптуру человека, которого хвалят.
Обратная связь – аналогично I.
Проблема: что требуется, чтобы вести себя достойно.
Назначение упражнения:
проанализировать влияние на уверенность человека отношения к нему др. людей;
Вывести участников на представление о чувстве собственного достоинства.
Разминка. Игра «Леди и джентльмены»
Упр. «Список претензий»
Назначение: осознание, что человек имеет право быть самим собой, что жить среди людей, постоянно предъявляя им претензии, нельзя.
Игра «Воздушный шар»
Назначение:
демонстрация того, что люди часто не умеют продуктивно общаться;
подведение к выводу: необходимо искать цивилизованные пути выхода из ситуации.
Разминка. Физические упражнения – ведущие по очереди.
Назначение: снятие напряжения и усталости.
Откровенно говоря
Подведение итогов.


Занятие.
Цели:
способствовать развитию умений видеть, чувствовать, адекватно воспринимать др. людей, ситуации, возникающие в процессе общения;
формировать внимательное отношение друг к другу, к другим людям;
возможная коррекция восприятия участниками др. людей;
развитие внеязыковых средств общения.
Приветствие (невербальное).
Анализ анкет. Необходимые комментарии.
Психологический этюд «Замочная скважина».
Представить, что у двери стоит человек и подглядывает через замочную скважину в комнату (не кабинет).
впечатления от поступка этого человека;
в комнате находится «Я». Свои чувства к этому человеку, действия.
Назначение:
обеспечение личностной конфиденциальности участников;
возможная коррекция поведения.
Упр. «Грани сходства» (3, с.68).
Назначение: дать возможность понять, что люди имеют общие черты или качества, несмотря на свою индивидуальность и отличия от других.
Упр. «Мимика и жесты» (5, с.9).
Назначение:
развитие невербальных средств общения;
формирование более свободного стиля общения.
Невербально выразить два противоположных состояния:
гнев и спокойствие;
усталость, бодрость;
разочарование, восхищение;
обида, прощение;
печаль, радость;
волнение, безмятежность;
досада, удовлетворённость;
сомнение, уверенность;
Разминка «Путаница» (6, с.111).
Назначение: групповое сплочение.
Конструирование образов. Психодрама.
Конструирование образов подростка и его друга.
Ролевое проигрывание созданного сюжета.
Материал: фольга, вата. (Необходимо знание ведущим техники конструирования образов)
Назначение:
выявление основных способов взаимодействия каждого члена группы со сверстниками;
формирование эффективных способов общения.
Откровенно говоря
Подведение итогов.

Занятие №4
Цели:
продемонстрировать разное видение участниками одного и того же человека, одной и той же ситуации;
выявить индивидуальные особенности общения;
формировать эффективные способы общения.
Приветствие. Каждый участник (по-очереди) – в центре круга. Остановить приближающегося участника, приветствовать друг друга.
Анализ анкет. Необходимые комментарии.
Упр. «Ассоциации»
Назначение:
дать возможность каждому участнику узнать, как его воспринимают другие;
коррекция собственного восприятия других людей.
Ролевая гимнастика
Продекламировать «У лукоморья»
Назначение:
снятие напряжения;
подготовка к ролевым играм.
Конструирование образов. Психодрама.
Конструирование образов подростка и значимого взрослого, с которым не всегда гармонично складываются отношения.
Ролевое проигрывание созданного сюжета.
Назначение:
выявить основные способы взаимодействия подростка со взрослыми;
совершенствовать вербальные и невербальные компоненты общения;
корректировать восприятие подростками других людей.
Откровенно говоря
Подведение итогов.

Занятие №5
Цели:
Приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач;
Поиск новых форм взаимодействия в контактах с окружающими, способов реагирования в сложных ситуациях.
Приветствие: «Мне приятно с тобой общаться, потому что»
Анализ анкет «О.г.». Необходимые комментарии.
Дискуссия. Группа делится на две подгруппы, каждая из которых по очереди исполняют роль участников дискуссии и наблюдателей.
Дискуссионные вопросы:
Куда поехать летом на каникулы?
Где лучше жить: в квартире многоэтажного дома или в частном доме?
Обсуждение: что помогает и что мешает придти к общему решению?
При анализе первые высказываются наблюдатели, потом – участники.
Упр. «Чувствую себя хорошо» (4, с.35).
Упр. «Вверх по радуге» (4, с.35).
Назначение: снять напряжение, справиться с раздражением.
Упр. «Грани различия» (3, с.77).
Назначение: дать возможность понять, что, несмотря на свои различия, люди могут и должны находить общий язык.
Упр. «Установить контакт с группой»:
грубияны;
самоуверенные, считающие себя «избранными».
Назначение: дать возможность попытаться найти общие точки для развития диалога в сложных ситуациях.
Разминка. Упр. «Сплетня».
Назначение:
снять усталость;
продемонстрировать казусы, возникающие при передаче информации «от третьего лица»
«Необитаемый остров» (3, с.79).
Назначение:
усилить чувство необходимости слушать друг друга;
продемонстрировать умение поиска цивилизованных путей выхода из сложных обстоятельств;
развивать навыки общения.
Откровенно говоря
Подведение итогов.




Занятие. Расскажи мне обо мне
Цели:
Закрепление полученных навыков и умений самоанализа и самокоррекции в сфере общения;
Осознание качественных изменений, обеспечивающих человеку ориентацию в социальной деятельности.
1.Приветствие.
2.Обсуждение анкет. Необходимые комментарии.
3.Психологический этюд «Одиночество».
Назначение:
Анализ причин, порождающих одиночество;
Настроить на спокойное восприятие личностных недостатков;
Побудить к стремлению постоянно работать над собой.
4.Игра «Испорченный телефон жестов»
Назначение:
Снятие напряжения;
Оценка собственного уровня внимательности в общении с окружающими.
5.Психологический этюд: «Как я справляюсь со своими проблемами» (пантомимическая метафора).
Назначение:
снизить защитные реакции, связанные с риском самораскрытия;
закрепить доверие группе.
6.Упражнение «Метафора на себя»
Назначение:
развивать готовность сопоставлять собственный опыт с опытом других;
активизировать самосознание, взаимное принятие.
7.Социометрия у стены
Назначение: создание ситуации риска, настоящего личностного риска «здесь и теперь» с целью непосредственного ощущения принятия себя и других людей такими, каковы они есть.
8.Откровенно говоря
9.Подведение итогов.







Занятие. Быть уверенным – это здорово.
Цели:
формирование чувства собственной значимости;
активизация ресурсных механизмов возраста.
1.Приветствие.
2.Обсуждение анкет. Необходимые комментарии.
3. Упражнение «Связующая нить»
Назначение:
формирование чувства близости с другими людьми;
формирование чувства собственной значимости.

4.Техника «Семейный портрет»
Назначение:
углубить обратные связи, видение друг друга;
стимулирование процессов самосознания; выражения и рефлексии межличностных отношений.
5.Работа с метафорой Ж.Туре «История желудя» прослушивание метафоры, изложение.
Назначение:
преодоление имеющихся трудностей и восстановление нормального хода развития подростка;
активизация ресурсных механизмов возраста.


















Литература:
Александровская Э.М. и др. Технология психологической работы с подростками в массовой школе. Ж-л практического психолога, 1996, №3, №4, №5.
Лидерс А.Г. Психологические игры с подростками Ж-л практического психолога, 1996, №5,№4.
Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи» Метод. разработки соц.-психологического. – М. Новая школа, 1996.
Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997.
Свистун М.А. Программа соц.-психологического тренинга общения для старшеклассников.
Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., Интерпракс, 1995.

Результативность работы.
Практически все подростки, участвующие в коррекционно-развивающей работе, повышают социальный интеллект: в некоторых случаях повышается уровень отдельных интеллектуальных способностей (предвидение последствий поведения; понимание невербальной или вербальной экспрессии), чаще всего повышается общий уровень социального интеллекта (композитная оценка).
Главным результатом является то, что педагоги, работающие с подростками, отмечают положительные изменения в поведении ребят, в их готовности к проявлению доброжелательности и готовности к сотрудничеству.







15